Слайд 1Алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему
Шадрина Анастасия Алексеевна
преподаватель Омского
филиала Высшей школы народных искусств (институт),
аспирантка кафедры русского языка
ФБГОУ ВПО «ОмГУ им.Ф.М.Достоевского»
Слайд 2Как сформулировано задание?
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского:
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего
нельзя было бы передать русским словом».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
К.Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 8Что нужно для этого сделать?
Правильно понять тезис и составить рассуждение
на его основе
Привести два примера-аргумента из текста, верно указав их
роль в тексте
Соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), написать его связно и логично
Верно выстроить композицию текста (вступление, основная часть, заключение)
Слайд 9Алгоритм работы:
Внимательно прочтите высказывание, подчеркните ключевые слова
Определите, о
каком языковом явлении идет речь в этом тезисе. Подумайте, к
какой тематической группе его отнести:
Лексика и фразеология
Лексика и грамматика
Морфемика и морфология
Синтаксис
Пунктуация
Язык и речь
Язык художественной литературы, средства речевой выразительности
Слайд 10
Пишем вступление
Во вступлении необходимо сформулировать позицию автора высказывания (объяснить
смысл высказывания) и выразить своё отношение к ней.
- формулируя свое понимание
тезиса, можно и нужно опираться на ключевые слова высказывания, выделенные в пункте 1
Слайд 11
Например:
Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для
чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех
его составных элементов.
А. И. Тихонов
Я понимаю высказывание лингвиста А.И.Тихонова следующим образом: в каждой части слова содержится определенный смысл, а если соединить значения всех элементов слова, то мы получим общий смысл слова. Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.
Слайд 12Клише
Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) (имя, фамилия, отчество)
утверждает (или пишет, замечает): «Цитата». Я полностью согласен с автором
и понимаю эти строки так: …
Я понимаю высказывание известного лингвиста (филолога, писателя) (имя, фамилия, отчество) следующим образом:… Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.
Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество), который писал: «цитата». По-моему, в этом высказывании речь идет о…
Слайд 13
5) Подобрать примеры-аргументы из текста
Вспомните, о каком языковом явлении идет
речь в данном высказывании
Найдите примеры данного явления в тексте
Выпишите их
или укажите номер предложения.
Укажите роль этого языкового явления в тексте/предложении/словосочетании/слове
- Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац
Слайд 20Клише
Аргумент 1
Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста…
Чтобы подтвердить
сказанное, обратимся к тексту.
Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере
предложения… текста.
Пример этого языкового явления можно найти в предложении ….
Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…
Рассмотрим предложение…
Предложение … подтверждает мысль о том, что ….
Аргумент 2
Также убедительным аргументом может стать…
В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения …
Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…
Слайд 21
6) Пишем заключение
Подведите итог своему рассуждению
Подчеркните, что вы доказали верность
тезиса и правоту ученого
Например:
Итак, мы доказали, что общий смысл
слова составляется из смыслов каждой его части. Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста А.Н.Тихонова справедливо.
Слайд 22Клише
Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога)
(имя, фамилия, отчество) справедливо.
Можно сделать вывод о том, что прав
был известный лингвист (писатель, филолог) (имя, фамилия, отчество), утверждавший, что …
Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) верно (справедливо).
Слайд 23
7) Медленно прочитайте свое сочинение. Проверьте:
- нет ли грамматических ошибок
-
не нарушена ли связь слов
- не встречалось ли одно и
то же слово в предыдущей фразе или в последующих
- не нарушена ли логика изложения
правильно ли разделен текст на абзацы (их должно быть четыре!)
8) Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста:
- найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом);
разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в нем знаков препинания.
9) Перепишите сочинение на чистовик. Работа должны быть написана аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 24Желаем успеха и максимального балла на экзамене!