Слайд 1Прочитайте текст. Найдите слова неизвестной вам части речи. Выпишите их.
Угадай,
кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке.
Неужели
дятел?
Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.
Так ты птица осоед?
Как же осоед! Еще я ем гусениц и личинок.
Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
Ну тогда ты, наверное, лесная мышь.
Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
Хорошо! Тогда ты конечно кошка!
Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
Ладно, ты – цапля.
Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
Точно, куница!
Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок, ягоды и грибы.
Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.
Как вы думаете? Слова какой части речи вы выписали?
Слайд 3Что это такое?
Попробуйте дать определение этому понятию
Слайд 4ЧАСТИЦА – это служебная часть речи,
включающая слова, которые придают
различные дополнительные смысловые, эмоциональные и модальные оттенки отдельным словам и
предложениям.
Слайд 5По значению частицы делятся на 5 групп
Слайд 6Роль частиц, принадлежащих к различным группам
Смысловые частицы выражают особые смысловые
оттенки:
Указательные (вот, вон, это, оно)
Уточнительные (именно, как раз, просто, ровно,
точно)
Ограничительные (лишь, только, все, исключительно, только лишь, хоть бы, хотя бы, просто)
Усилительные (даже, еще, же, просто, то)
Слайд 7Модальные частицы выражают точку зрения говорящего на сообщаемый факт, на
действительность. Они подразделяются на:
Модально – волевые (давай, да, -ка, пускай,
пусть)
Утвердительные (да, так, ага, точно)
Отрицательные (не, нет, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не)
Вопросительные (а, да, ли, неужели, разве)
Слайд 8Эмоциональные частицы усиливают выразительность речи
Ведь, как, ну
и, о, что за
Слайд 9Словообразующие частицы образуют слова
кое, либо, не, ни,
нибудь, то
Слайд 10Формообразующие частицы образуют грамматические формы (условное и повелительное наклонение глаголов)
бы, да, пусть, пускай
Слайд 11Используя данные таблицы, определите частицы каких групп вы выписали из
текста
Слайд 12Восстановите данный текст (вставьте подходящие по смыслу частицы)
(…) у птиц забавные встречаются имена. (…) поверишь, что
водится птица поганка. Поганка (…) рогатая. (…) и птичка завирушка есть. Или (…) юла.
(…) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (…) чечевица. А (…) плохое название чиж или чечетка? (…) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик?
(…) названия-позвища лучше всего!
Слайд 13Сравните свой вариант с авторским.
Именно у
птиц забавные встречаются имена. Едва ли поверишь, что водится птица
поганка. Поганка да еще и рогатая. Ведь и птичка завирушка есть. Или просто юла.
А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и даже чечевица. А разве плохое название чиж или чечетка? Неужели непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик?
Все-таки названия-прозвища лучше всего!
Слайд 14Автор презентации:
Т. Р. Наумова, учитель русского языка и литературы МОУ
СОШ №18 города Воткинска Удмуртской Республики