Слайд 1Сергей Козлов.
«Чёрный омут».
«Козлов«Козлов был ни на кого никогда не
похожий, единичный, штучный писатель, интеллигентный, глубокий, по-особому талантливый человек. Такой
сказочной прозы до него не писал никто, поэтому ее с удовольствием переводят во Франции, Германии, Америке, Голландии»
Юрий Кушак, 2010.
Слайд 2Цель урока:
Создание условий для личностно-ориентированной направленности обучения средствами технологии
РКМЧП.
Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством
диалога и творческих работ.
Формирование навыков работы с текстом.
Тип урока: Анализ художественного текста.
Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Слайд 3-Что вам известно о зайцах?
Как думают и говорят о зайцах
люди?
В каких условиях живут зайцы?
Попытайтесь предсказать, какова может быть мораль
сказки про зайца. («Я думаю, что мораль может быть такая…»)
Время работы – 5 мин.
Поделитесь написанным с соседом по парте
I этап. Стадия вызова.
Слайд 4Комментарий
Дети, скорее всего, будут писать о слабости и трусости зайцев.
Идея о связи между смелостью и способностью слышать течение времени,
свидетельствующая о грустных сторонах человеческой жизни, принадлежит исключительно С. Козлову. Он предлагает читателю подумать о том, что в литературном произведении явно, а что скрыто между строк.
Слайд 5II этап. Стадия осмысления содержания
(Раздается первая часть текста)
- Прочитайте и
обдумайте часть I.
Напишите ответы на нижеследующие вопросы:
Ответы сводятся в таблицу
на доске.
Какую роль выбирает для себя автор? Он повествует как настоящий сказочник, как наш собеседник или как ученый-биолог, который ценит научную точность превыше всего? Быть может, он напомнил вам еще кого-то?
- Какие слова и фразы из текста подтверждают ваше мнение?
(Учитель заносит ответы учащихся в сводную таблицу).
Слайд 6Какие слова это подтверждают?
Слайд 7Комментарий:
С.Козлов использует синтаксически не слишком разнообразные конструкции, которые сходны с
устным повествованием. С самого начала рассказа чувствуется личностный тон, некое
приглашение, которые можно трактовать как способ установления контакта между взрослым рассказчиком и ребенком или как типичный сказочный зачин. Однако дальше интонация постепенно меняется, и в неё вкладывается все более взрослый смысл и размышления о жизни.
Слайд 8Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше.
Кратко
запишите свой прогноз на листе бумаги или в тетради.
Слайд 9Раздается вторая часть текста
- Читая текст части II, попытайтесь представить
себя на месте Зайца.
- Что вы ощутили?
- Оправдались ли
ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста?
- Для какой аудитории предназначена Эта сказка? Почему вам так кажется? Запишите свои ответы в таблицу .
- Попробуйте предсказать, что случится дальше. (Имейте в виду, что вся сказка умещается на одной странице.)
- Попытайтесь обосновать свою версию продолжения. Какие слова или эпизоды в тексте дали вам основания так думать?
Слайд 10Комментарий:
Эта часть посвящена в основном тому, с кем встречается и
как ведёт себя Заяц.
Слайд 11(Раздается третья часть текста)
Какой эпизод в тексте показался вам наиболее
философским?
Почему?
Какими средствами достигает этого автор?
Обсудите ваши ответы в
своих микрогруппах
Слайд 12Комментарий:
Автор переносит нас буквально в центр людских проблем и драм:
отчаяние на грани самоубийства,
опасения «сильных мира сего»,
превращение «маленького»,
забитого человека в личность,
философские размышления о том, что далеко не все могут стать личностью…
Но текст тем не менее по-прежнему сосредоточен только на диалогах. Мы остро чувствуем напряжённость момента и ярко представляем себе героев.
Слайд 13
- Что изменилось на протяжении трех прочитанных нами отрывков?
(Самое
явное изменение: маленький трусливый зайчик, решившийся на самоубийство – взрослый
заяц, уверенный в себе)
- Поделитесь друг с другом своими соображениями.
Слайд 14Комментарий:
По мере того как читатель привыкает к манере автора, к
его обращению с условностями, все явственней становится и изменение угла
зрения: от детского - к взрослому. Учащиеся могут быть по-прежнему далеки от этого взрослого угла зрения, но, в конце концов, после чтения последней части текста, они его почувствуют.
Слайд 15(Раздается часть (Раздается часть IV)
- Насколько неожиданной была для
вас эта часть?
