Слайд 1
Cредства выразительности, или
Капкана задания №24
Презентацию подготовила Дружинина Светлана Анатольевна,
Пермский
край, МБОУ Григорьевская СОШ
Слайд 2
К анализу средств изобразительности обращаются выпускники, выполняя задание 24. Необходимо
внимательно прочитать фрагмент текста, в котором содержится лингво –стилистический анализ
использованных в исходном тексте изобразительно –выразительных средств и на месте пропуска – пробела поставить цифру, соответствующую правильному ответу из предложенных в списке 9–ти терминов, называющих то или иное понятие из области стилистических ресурсов языка – источников речевой выразительности. В задании № 24 проверяется умение соотнести функции изобразительно – выразительного средства, используемого в тексте, и термин, указанный в списке (4 из 9 предложенных).
Для чего необходимо знать средства выразительности
Слайд 3
Какие бывают средства художественной изобразительности:
звуковые - благозвучие, аллитерация, ассонанс, повтор
сочетаний звуков, ритм и интонация;
словесные – эпитет, сравнение, аллегория, перифраза,
метафора, гипербола, олицетворение, ирония, антитеза;
синтаксические – градация, параллелизм, повторение, риторическое обращение.
Примером синтаксического параллелизма может быть порядок следования главных членов предложения.
Например: Шумит над головой лес. Мягко похлопывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники… Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник. И никаких звуков - ничего, кроме шума дождя и шороха леса.
Слайд 4
Тропы - обороты речи или слова в переносном значении. В
основе тропов лежит сравнение.
Тропы помогают автору показать явление или
образ ярко, неповторимо, наглядно;
обогащают восприятие мира, показывают явления с новой, неожиданной стороны;
отражают личностный взгляд автора на мир, помогают ощутить авторскую позицию.
Слайд 5
сравнение
ирония
метонимия
эпитет
синекдоха
литота
гипербола
перифраза
метафора
олицетворение
аллегория
символ
гротеск
сравнение
ирония
метонимия
эпитет
синекдоха
перифраза
метафора
олицетворение
аллегория
символ
Слайд 6
Фигуры усиливают воздействие речи на читателя;
подчеркивают логику изложения, выступают
средствами связи между предложениями;
придают тексту наглядность, эмоциональность;
выделяют наиболее
важное в содержании.
Фигуры - особые формы синтаксических конструкций, построенные на особых сочетаниях слов
Слайд 7
эпифора
параллелизм
умолчание
эллипсис
инверсия
оксюморон
антитеза
риторический
вопрос
риторическое
восклицание
риторическое
обращение
повтор
Сочетания слов,
основанные на повторе
повышение эмоцио-
нальности, прив-
лечение внимания
градация
бессоюзие
парцелляция
ряды
однород-
ных членов
Сочетания слов,
основанные на соотношении
значений
анафора
многосоюзие
Слайд 8
УПРАЖНЕНИЯ
Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах
Слайд 9
Задание 1 (с подсказкой)
1. Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие
мечты;
Так дерево свои листы
Меняет с каждою весною. (А.Пушкин)
2. Мело, мело
по всей земле
Во все пределы... (Б.Пастернак)
3. Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю.Трифонов)
4. Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова)
5. Весенний и тлетворный дух. (А.Блок)
а) Оксюморон,
б) гипербола;
в) парцелляция;
г) сравнение;
д) анафора.
далее
Слайд 10Оксюморон –
соединение в одном словосочетании несоединимого
Зачем оказывается необходимым
соединить несоединимое? Какой образ создается благодаря оксюморону?
снежный огонь (А.Блок)
грустная радость
(С.Есенин)
Оксюморон подчеркивает необычность авторского видения, обнаруживает внутреннюю пластичность явления, способного сочетать взаимоисключающие признаки.
Слайд 12парцелляция
Парцелляция – выделение из предложения какого-либо члена и оформление его
в виде самостоятельного неполного предложения. Постановка точки там, где ее
быть не должно. Разрыв предложения точкой, которая выносит определенные члены предложения в новое предложение.
