Слайд 1Аналитико-синтетический метод обучения грамоте
и его особенности
в специальной (коррекционной)
школе VIII вида
Слайд 2Краткий обзор ранее существующих методов обучения грамоте
Буквослагательный метод
Дети
заучивали буквы, затем складывали слоги и заучивали их.
Дальше шли упражнения
в чтении слов по складам с называнием букв каждого слога в отдельности.
Наконец, переходили к чтению слов «по верхам», т. е. без называния букв и складывания слогов
Слайд 3Слоговой метод
Учащиеся заучивали буквы, потом слоги, не называя отдельных букв.
Этот метод был близок к буквослагательному.
Исходной основой в обучении грамоте
по буквослагательному и слоговому методам являлась буква.
Слайд 4Звуковой метод
Основой обучения грамоте становится звук
В звуковом аналитическом методе к
звуку идут делением фразы на слова, слов на слоги, слогов
на звуки, т. е. обучение строится аналитическим путем.
В звуковом синтетическом методе от звука идут к слогу, от слогов — к словам, потом к предложениям.
При обучении грамоте используется и
аналитико-синтетический метод, когда аналитическая и синтетическая работа сочетаются.
Слайд 5Метод целых слов
Возник в начале 20 в. в США
и связан с особенностями английского языка.
Метод требует зрительного запоминания
большого количества слов и их графического изображения без расчленения на звуки и буквы.
Слайд 6Основные положения
аналитико-синтетического метода обучения грамоте в общеобразовательной школе.
1.
Метод называется звуковым, так как в основе обучения грамоте лежит
звук.
2. Метод называется аналитико-синтетическим, так как анализ и синтез сочетается на протяжении всего обучения.
3. Порядок изучения звуков и букв обусловлен принципом частотности, чем чаще звук повторяется в словах, тем раньше он изучается.
4. Основной слоговой структурой, которая лежит в основе чтения и которая специально изучается – это слог слияния (прямой открытый слог – СА, МА, ПА…)
Слайд 75. Все остальные слоговые структуры изучаются на базе слога слияния,
то есть спонтанно.
6. Весь период обучения грамоте делится на 3
этапа:
- добукварный
- букварный
-послебукварный
На первые два этапа отводится примерно 3,5 месяца.
7. Добукварный период длится две недели и нацелен на знакомство учащихся со звуковым анализом слова.
8. Письмо и чтение идут параллельно. На 1-м уроке дети знакомятся с печатной буквой, читают ее. На следующем уроке знакомятся с письменным вариантом этой же буквы.
9. В течение всего периода обучения грамоте идет активная работа по развитию речи учащихся.
Слайд 8Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения грамоте в специальной (коррекционной) школе
VIII вида.
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида положения 1,
2, 4, 8, 9 сохраняются неизменными.
Остальные позиции подвергаются корректировке.
Слайд 93. Порядок изучения звуков и букв изменяется.
Порядок определяется несколькими
факторами:
- сначала изучаются те звуки и буквы у которых меньше
число вариантов произношения (это гласные звуки – А, У; глухие согласные, твердые).
- раньше изучаются те звуки, которые легче сливаются в слог (сонорные, щелевые), потом взрывные (д-т, г-к, б-п)
- изучаются раньше те звуки, которые сохранны в речи учащихся.
- в последнюю очередь изучаются малочастотные звуки (ф,щ,э)
Слайд 105. Корректировке подвергается и порядок изучения слоговых структур:
- изучаются слоговые
структуры из двух слогов (ау, уа)
- слог, который образован на
основе присоединения одного звука к другому (ам).
- согласный +гласный (согласный произносится в укладе гласного)
- согласный + гласный + согласный (сын)
- согласный мягкий + гласный + согласный (мир)
- согл + согл + гласный + согласный(стол)
- согласный + гласный + согласный + согласный (мост)
- согласный + гласный + мягкий согласный (рысь)
Слоговые структуры изолированно вводятся в процессе обучения.
Слайд 11
6. Период обучения разбивается на два этапа:
- добукварный
- букварный
Послебукварный период
переносится на 2 год обучения
Слайд 12
7. Добукварный период может длиться от 1 года
до 1
месяца
Цели этого периода:
- изучение учащихся
- приучение к школьной обстановке
- развитие
слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа
- коррекция недостатков зрительного восприятия и пространственной ориентировки
- координация мелкой моторики мышц пальцев рук
- развитие четкости работы артикуляционного аппарата
Слайд 13
10. Наряду с аналитико-синтетическим методом специальная (коррекционная) школа активно использует
элемента слогового метода, так как у умственно отсталых детей механическая
память наиболее сохранна.
Вводятся дополнительные позиции:
Слайд 14 11. В условиях специальной (коррекционной) школы в большей степени,
по сравнению с общеобразовательной, используют различные наглядные опоры:
- Картинная азбука,
названия предметов на которой начинаются с того звука, который изучается, начертание предметов должны быть похожи на начертание букв.
- Палочки для выкладывания букв
- Буквы, вырезанные из наждачной бумаги
- Слоговые таблицы