- Подтвердились ли ваши прогнозы по поводу
заключенной в тексте морали? (Задание 1)
- О чем все-таки эта сказка?
- Для кого она предназначена в первую очередь: для детей или для взрослых?
Объясните друг другу, почему вы так думаете.
- Действительно ли это - сказка?
- Постарайтесь вспомнить, что вы ответили, или загляните в свой ответ на вопрос 8.
Слайд 16Ученик другого класса написал так:
«Сначала мне показалось, что это сказка
для маленьких, потому что там животные похожи на людей, но
теперь я думаю, что она, для взрослых».
- Вы с ним согласны? Почему?
- Придумайте подходящее для этой сказки название. Мы поместим все ваши предложения в таблицу (Табл. 4).
Слайд 17Раздаётся часть Раздаётся часть V
Из пятой части мы узнаем, как
завершил свое произведение С.Козлов
- Часть V состоит всего лишь из
одного предложения. Но прежде чем мы его прочитаем, попробуйте
написать для этого рассказа краткий и мудрый конец.
А потом мы сравним ваши заключения с тем, что написал С. Козлов.
Слайд 18III этап. Стадия размышления:
Свободное письмо:
А сейчас, пожалуйста, напишите о том,
прав ли Чёрный Омут, говоря, что когда «время шуршит –
всем страшно».
Слайд 19Процесс ознакомления с литературным текстом имеет, помимо прочих, «мгновенное значение».
Каждый раз, когда читается текст, с самого момента написания, его
смысл может меняться. Смысл, который читатель обнаруживает в тексте, зависит не только от степени его начитанности и жизненного опыта, но и от исторической и социокультурной ситуации на момент прочтения. Текст не есть нечто омертвевшее и неподвижное, и при каждом прочтении текста смысл его создается заново.
Слайд 20Ознакомление класса с результатами письменной работы
«Понравился ли мне урок про
Зайца, и какие мысли в связи с этой сказкой пришли
мне в голову».
Слайд 21I. Жил-был Заяц в лесу и всего боялся. Боялся Волка,
боялся Лису, боялся Филина. И даже куста осеннего, когда с
него осыпались листья – боялся.
Пришёл Заяц к Чёрному Омуту.
- Чёрный Омут, - говорит, - я в тебя брошусь и утону: надоело мне всех бояться!
- Не делай этого, Заяц! Утонуть всегда успеешь. А ты лучше иди и не бойся!
- Как это? – удивился Заяц.
- А так. Чего тебе бояться, если ты уже ко мне приходил. Утонуть решился? Иди – и не бойся!
Слайд 22II. Пошёл Заяц по дороге, встретил Волка.
- Вот кого я
сейчас съем! – обрадовался Волк.
А Заяц идёт себе, посвистывает.
- Ты
почему меня не боишься? Почему не бежишь? – крикнул Волк.
- А чего мне бояться? – говорит Заяц. – Я у Чёрного Омута был. Чего мне тебя, серого, бояться?
Удивился Волк, поджал хвост, задумался. Встретил Заяц Лису.
- А-а-а!.. – разулыбалась Лиса. – Парная зайчатинка топает! Иди-ка сюда, ушастенький, я тебя съем.
Но Заяц прошёл, даже головы не повернул.
- Я у Чёрного Омута, - говорит, - был, серого Волка не испугался, уж не тебя ли мне, рыжая, бояться?..
Слайд 23III. Свечерело.
Сидит Заяц на пеньке посреди поляны; пришёл к нему
пешком важный филин в меховых сапожках.
_ Сидишь? – спросил Филин.
-
Сижу, - сказал Заяц.
- Не боишься сидеть?
- Боялся бы – не сидел.
- А что такой важный стал? Или охрабрел к ночи-то?
- Я у Чёрного Омута был, серого Волка не побоялся, мимо Лисы прошёл – не заметил, а про тебя, старая птица, и думать не хочу.
- Ты уходи из нашего леса, Заяц, - подумав, сказал Филин. – Глядя на тебя, все зайцы такими станут.
- Не станут, - сказал Заяц, - все-то…
Слайд 24IV. Пришла осень. Листья сыплются…
Сидит Заяц под кустом. Дрожит, сам
думает:
«Волка серого не боюсь, лисы красной – ни капельки, Филина
мохноногого – и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются – страшно мне…»
Пришёл к Чёрному Омуту, спросил:
- Почему, когда листья сыплются, страшно мне?
- Это не листья сыплются – это время шуршит, - сказал Чёрный Омут, - а мы слушаем. Всем страшно.
Слайд 25V. Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не
боится.
Слайд 26Ответы учащихся на проблемный вопрос:
- Прав ли Чёрный Омут, говоря:
«Когда время шуршит – всем страшно»?
Слайд 27Колесникова Юлия.
Чёрный Омут был прав, говоря:«Когда время шуршит –
всем страшно».
Время «шуршит» - значит проходит, бесследно исчезает, его
уже не вернуть. Наша жизнь – время, и когда оно проходит, мы боимся. Боимся взрослеть, боимся старости, боимся смерти.
Время… Его так много, когда идёшь, и так мало, когда опаздываешь..
Время решает всё. Мы не можем его остановить, не можем замедлить, не можем ускорить. Мы беззащитны перед ним. Это страшно. Время меняет нас, но не мы – его.
Слайд 28Блажкун Дарья.
Я думаю, страх времени проявляется лишь тогда, когда о
нём задумываешься. Задумываешься о неумолимости времени, которое нельзя передвинуть ни
вперёд, ни назад, которое не остановить.
Остановить время нельзя. Можно лишь попытаться изменить что-то в жизни, чтобы время запечатлело те события, о которых потом приятно будет вспоминать.
Слайд 29Шупилова Вера
…Когда у нас день рождения, мы думаем, как быстро
пролетело время, мы стали на год старше, но мы не
боимся этого, и продолжаем жить. Люди, которые считают время и боятся его мгновений, замыкаются. Их жизнь становится тусклой, а если нет ярких моментов – нет и жизни. Так зачем, зачем же думать о времени?
Не надо зацикливаться на том, что «время шуршит». Надо просто жить. Жизнь у нас одна и прожить её нужно с толком, достойно.
Слайд 30Кузнецова Анастасия.
Человек живёт – проходит время. Но не всегда это
время человек тратит с благими намерениями. Иногда время уходит впустую.
Мгновения уходят, и человек ничего не может с этим поделать. Время от него не зависит. Оно не зависит ни от чего. И страшно от того, что не все задуманное человек может воплотить в жизнь, так как время проходит мимо.
Слайд 31Сергей Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве.
Ещё в
школе начал писать стихи. В качестве поэта закончил Литературный институт.
Работал токарем, учителем пения, экскурсоводом в пушкинском заповеднике в Михайловском, типографом, кочегаром. Сказки начал писать с шестидесятых годов.
Сергея Козлова похоронили 12 января 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве.
Слайд 32Время в сказках Сергея Козлова течет неспешно, но безвозвратно. Можно
заклинать его, обращаясь к любимому существу: "Правда, мы будем всегда?
Правда, мы никогда не расстанемся? Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было расставаться?" Но все неповторимое и непоправимое, происходящее в реальной жизни, происходит в этих сказках с Ежиком, Медвежонком, Осликом и Зайцем. Сергей Козлов считает, что с детьми можно всерьез говорить о том же, о чем и со взрослыми - о любви и доверии, о радости жизни, о хрупкости красоты, о боли, страхе, утратах и смерти. Только в сказке это будет, например, так:
Слайд 33"- Вот мы с тобой говорим, говорим, дни летят, а
мы с тобой все говорим.
- Говорим, - согласился Ежик. -
Месяца проходят, облака летят, деревья голенькие, а мы все беседуем.
- Беседуем.
- А потом все совсем пройдет, а мы с тобой вдвоем только и останемся.
- Если бы!
- А что ж с нами станет?
- Мы тоже можем пролететь.
- Как птицы?
- Ага.
- А куда?
- К югу, - сказал Ежик".
Слайд 34О тихих сказках
Философия для малышей? Бред какой-то! Что значит "бред"?
Никакого бреда. Разве вот это, по-вашему, бред:
- Мне бы, знаешь,
чего больше всего хотелось? - подумав, сказал Медвежонок Ежику. - Мне бы больше всего хотелось, чтобы на каждой твоей иголке выросло по шишке.
- А что бы выросло потом?
- А потом бы ты стал настоящей елкой и жил целых сто лет.
- Это хорошо: А как бы ты со мной разговаривал?
- Я бы забирался на самую макушку и шептал в темечко".
Сказки Сергея Козлова про Ежика и Медвежонка и, правда, хочется читать шепотом. Они негромкие, эти сказки. Они задумчивые и неспешные. А наспех и не поговоришь о жизни, и о красоте не поговоришь наспех, и о смерти. Вот автор и не спешит, он тщательно подбирает слова и складывает из них настроение. Настроение тихого равновесия, спокойной созерцательности, к которому всегда стремились мудрецы и философы.