Парцелляция, разделяя то, что в обычной речи разделению не подлежит, сбивает инерцию читательского восприятия, заставляет вдуматься в каждое звено в отдельности, осознать его глубинный смысл и «самость».
Понаблюдайте над текстом и скажите, что такое парцелляция и какова ее функция?
Во всём мне хочется дойти
до самой сути.
В работе, в поисках пути,
в сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
до их причины.
До оснований, до корней,
до сердцевины.
(Б.Пастернак)
Слайд 13анафора
Единоначатие; повторение слов или словосочетаний в начале предложений (строк):
Август – астры,
Август – звёзды,
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август.
(М.Цветаева).
Слайд 14гипербола
Преувеличение;
Усиливает существенные, значимые свойства, признаки явления, предмета или действия.
Примеры:
Сидит
милый на крыльце
С выраженьем на лице,
А у милого лицо
Занимает всё крыльцо.
в сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский).
Слайд 15
Задание 2 (с подсказкой)
1. И наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет
и нет... (А.Пушкин)
2. Уж вечер... Облаков померкнули края,
Последний луч зари
на башнях умирает. (В.Жуковский)
3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев)
4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?.. (Н.Гоголь)
5. Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой. (Н.Языков)
а) Антитеза;
б) олицетворение;
в) эпитет;
г) синекдоха;
д) перифраза.
Задание 3
Слайд 16Антитеза –
контраст, противопоставление
Два поэта – два стихотворных отрывка
– два разных случая использования антитезы. В чем сходство и
различия функции этой фигуры?
Кто создан из камня, кто создан из глины
–А я серебрюсь и сверкаю.
(М.Цветаева)
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
(А.Некрасов)
Слайд 17перифраза (перифраз)
Описательное выражение; замена однословного названия описательным оборотом:
Это
был не просто орел – к этому гордому и немного
надменному созданию как нельзя лучше подходило определение «царь птиц»;
Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.
(М.Лермонтов)
Слайд 18
называют прилагательные, существительные- приложения,
наречия
Бродяга-ветер
Мороз-воевода
Слайд 19
Задание 3
1. Не то на серебре – на золоте едал.
(А.Грибоедов)
2. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)
3. И невозможное
возможно, дорога дальняя легка. (А.Блок)
4. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)
5. О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верю. (С.Есенин)
а) Градация;
б) литота;
в) метонимия;
г) оксюморон;
д) перифраза.
Слайд 20
Задание 4 (с подсказкой)
1. Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари.
(С.Есенин)
2. Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат.
(С.Орлов)
3. В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней. (А.Пушкин)
4. Нужны мне разом
Юг и север,
Восток и запад,
Лес и степь;
Моря и каменные горы,
И вольный плес равнинных рек. (А.Твардовский)
5. И только сбруя золотая
Всю ночь видна... Всю ночь слышна. (А.Блок)
а) Антитеза;
б) парцелляция;
в) синекдоха;
г) метафора;
д) перифраза.
далее
Слайд 22
1. Жить, храня веселье горя,
Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов)
2. Не
сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)
3.
Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)
4. Ты все пела? – Это дело!
Так поди же попляши. (И.Крылов)
5. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин)
а) Олицетворение;
б) оксюморон;
в) ирония;
г) градация;
д) гипербола.
Задание 5
Слайд 23
Задание 6 (с подсказкой)
1. На реке форелевой, в северной губернии,
В
лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И.Северянин)
2. Анчар, как грозный
часовой,
Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин)
3. И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак)
4. Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина. (М.Лермонтов)
5. И воск слезами с ночника
На платье капал. (Б.Пастернак)
а) Гипербола;
б) эпитет;
в) метафора;
г) оксюморон;
д) метонимия.
далее
Слайд 24
Метонимия (с греч. - переименование) -
перенос значения по смежности явлений
выпить бокал вина (с содержимого на содержащее);
эй, шляпа, остановитесь (с
человека на его одежду);
собрался весь Эльзас (с жителей на населенный пункт);
прочитал всего Шекспира; поздний Блок; ранний Есенин (с произведения на имя автора).
Слайд 25
Задание 7
1. Я обручился с тишиной,
Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт)
2. Так
вокруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как растет трава. (А.Ахматова)
3. Читал
охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)
4. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)
5. И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А.Блок)
а) Гипербола;
б) антитеза;
в) метафора;
г) метонимия;
д) оксюморон.
Слайд 26
Задание 8
1. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов)
2. И
вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы
подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин)
3. Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной. (А.Пушкин)
4. Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов)
5. Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь,
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! (О.Хайям)
а) Сравнение;
б) инверсия;
в) эпифора;
г) гипербола;
д) перифраза.
Слайд 27
Задание 9
1. Как ночи Украйны
В сиянии звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее
уст ароматных. (М.Лермонтов)
2. В темной роще на поляне
Плачет смехом бубенец.
(С.Есенин)
3. Эх, суконная, казенная
Военная шинель,
У костра в лесу прожженная,
Отменная шинель.
Знаменитая, пробитая
В бою огнем врага
Да своей рукой зашитая,
Кому не дорога! (А.Твардовский)
4. Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась. (М.Цветаева)
5. Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная... (Н.Некрасов)
а) Метафора;
б) антитеза;
в) сравнение;
г) оксюморон;
д) эпитет.
Слайд 28
Задание 10
1. Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую
залу. (В. Гаршин)
2. Где стол был яств, там гроб стоит.
(Г.Державин)
3. И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком. (С.Есенин)
4. Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте. (Б.Пастернак)
5. Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь. (Басе)
а) Антитеза;
б) градация;
в) олицетворение;
г) перифраза;
д) парцелляция.
Слайд 29
Задание 11
1. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек,
Ветер, ветер –
На
всем Божьем свете. (А.Блок)
2. Голос безгласия;
Чтоб он молчаньем
Славу пел мою.
(К.Бальмонт)
3. Война – жестче нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова. (А.Твардовский)
4. Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин)
5. Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя. (С.Есенин)
а) Метонимия;
б) олицетворение;
в) оксюморон;
г) параллелизм, анафора, эпифора,
д) гипербола.
Слайд 30
Задание 12
1. За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова...
Его
товарищи, сыны:
И Шереметьев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья
баловень безродный,
Полудержавный властелин. (А.Пушкин)
2. Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь. (М.Волошин)
3. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)
4. Будет льдом покрываться река,
Будут ночью поскрипывать двери,
Будет грязь во дворе глубока. (Н.Рубцов)
5. Мне грустно... оттого что весело тебе. (М.Лермонтов)
а) Метонимия;
б) антитеза;
в) оксюморон;
г) перифраза;
д) анафора.
Слайд 31
Задание 12
1. За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова...
Его
товарищи, сыны:
И Шереметьев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья
баловень безродный,
Полудержавный властелин. (А.Пушкин)
2. Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь. (М.Волошин)
3. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)
4. Будет льдом покрываться река,
Будут ночью поскрипывать двери,
Будет грязь во дворе глубока. (Н.Рубцов)
5. Мне грустно... оттого что весело тебе. (М.Лермонтов)
а) Метонимия;
б) антитеза;
в) оксюморон;
г) перифраза;
д) анафора.
Слайд 32
Задание 13 (с подсказкой)
1. Ты, брат, – это батальон.
Полк. Дивизия.
А хочешь –
Фронт. Россия!.. (А.Твардовский)
2. В сто сорок солнц закат
пылал. (В.Маяковский)
3. Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков. (А.Пушкин)
4. Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег. (С.Есенин)
5. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. (А.Чехов)
а) Гипербола;
б) метафора;
в) инверсия;
г) градация;
д) ирония.
Задание 14
Слайд 33градация
Расположение слов по возрастающей (или убывающей) значимости:
Не
жалею, не зову, не плачу…
(С.Есенин)
Усиливает различные оттенки одного
чувства, все более и более повышает эмоциональность и внутреннюю экспрессию высказывания.
Слайд 34
Задание 14 (с подсказкой)
1. Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля
не нужна. (М.Исаковский)
2. Старик с морозца вносит в дом
Охапку дров
продрогших. (Д.Самойлов)
3. Ночь стелет тень и влажный берег судит,
Ночь тянет вдаль свой невод золотой. (И.Бунин)
4. Собирались на работу ночью. Читали
Донесенья, справки, дела.
Торопливо подписывали приговоры.
Зевали. Пили вино. (М.Волошин)
5. Земля дымилась, словно щей горшок. (Б.Пастернак)
а) Парцелляция;
б) метафора;
в) сравнение;
г) лексический повтор;
д) эпитет.
Задание 15
Слайд 35повтор (лексический повтор)
Значимый повтор одного слова или словосочетания на протяжении
строки или соседних строк:
Сияй, сияй, прощальный
свет
Любви последней, зари вечерней.
(Ф.Тютчев)
Повтор подчеркивает значимое для автора слово, заставляя читателя вдуматься в его смысловое наполнение; создает ритм, «пульсацию» строки.
Слайд 36
Задание 15
1. Тогда ночной фиалкой пахнет все:
Лета и лица. Мысли.
Каждый случай,
Который в прошлом может быть спасен. (Б.Пастернак)
2. Око зрит
– невидимейшую даль,
Сердце зрит – невидимейшую связь.
Ухо пьет – неслыханнейшую молвь. (М.Цветаева)
3. Но степь поет. (И.Бунин)
4. Светила нам только зловещая тьма. (А.Ахматова)
5. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А.Грин)
а) Метонимия;
б) оксюморон;
в) сравнение;
г) параллелизм;
д) парцелляция.
Слайд 37
Задание 16
1. Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в
чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость
свою. (А.Блок)
2. Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха. (А.Чехов)
3. Так много думано, исполнено так мало. (В.Брюсов)
4. Пусть громы небо потрясают,
Злодеи слабых угнетают,
Безумцы хвалят разум свой!
Мой друг! Не мы тому виной. (Н.Карамзин)
5. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночей, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица. (А.Фет)
а) Градация;
б) бессоюзие;
в) гипербола;
г) антитеза;
д) анафора.
Слайд 38
Задание 17
1. Всех бродяг, бедняков и больных знаешь Ты,
Всех беспомощных
с горестью их знаешь Ты,
Если я позову Тебя, стоны услышишь,
А
смолчу – и наречье немых знаешь Ты. (О.Хайям)
2. Он человек! Им властвует мгновенье,
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей. (А.Пушкин)
3. Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей. (Н.Гумилев)
4. О бард любви, далекий соловей. (В.Брюсов)
5. Вся жизнь, ненужно изжитая.
Пытала, унижала, жгла. (А.Блок)
а) Перифраза;
б) метафора;
в) метонимия;
г) градация;
д) эпифора.
Слайд 39
Задание 18
1. Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за
рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет. (А.Фет)
2.
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле. (А.Блок)
3. Шепот ли, шорох иль шелест –
Нежность, как песни Саади. (С.Есенин)
4. И сразу дают понять, что они – власть. Они-то и есть. Истинная, стальная. (Ю.Трифонов)
5. Гремят отдвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит;
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит. (А.Пушкин)
а) Градация;
б) звукопись;
в) сравнение;
г) метафора;
д) парцелляция.
Слайд 40
Задание 19
1. Таскали – то кирпичик, то полено,
То бревнышко. И
прятались. (А.Блок)
2. Снег, словно мед ноздреватый,
Лег под прямой частокол. (С.Есенин)
3.
Двери вдруг заляскали,
будто у гостиницы
не попадает зуб на зуб. (В.Маяковский)
4. Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома. (М.Цветаева)
5. Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт)
а) Сравнение;
б) парцелляция;
в) оксюморон;
г) звукопись;
д) метонимия.
Слайд 41
Задание 20
1. Черный бархатный шмель, золотое оплечье. (И.Бунин)
2. На улице,
шагах в пяти,
Стоит, стыдясь, зима у входа
И не решается войти.
(Б.Пастернак)
3. Мы – из Вильяма Шекспира
Два стиха. (М.Цветаева)
4. Забуду год, день, число.
Запрусь одинокий с листом бумаги я. (В.Маяковский)
5. Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной. (А.Пушкин)
а) Метонимия;
б) эпитет;
в) градация;
г) метафора;
д) перифраза.
Слайд 42
Задание 21
1. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.Грибоедов)
2.
Спит земля в сиянье голубом. (М.Лермонтов)
3. И на известку колоколен
невольно крестится рука. (С.Есенин)
4. Я восторгами сердце баюкаю. (В.Брюсов)
5. Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы. (А.Пушкин)
а) Олицетворение;
б) метонимия;
в) литота;
г) перифраза;
д) метафора.
Слайд 43
Задание 22
1. Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок. (М.Лермонтов)
2.
И раб судьбу благословил. (А.Пушкин)
3. Придет шарманщик хмурый,
Заплачет на дворе...
О
той свободной доле,
Что мне не суждена. (А.Блок)
4. Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б.Пастернак)
5. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А.Грибоедов)
а) Лексический повтор;
б) перифраза;
в) градация;
г) синекдоха;
д) парцелляция.
Слайд 44
Задание 23
1. Младший сын был ростом с пальчик –
Как тебя
унять,
Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,
Я дурная мать. (А.Ахматова)
2. Не
думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю. (М.Цветаева)
3. В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез. (Басё)
4. Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви. (А.Блок)
5. Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза. (О.Мандельштам)
а) Литота;
б) метафора;
в) градация;
г) сравнение;
д) метонимия.
Слайд 45
Задание 24
1. Одноэтажные дома,
Где однодумы-генералы
Свой коротают век усталый,
Читая «Ниву» и
«Дюма». (О.Мандельштам)
2. Еще недавно ласточкой свободной
Свершала ты свой утренний полет,
А
ныне станешь нищенкой голодной,
Не достучишься у чужих ворот. (А.Ахматова)
3. И путешествия ему,
Как все на свете, надоели,
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал. (А.Пушкин)
4. Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога. (А.Блок)
5. Легче весеннего дуновения
Прикосновение
Пальцев тонких. (М.Кузмин)
а) Антитеза;
б) гипербола;
в) олицетворение;
г) метонимия;
в) сравнение.
Слайд 46
Задание 25
1. Морозные белые пальмы
На стеклах беззвучно цветут. (В.Ходасевич)
2. И
как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной?
Смотри, ей весело
грустить,
Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова)
3. Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал. (А.Пушкин)
4. Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла в башне замка Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж. (И.Северянин)
5. И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез! (Ф.Тютчев)
а) Метонимия;
б) перифраза;
в) оксюморон;
г) лексический повтор;
д) метафора.
Слайд 47
Задание 26
1. Большинство носило усики, усы и даже усищи. (А.Куприн)
2.
Пусть уснет океан на песке и щебне.
Страшно слышать во тьме
этот гулкий вой. (Р.Бернс)
3. Как чудеса твои прекрасны,
Кудесница любви, весна! (М.Кузмин)
4. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор. (К.Бальмонт)
5. В морозном тумане белеет Исакий.
На глыбе оснеженный высится Петр. (В.Брюсов)
а) Перифраза;
б) олицетворение;
в) градация;
г) анафора, параллелизм;
д) метонимия
Слайд 48Задание 27
1. Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все
косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, –
Все жаворонки нынче
– вороны! (М.Цветаева)
2. Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт)
3. Больной, усталый лед,
Больной и талый снег. (Д.Мережковский)
4. Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил. (А.Пушкин)
5. Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега. (А.Толстой)
а) Гипербола;
б) перифраза;
в) антитеза;
г) эпитеты;
д) звукопись.
Слайд 49Задание 28
1. Подруга думы праздной, чернильница моя;
Мой век однообразный тобой
украсил я. (А.Пушкин)
2. Летят они, написанные наспех,
Горячие от горечи и
нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. (М.Цветаева)
3. Нас ведь вся Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва ведь такая сплетница. (А.Куприн)
4. Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые. (Н.Гоголь)
5. Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки. (О.Мандельштам)
а) Метонимия;
б) сравнение;
в) градация;
г) перифраза;
д) гипербола.
Слайд 501. Боже, какие есть прекрасные должности и службы! как они
возвышают и услаждают душу! но увы! я не служу и
лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собой начальников. (Н.Гоголь)
2. Величье низкое, божественная грязь! (Ш.Бодлер)
3. Было горе, будет горе,
Горю нет конца,
Да хранит святой Егорий
Твоего отца. (А.Ахматова)
4. Женской лести лебяжий пух. (М.Цветаева)
5. Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы! (З.Гиппиус)
а) Лексический повтор;
б) оксюморон;
в) ирония;
г) перифраза;
д) метафора.
Задание 29
Слайд 51Задание 30
1. Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот
пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот
зык и свист. (А.Фет)
2. Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза,
Зеленые – соленые –
Крестьянские глаза! (М.Цветаева)
3. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.Гоголь)
4. Но никогда ни один начальник не решался закричать на юнкера или оскорбить его словом. Тут щетинилось все училище. (И.Куприн)
Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз. (Ю.Трифонов)
а) Парцелляция;
б) анафора, эпифора;
в) бессоюзие;
г) метонимия, метафора;
д) литота, гипербола.
Слайд 52ОТВЕТЫ К ТЕСТУ
Задание 1: 1 – г, 2 – б,
3 – в, 4 – д, 5 – а.
Задание 2:
1 – д, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – в.
Задание 3: 1 – в, 2 – б, 3 – г, 4 – а, 5 – д.
Задание 4: 1 – г, 2 – в, 3 – д, 4 – а, 5 – б.
Задание 5: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.
Задание 6: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 7: 1 – д, 2 – а, 3 – г, 4 – б, 5 – в.
Задание 8: 1 – б, 2 – а, 3 – д, 4 – г, 5 – в.
Задание 9: 1 – в, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – б.
Задание 10: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 11: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.
Задание 12: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.
Задание 13: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – б, 5 – в.
Задание 14: 1 – г, 2 – д, 3 – б, 4 – а, 5 – в.
Задание 15: 1 – д, 2 – г, 3 – а, 4 – б, 5 – в.
Задание 16: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.
Задание 17: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.
Задание 18: 1 – г, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – в.
Задание 19: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 20: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.
Задание 21: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – г.
Задание 22: 1 – б, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – в.
Задание 23: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 – д, 5 – б.
Задание 24: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – в, 5 – б.
Задание 25: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.
Задание 26: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – д.
Задание 27: 1 – в, 2 – д, 3 – г, 4 – б, 5 – а.
Задание 28: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.
Задание 29: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – д, 5 – г.
Задание 30: 1 – в, 2 – б, 3 – д, 4 – г, 5 – а.
Слайд 54ИСТОЧНИКИ
В тесте использованы строки из произведений И.Бунина, В.Маяковского, А.Грибоедова, С.Есенина,
А.Пушкина, Н.Некрасова, А.Суркова,И.Крылова, А.Блока, Б. Пастернака, А.Ахматовой, М.Цветаевой.
Тютчев Ф.И. Полное
собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А.А. Николаева. – Л.: Сов. писатель, 1987. – 448 с. (Б-ка поэта. Большая серия).
Анна Ахматова. Стихотворения. Поэмы: Анна Ахматова — Москва, Эксмо, 2013 г.- 704 с
Борис Пастернак. Избранное: Борис Пастернак — Москва, Детская литература, 2011 г.- 304 с.
С. А. Есенин. Стихотворения и поэмы: С. А. Есенин — Москва, Мир книги, Литература, 2007 г.- 336 с.
А. А. Блок. Стихотворения. Поэмы: А. А. Блок — Санкт-Петербург, ДРОФА, 2013 г.- 416 с.
Фон - http://www.tvoyrebenok.ru/fon-dlya-prezentacii.shtml
Картинка - http://xn--34-dlcefq3a4n.xn--p1ai/news/mikhailovka/dlya_vypusknikov_proshlykh_let_zhelayushchim_sdavat_edinyy_gosudarstvennyy_ekzamen_dalee_ege_prodlya/