Разделы презентаций


Букварь

До нашего времени дошло очень мало древнерусских азбук. От XIII в. сохранилось четыре азбуки. Они содержатся в берестяных грамотах, написанных мальчиком по имени Онфим. Грамоты Онфима были найдены археологами при раскопках в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1БУКВАРЬ

БУКВАРЬ

Слайд 2До нашего времени дошло очень мало древнерусских азбук. От XIII

в. сохранилось четыре азбуки. Они содержатся в берестяных грамотах, написанных

мальчиком по имени Онфим. Грамоты Онфима были найдены археологами при раскопках в Новгороде в 1956 г.

По записям Онфима можно судить, как его учили грамоте. Он упражнялся в написании букв, слогов и отдельных фраз. Конечно, Онфим очень скучал за этими уроками. Он скрашивал часы занятий, рисуя в своих «тетрадках» то загадочного зверя, то человечков – так делали школьники во все времена. На одной грамоте (№ 200), выписав половину азбуки от А до К, Онфим нарисовал свой автопортрет: он изобразил себя всадником на коне, который поражает копьём страшного зверя, а около всадника написал «Онфиме».

До нашего времени дошло очень мало древнерусских азбук. От XIII в. сохранилось четыре азбуки. Они содержатся в

Слайд 4В грамоте № 203 Онфим записывает молитву, которая могла служить и

подписью: «Ги помози рабу своqму Он=иму» («Господи, помоги рабу своему

Онфиму»).
В грамоте № 203 Онфим записывает молитву, которая могла служить и подписью: «Ги помози рабу своqму Он=иму» («Господи,

Слайд 5Самая полная азбука находится в букваре Ивана Фёдорова, напечатанном во Львове

в 1574 г.
Это был первый печатный русский учебник, в котором

был «задан» обязательный композиционный «минимум» букваря.

Его составляют следующие элементы:
алфавит (в прямом и обратном порядке в строку, иногда — вертикальными столбцами сверху вниз);
слоги: вначале обычно двухбуквенные «согласная + гласная», расположенные в алфавитном порядке согласных (Ба ва га 777 Бе ве ге777 Би ви ги 777), а затем гласных (Ба бе би777). За двухбуквенными слогами идут трёхбуквенные, где первая буква согласная, вторая — всегда р, третья — гласная (Бра вра гра дра777 Бре вре гре дре777 Бри ври гри дри777 и т.д.);

Самая полная азбука находится в букваре Ивана Фёдорова, напечатанном во Львове в 1574 г.Это был первый печатный русский

Слайд 63) собственной языковой, лингвистический («грамматический») материал: образцы спряжения или склонения,

сведения об ударении и надстрочных знаках, иногда и о знаках

препинания; сведения по орфографии — перечни слов, которые должны писаться под титлом, в алфавитном порядке;

4) азбучный акростих (известный как «Азбука толковая о Христе» или «Христова азбука»), где каждая строка начинается с 1-й, 2-й, 3-й и т.д. буквы алфавита:
А. Аз есмь всему миру свет.
Б. Бог есть прежде всех век.
В. Вижу всю таину человеческую…

5) хрестоматийная (текстовая) часть букваря, включающая важнейшие молитвы и тексты из Библии.
Выделенные структурные элементы букваря построены в соответствии с азбучным принципом. При этом в алфавитном порядке расположены не только буквы и слоги, но и богословские сентенции в азбучном акростихе, и даже грамматический материал.

3) собственной языковой, лингвистический («грамматический») материал: образцы спряжения или склонения, сведения об ударении и надстрочных знаках, иногда

Слайд 7Таким образом, букварь, по существу, представляет собой совокупность ряда «азбук»,

алфавитных последовательностей. Такая алфавитная организация текста букваря выполняла важнейшую функцию.

В средневековой книжной культуре алфавит символизировал весь мир во времени и пространстве, придавая тем самым букварю значимость целостной картины мира.
Таким образом, букварь, по существу, представляет собой совокупность ряда «азбук», алфавитных последовательностей. Такая алфавитная организация текста букваря

Слайд 8Первые иллюстрированные, или, как они раньше назывались, "лицевые", буквари ("Малый

букварь" 1694 г. и "Большой букварь" 1696 г.) составил в

конце XVII в. просветитель и переводчик Карион Истомин для обученияцаревича Петра, будущего императора Петра I.

Каждая страница букваря Кариона Истомина посвящена одной из букв алфавита. На странице представлены различные начертания букв, изображения предметов, названия которых начинаются на эту букву, нравоучительные стихи.

Первые иллюстрированные, или, как они раньше назывались,

Слайд 9Начертания букв сначала даются большими инициалами, изображающими человеческие фигуры в разных

позах. Так, инициал ыъ "еры" изображает человека, курящего трубку, Ь "кси" - фигуру змея

с двумя человеческими туловищами. Ниже, под буквами, помещены разнообразные по своей тематике иллюстрации: предметы обихода, одежда, церковная утварь, оружие, растения и животные и т.д.

На каждую букву дано около десяти изображений. Так, например, букву В иллюстрируют изображения "ветр", "ворон", "виноград", "венец", "ведро" и т.д. В самом низу листа приводятся стихи, в которых упоминаются изображённые предметы. В жанровом отношении буквари Кариона Истомина ближе к современным букварям, где каждой букве посвящён особый маленький раздел с рисунками, иллюстрирующими букву.
В 1701 г. в Москве вышел "Букварь" Фёдора Поликарпова - один из последних букварей, знакомивших учащихся с основами церковнославянского языка.

Начертания букв сначала даются большими инициалами, изображающими человеческие фигуры в разных позах. Так, инициал ыъ 

Слайд 10В нём впервые было введено сопоставительное изложение учебного материала на

церковнославянском, греческом и латинском языках. Букварь Ф.Поликарпова содержал также трёхъязычный

тематический словарь, в котором систематизирована специально отобранная лексика: слова, дающие сведения о земле, людях, их занятиях и потребностях.
В XIX в. лучшими пособиями для детей, осваивающих русский алфавит, считались "Родное слово" К.Д. Ушинского (1-е издание 1864, 147 изданий), "Букварь для совместного обучения чтению и письму" (1-е издание 1873, более 160 изданий) Д.И.Тихомирова и Е.Н.Тихомировой и "Азбука" Л.Н. Толстого (1872).
В нём впервые было введено сопоставительное изложение учебного материала на церковнославянском, греческом и латинском языках. Букварь Ф.Поликарпова

Слайд 11Букварь К.Д. Ушинского имел целью "упражнять все способности дитяти вместе с ученьем

грамоте, развивать, укреплять, давать полезный навык и, как бы мимоходом, достигать

обучения чтению и письму". Впервые изучение родного языка начиналось с анализа звуков. Вместе с учителем дети анализировали слова, сопоставляли звуки и писали по азбуке элементы букв и их соединений. Затем, отыскивая знакомые им буквы в коротких словах, дети читали слова и предложения. Такой способ обучения грамоте получил название "метод письма-чтения". В учебнике К.Д. Ушинского были предусмотрено также чтение текстов в "Первой после азбуки книге".
Букварь К.Д. Ушинского имел целью

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика