Слайд 1 Однородные и неоднородные определения
Кашпур Наталья Ивановна
ГБОУ Гимназия № 261
Санкт-Петербурга
2014
Слайд 2Цель:
Формирование умений:
1. различать однородные и неоднородные определения и
пунктуационно правильно оформлять их;
2. составлять схемы предложений с однородными членами.
Слайд 3Орфоэпическая разминка
В каком слове верно выделена
буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) созвонИмся
2) ходатАйство
3) тортЫ
4) сОрит
Правильно: ходАтайство
тОрты
сорИт
1
Слайд 4Орфографическая разминка
В каком ряду в обоих случаях
пропущена буква Я?
люб…щие разговаривать, пассажиры дремл…т
стро…щийся дом, иголки кол…тся
крас…щие вещества,
травы стел…тся
пен…щиеся волны, соседи разбуд…т
4
Слайд 5Однородные и неоднородные определения
Несколько согласованных определений, не связанных между собою
союзами, могут быть как однородными, так и неоднородными.
Между однородными
определениями ставится запятая, между неоднородными определениями запятая не ставится.
Слайд 6 Однородные определения
напрямую связаны с определяемым (главным)
словом, тогда как между собой они находятся в отношениях перечисления
(они произносятся с перечислительной интонацией и между ними можно поставить союз и):
Толпы ребятишек в синих,
красных, белых рубашках стоят на
берегу .
Слайд 7 Неоднородные определения
не произносятся с перечислительной интонацией, между ними обычно нельзя поставить
союз и. Неоднородные определения иначе связаны с определяемым (главным) словом. Одно из определений (ближайшее) непосредственно связано с определяемым словом, тогда как второе связано уже со словосочетанием, состоящим из главного слова и первого определения:
Длинный товарный поезд.
С главным словом поезд непосредственно связано ближайшее к нему определение – товарный. Определение длинный связано со всем словосочетанием – товарный поезд.
(Товарный поезд является длинным).
Слайд 8Определения являются однородными, если
обозначают отличительные признаки разных предметов;
Красные, зелёные шары – красные и зелёные шары;
шары были красными; шары были зелёными.
обозначают различные признаки одного
предмета, характеризуя его с одной стороны;
Разорённый, сожжённый город – разорённый и сожжённый город; город был разорённым; город был сожжённым.
Слайд 9Определения являются однородными, если
характеризуют предмет с разных сторон, но в
данном контексте объединяются каким-то общим признаком;
Лунный, ясный вечер – «лунный, а потому и
ясный»; тяжёлые, мрачные времена – «тяжёлые, а потому и мрачные».
в условиях контекста между определениями создаются синонимические отношения;
Тупая, давящая боль в груди – в данном контексте формы тупая и давящая
выступают как синонимы, то есть как слова, близкие по значению.
Слайд 104) если в условиях контекста между ними создаются синонимические отношения, например: Настали
темные, тяжелые дни... (Тургенев).
Ср. также: сплошная, беспросветная тьма; прозрачный, чистый воздух; красное, злое лицо, робкий, апатический характер; густое, тяжелоемасло; тихая, скромная жизнь; ровный, монотонный голос; белые, крепкие зубы; веселая, добродушная улыбка; гордый, независимый вид;отдаленный, пустынный переулок; сухая, потрескавшаяся земля; суровая, упрямая старуха и т.п.;
Определения являются однородными, если
представляют собой художественные определения
– эпитеты;
Круглые, рыбьи глаза.
образуют градацию, то есть каждое последующее определение усиливает выражаемый им признак;
Радостное, праздничное, лучезарное
настроение.
Слайд 11Определения являются однородными, если
за одиночным определением следует определение, выраженное причастным
оборотом, то есть причастием с зависимым словом
Чёрные, гладко причёсанные волосы.
а) это должно быть не одиночное причастие, а причастие с зависимым словом
(ср.: чёрные причёсанные волосы);
б) причастный оборот должен стоять на втором месте (ср.: гладко причёсанные чёрные волосы);
в) запятая ставится только между однородными членами; после причастного оборота, если нет особых условий обособления, запятая не ставится.
Слайд 12Определения являются однородными, если
стоят после определяемого слова;
Волосы чёрные, причёсанные.
второе определение поясняет первое – между определениями можно поставить союз то
есть или а именно.
Нормальное, мирное
сосуществование государств – нормальное, то есть мирное
сосуществование государств.
Слайд 13Неоднородные определения
характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, то
есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым (общим) понятиям:
большой каменный дом – «размер
и материал», ср.: каменный дом был большим;
белые круглые облака – «цвет и форма», ср.: круглые облака были белыми;
пузатое ореховое бюро – «форма и материал», ср.: ореховое бюро было пузатым;
Слайд 14Неоднородные определения
чаще выражаются:
- местоимением и прилагательным;
Мой старый дом.
- качественным и относительным
прилагательными:
Большой каменный дом.
Слайд 15Неоднородные определения
- относительным прилагательным и
одиночным причастием:
Запущенный фруктовый сад.
- относительными прилагательными:
Авторские черновые наброски.
Слайд 16Запомните:
несогласованные определения обычно являются однородными, то есть
разделяются запятыми.
Однородными обычно являются сочетания согласованных
и несогласованных определений.
Ср.: Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками, губами и глазами.
Слайд 18Задание: укажите предложение, в котором есть однородные определения (знаки препинания
не расставлены)
Темнота раннего зимнего утра скрывала полотняный посёлок из палаток.
Вскоре на клумбе появились первые синие цветочки.
Большой кирпичный дом украшал усадьбу.
Ветер срывал с деревьев красные и жёлтые листья.
4
ставится Запятая ставится
и
но
или а
либо , однако
да=и зато
да=но
Слайд 20Запятая ставится только перед
второй частью
союза
не только
но и
как так и
не то , не то
то ли то ли
ни ни
Слайд 21Знаки препинания между однородными членами предложения
Запятая ставится, если они
соединены сочинительными союзами
противительными
[ , а ]. [ , но ].
[ , да, однако (=но) ].
Дни стояли пасмурные, однако тёплые.
Слайд 22Знаки препинания между однородными членами предложения
Запятая
ставится,
если они
соединены повторяющимися
соединительными, разделительными союзами
[и , и ]. [ни , ни ]. [то , то / ].
В сакле огонёк то трепетал, то снова гас.
Слайд 23Знаки препинания между однородными членами предложения
Запятая ставится,
если они соединены двойными союзами
[как , так и ]. [не только , но и ].
[ не столько , сколько ].
Все окна как в барском доме, так и
в людских отворены настежь.
Слайд 24Знаки препинания между однородными членами предложения
Запятая
не ставится,
если они соединены одиночными
соединительными, разделительными союзами
[ и ]. [ или ]. [ да (=и) ].
Я видел только верхушки лозняка да
извилистый край противоположного берега.
Слайд 25Знаки препинания между однородными членами предложения
запятая не ставится,
если они образуют цельные сочетания
и день и ночь
ни рыба ни мясо
ни взад ни вперёд
ни дать ни взять
На другой день ни свет ни заря Лиза
проснулась.
Слайд 26Ряды однородных членов
соединяются попарно
[ и , и ].
Она умела мыть и гладить, шить и вязать.
Слайд 27 Ряды однородных членов
не соединяются попарно
[ , и , и , и ].
Татьяна верила преданьям
простонародной старины, и снам, и
карточным гаданьям, и предсказаниям луны.
Слайд 28Задание: укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять
запятые
Львы (1) либо гуляли (2) либо лежали в тени
деревьев.
С утра шёл сильный дождь (3) или мокрый снег.
1) 1, 2, 3
2) 2, 3
3) 2
4) 1, 3
3
Слайд 29Задание: укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять
запятые
Дни стояли пасмурные (1) однако тёплые.
Были (2) и лето (3)
и осень дождливые.
Приют наш мал (4) зато спокоен.
1) 1, 3, 4
2) 1, 2, 3, 4
3) 2, 3
4) 1, 4
1
Слайд 30Задание: укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять
запятые
В гимназии Саша стал опять учиться ни то (1) ни
сё.
Все окна (2) как в барском доме (3) так и в людских отворены настежь.
1) 1, 2, 3
2) 2, 3
3) 3
4) 1, 2
3
Слайд 31Задание: укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять
запятые
К тишине ожидания уже примешивался
(1) не столько слышимый (2) сколько угадываемый шум приближающегося поезда.
И стар (3) и млад вышли на улицу.
1) 2
2) 2, 3
3) 1, 3
4) 3
1
Слайд 32Задание: укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять
запятые
Буран крутит (1) и швыряет снегом (2) высвистывает (3) и
заливается жутким воем.
Он разъезжал (4) либо в беговых дрожках (5) либо в красивой карете.
1) 1, 2, 3, 4, 5
2) 1, 3, 5
3) 2, 3, 4
4) 2,5
4
Слайд 33Задание: укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять
запятые
В его движеньях не чувствовалось волнения (1) или страха.
Справа от
нас (2) то уходил за горизонт (3) то приближался мрачный (4) пустынный берег.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 3, 4
3) 3,4
4) 2, 3, 4
3
Слайд 34Задание: укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять
запятые
Слышно было только мерное дыхание спящих (1) да мерное потрескиванье
сучьев.
Старик Обломов (2) как принял имение отца (3) так и передал его сыну.
1) 1, 2, 3
2) 2, 3
3) 1, 3
4) 3
4
Слайд 35Использованная литература и
интернет-источники
Груздева Е.Н. Тесты по русскому языку: 8
класс: к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львова. – М.: Издательство
«Экзамен», 2013
http://licey.net/russian/syntax/r1_2_3_2
http://rg.ru/2011/03/24/zanatie28-site.html
http://alldayklipart.ru/vektornye-kliparty/-obekty/29229-vektornyy-klipart-feather-and-paper.html
Слайд 36
Источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей
№21
г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Слайд 37http://s3.uploads.ru/BdO9t.png
рамка
http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg
перо, чернильница
http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png
книги
http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png
открытая книга с пером
http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png
свитки
Интернет –
ресурсы: