Слайд 1Чередование гласной в корне
В 2
Слайд 21) Из предложений 2 – 3 выпишите слова с чередующейся
безударной гласной в корне.
(2)В бесконечном мраке ночи растворилась горная саванна,
застыл воздух, притихло зверье, казалось, все вокруг замерло в ожидании нового дня... (3)Беззвучно расступились ветви кустарника, и на звериную тропу вышла газель.
Слайд 32) Из предложений 12 – 14 выпишите слова с чередующейся
безударной гласной в корне.
(12) Вся семья вместе с «мальчиками» и
племянницами вечером садилась за большой стол в столовой, которая представляла собой комнату с бабушкиным иконостасом, традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шкафом, за стеклом которого размещались всякие портреты: семейные, дочерей-гимназисток в форменных платьях в одиночку и группами, племянников-крестников в студенческих тужурках...
(13)Я любила эти сборища за столом. (14)Особенно на Пасху и Рождество, когда пекли что-нибудь вкусное.
Слайд 43) Из предложений 7 – 10 выпишите слово с чередующейся
безударной гласной в корне.
(7) Я не знаю почему, но
дети, болея, всегда просят читать вслух сказки Корнея Чуковского. (8) Я знаю это по своим детям и по детям многих знакомых. (9) Казалось бы, строки знаменитых «Мухи-Цокотухи» или «Айболита» наизусть выучены, казалось бы, детское воображение уже не тронет история незадачливой «Цокотухи» и славного доктора Айболита, однако давно известные слова сказок не теряют силу свежести, своего аромата, своей действенности. (10) И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь – появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто теплое солнце осветило лицо.
Слайд 54) Из предложений 24 – 26 выпишите слово с чередующейся
безударной гласной в корне.
(24) Его речь была умная, меткая, с
красивыми оборотами, но в ней ничего не было особенно выдающегося. (25) Голос, на самом деле, был прелестный: нежный, ласкающий, гармоничный; но я слыхал голоса более захватывающие, сильнее проникающие в душу, я внимал ему с удовольствием, как бы прислушиваясь к журчанию ручейка, совершенно спокойно, так как, чтобы следить за его речью, не требовалась ни малейшего напряжения мысли, ничего неожиданного не подстрекало любопытства слушателя и не возбуждало томительного интереса. (26) Его разговор скорее успокаивал нервы, чем возбуждал их, так как не зажигал ни желания возразить ему, ни с увлечением согласиться с ним.
Слайд 65) Из предложений 8 – 12 выпишите слова с непроверяемой
безударной гласной А в корне.
(8) – Это парадокс: ничего не
жрет, а такая же туша, – злился Махотин. – Почему ты не худеешь?
(9) – Бросьте вы меня, – ныл Ермолаев. – Не могу я больше.
(10) – Надо было сказать это раньше, тогда б мы тебя не тащили.
(11) Лежать долго было нельзя, кружилась голова от дурманного запаха багульника и болотных трав. (12) Надо было подниматься и снова брести, опираясь на винтовки.
Слайд 76) Из предложений 19 – 21 выпишите слово с чередующейся
гласной в корне.
(19) В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся
передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян. (20) О рабочих, о пролетариате говорили редко. (21) В то время при слове «пролетариат» я представлял себе огромные и дымные заводы – Путиловский, Обуховский и Ижорский, как будто весь русский рабочий класс был собран только в Петербурге и именно на этих заводах.
Слайд 87) Из предложений 10 – 14 выпишите слово с чередующейся
гласной в корне.
(10)В книжке для детей автор остается верен себе
и своей главной теме. (11)В творчестве своем он сохраняет единую целеустремленность, независимо от материала, над которым работает, и от характера читательской аудитории, которую собирается обслуживать.
(12)Он видит счастливой, цветущей нашу страну, художественное зрение помогает ему находить в обыкновеннейших явлениях природы, в привычной смене времен года, в ясной и бесхитростной жизни животных, так же как и в сложной, многообразной, действенной жизни человека, не замечаемые многими другими глубину, значительность и прелесть. (13)Не отрываясь от действительности, он романтически воссоздает живую жизнь и живую природу. (14)И при этом описания его носят на себе ясный отпечаток нашего времени.
Слайд 98) Из предложений 20 – 22 выпишите слово с чередующейся
гласной в корне.
(20)Их до подлости смиренное, отвергающее даже намек на
индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку. (21)Появилась «молодая» с ведром в руке, налила воды в колоду и что-то крикнула овцам. (22)Те на всем бегу красиво вскинулись на дыбки, повернулись на задних ногах и, колесом изогнув шеи, помчались к колоде, только малыш не справился с разгоном, проскочил вперед и перепуганно, во все лопатки кинулся вдогон.
Слайд 10Зан...мать, зач...нать, непром…каемый,
отр...сль, предпол...гать, р…вняться, р...внение,
р…вноправие, разр...внять землю,
расст...лить, рас-
ст...лать, Р...СТОВЩИК, р...сток,
ур...вень, прор…щивать, тв...рец,
выч...сть, ур...вниловка,
предпол...жить, уг...реть,
оз...рить, дог...рать, подг...ревший, расст…латься,
обм...кнуть, разр...статься.
Бл...стеть на солнце, бл...стать красотой, за-
г...реть на солнце, выг...реть дотла, новый по-
пл...вок, превосходная пл...вчиха, прид...раться по
пустякам, зам...реть от восхищения, натв...рить
бед, прор...щивать семена, нар...щение мощи, не-
пром...каемый плащ, предполагаемая встреча,
уд...рать без оглядки, пож...мать плечами, скл...нить-
ся в поклоне, легкое прик…сновение, бесплатное
прил…жение.