Слайд 1Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и
литературы
Мастер-класс учителя русского языка и литературы Смагиной Е.В.
Слайд 2Сей разумное, не забывай о добром и вечном, и большего
не надо!
Е. Н. Ильин
Слайд 3 Сей! Что?
Сей! Как?
Сей! Зачем?
Слайд 4Теория + практика = поиск.
Что? Как? Зачем? – главные вопросы
воспитания и обучения.
Слайд 5Методика критического мышления включает три этапа (стадии):
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Слайд 6Задачи первой стадии – «Вызова»:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у
ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес
к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Слайд 7Задачи второй стадии – «Осмысления»:
- получить новую информацию;
- осмыслить
ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Слайд 8Задачи третьей стадии – «Рефлексии»
осмыслить, обобщить полученную информацию;
-
присвоить новые знания, новую информацию, полученную на уроке;
- сформировать собственное
отношение к изучаемому материалу.
Слайд 9Методические приемы стадии «Вызов»:
«Корзина идей, понятий, имён…
«рассказ- предположение по
ключевым словам;
графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;
верные и неверные
утверждения;
перепутанные логические цепочки и другие
Слайд 10Кластер
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того
или иного понятия. В переводе означает пучок, созвездие.
На стадии
вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Слайд 11Приём “Корзина идей, понятий, имен”
Это прием организации индивидуальной и групповой
работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося
у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.
Слайд 12Приём “Да-нет”.
Универсальный приём : способен увлечь и маленьких, и взрослых;
ставит учащихся в активную позицию.
Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Слайд 13Методические приемы стадии «Осмысление»:
Работа с текстом
Работа со схемой, таблицей
Просмотр эпизода
из фильма
Материал учебника
Слайд 14Маркировочные знаки:
«!» — Я это знал.
«+» — Новое для меня.
«–»
— Вызывает у меня сомнение.
«?» — Вопрос.
Прием «Инсерт»
Слайд 16Приём «Толстый и тонкий вопрос»
Это прием из технологии развития критического
мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать
вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Слайд 17Методические приемы стадии «Рефлексия»:
заполнение кластеров, таблиц;
возврат к ключевым
словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям;
ответы на
поставленные вопросы;
написание творческих работ: синквейнов, эссе, диамант;
исследования отдельных вопросов темы и другие
Слайд 18 Приём «До-После»
Описание: прием из технологии развития критического мышления.
Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием,
актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
Формирует:
умение прогнозировать события;
умение соотносить известные и неизвестные факты;
умение выражать свои мысли;
умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполяняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.
Слайд 19
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке..
Формирует:
умение
задавать вопросы;
умению выражать свое эмоциональное отношение к ответу.
Ученик
задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я не удовлетворён, потому что …»
Пример.
«Хочу спросить. В каких случаях логическая формула неверно описывает заданное выражение?» После ответа. «Я удовлетворен, так как понял, что в случае несоблюдения приоритета операций возможна ошибка».
Приём «Хочу спросить»
:
Слайд 211. Герасим?
2. Барыня?
3. Степан, передав приказ барыни?
4. Политическая ситуация?
5. Общественное
мнение?
6. И.С.Тургенев?
Почему ты так считаешь, обоснуй
свой ответ, оформи свои мысли в сочинении-эссе
Кто утопил Муму?
Написание эссе
Слайд 22Сегодня на уроке я узнал …
В группе работать мне было…,
потому что …
Помогал мне …
Мешал мне ...
Больше всего мне понравилось…
Труднее
всего было …
Слайд 23Приемы развития критического мышления формируют:
Способность находить нужную информацию, критически осмысливать,
систематизировать;
Переводить визуальную информацию в вербальную и обратно;
Находить ошибки в информации,
высказывать обоснованные аргументы;
Умения длительное время собирать и систематизировать тематическую информацию.