Разделы презентаций


Диалектная лексика для пятиклассников

Содержание

В гостях у бабушки.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Презентационное сопровождение к уроку русского языка по теме: «Диалектная лексика» 5

класс учебник под редакцией М. Разумовской

Презентационное сопровождение к уроку русского языка по теме: «Диалектная лексика» 5 класс учебник под редакцией М. Разумовской

Слайд 2В гостях у бабушки.

В гостях у бабушки.

Слайд 3рогач махотка пригрубок

чекамас могутный

поташки серушка усынка могутный щарба чирики парцменки утиральник рушник

Непонятные слова.

рогач    		   махотка пригрубок		   чекамас    могутный

Слайд 4

махотка - горшок пригрубок – печка чекамас - окунь могутный - непоседливый щарба - уха поташки – помидоры серушка – плотва усынка – узкое место в реке чирики – обувь парцменки – домашние тапочки утиральник – полотенце для рук рушник – полотенце для гостей

Слайд 5ЗАПОМНИ!
Слова, которые употребляют
жители определённой местности –
МЕСТНЫЕ
или ДИАЛЕКТЫ

ЗАПОМНИ!Слова, которые употребляют жители определённой местности – МЕСТНЫЕ или ДИАЛЕКТЫ

Слайд 6Речь бывает
Устной

и

письменной
диалекты общеупотребительные
слова



Речь бываетУстной          и

Слайд 7Запиши в тетрадь!

Слова, которые используются на определённой территории, называются МЕСТНЫМИ

или ДИАЛЕКТАМИ. Таким образом, ДИАЛЕКТ – разновидность общественного языка, говор.

Запиши в тетрадь!Слова, которые используются на определённой территории, называются МЕСТНЫМИ или ДИАЛЕКТАМИ. Таким образом, ДИАЛЕКТ – разновидность

Слайд 8Тема урока:
ДИАЛЕКТНАЯ
ЛЕКСИКА

Тема урока:ДИАЛЕКТНАЯЛЕКСИКА

Слайд 9Русский язык – богатство.
«Это чистый и правильный русский язык, только

не литературный, а народный…Было время, наречия резко отделялись друг от

друга и не менялись веками… ведь жители разных частей нашей Родины – тверяки, псковичи, куряне – почти никогда не встречались…
Русский язык – богатство.«Это чистый и правильный русский язык, только не литературный, а народный…Было время, наречия резко

Слайд 10
Теперь наша жизнь стирает все языковые рубежи. Но кое-какие местные

особенности всё ещё держатся. Языковеды спят и во сне видят:

хоть напоследок собрать, запечатлеть, изучить эти вымирающие диалекты: не из них ли вырос и весь наш язык?!»
Лев Успенский «Слово о словах».
Теперь наша жизнь стирает все языковые рубежи. Но кое-какие местные особенности всё ещё держатся. Языковеды спят и

Слайд 11Владимир Иванович Даль

Владимир Иванович Даль

Слайд 12В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.

В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.

Слайд 13Особенности ДИАЛЕКТОВ:
1. ФОНЕТИЧЕСКИЕ;

2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ;

3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ;

4. СИНТАКСИЧЕСКИЕ.

Особенности ДИАЛЕКТОВ:1. ФОНЕТИЧЕСКИЕ;2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ;3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ;  4. СИНТАКСИЧЕСКИЕ.

Слайд 14ФОНЕТИЧЕСКИЕ:
* Особенности произношения:
хвартук – фартук, святы – цветы;
*

Оканье (северное наречие):
окно, корова, посад, полома;
* Аканье

(южное наречие):
акно, карова, Кастрома;
* Постановка ударения:
былу - было


ФОНЕТИЧЕСКИЕ:* Особенности произношения:  хвартук – фартук, святы – цветы;* Оканье (северное наречие):   окно, корова,

Слайд 15Словообразовательные:
Волчиха – волчица
Спервака – сначала
Быват - бывает

Словообразовательные:Волчиха – волчицаСпервака – сначалаБыват - бывает

Слайд 16Морфологические:
* отсутствие категории среднего рода –
Крылец

– крыльцо, масла – масло;
* Род. п., ед. ч., ж.

р. на –а с окончанием –ы
* Д. п.,ед.ч., ж.р. на согласный с окончанием –е (в грязе)
* Т. п., ед.ч. прилагательных совпадает с П. П., ед. ч.
(в большим доме)
Морфологические:  * отсутствие категории среднего рода –  Крылец – крыльцо, масла – масло;* Род. п.,

Слайд 17
Физминутка

Физминутка

Слайд 18Диалектология в г. Томске

Диалектология в г. Томске

Слайд 19О. И. Блинова, профессор ТГУ

О. И. Блинова, профессор ТГУ

Слайд 20Хозяин, не затопить ли нам печь?
Отчего же не затопить? Только

сначала со стола прибери.

Хозяин, не затопить ли нам печь?Отчего же не затопить? Только сначала со стола прибери.

Слайд 21Да стол то у нас чистый. А вот куда рушник

девался?
Посмотри на печке!

Да стол то у нас чистый. А вот куда рушник девался?Посмотри на печке!

Слайд 22Да у нас печки-то нет!
А самовар у нас есть?

Да у нас печки-то нет!А самовар у нас есть?

Слайд 23Есть, есть! На столе стоит, закипает
А вот стола-то у нас

и нет!

Есть, есть! На столе стоит, закипаетА вот стола-то у нас и нет!

Слайд 24А махотка где?
Какая махотка? Та, что рушником накрыта?

А махотка где?Какая махотка? Та, что рушником накрыта?

Слайд 25Где же ты видишь рушник?! А ну, неси самовар!
Да нет

у нас самовара. Пойду ложку поищу.

Где же ты видишь рушник?! А ну, неси самовар!Да нет у нас самовара. Пойду ложку поищу.

Слайд 26И ложки нет. Осталась одна махотка. А теперь вещи дорогие,

потешьте нас!
Ты, стол, загадку загадай, а ты, печка, отгадывай.

И ложки нет. Осталась одна махотка. А теперь вещи дорогие, потешьте нас!Ты, стол, загадку загадай, а ты,

Слайд 27Ты, рушник, расскажи скороговорку.
А ложка да самовар пусть частушки поют!

Ты, рушник, расскажи скороговорку.А ложка да самовар пусть частушки поют!

Слайд 28Рефлексия

Волк, кочет, утиральник, поташки, бирюк, петух, полотенце, рушник, помидоры, щарбы,

пригрубок, могутный, печка, махотка, уха, непоседливый, рябуха, спервака, бывает, бульба,

свекла, сначала, картофель.
РефлексияВолк, кочет, утиральник, поташки, бирюк, петух, полотенце, рушник, помидоры, щарбы, пригрубок, могутный, печка, махотка, уха, непоседливый, рябуха,

Слайд 29ПРОВЕРЬ СЕБЯ !
Волк, петух,
полотенце, печка,
помидоры, уха,
свекла, сначала,
картофель.

Кочет, поташки,
утиральник,

бирюк,
рушник, щарба,
пригрубок, могутный,
махотка, непоседливый,
рябуха, спервака,
бульба.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ !Волк, петух, полотенце, печка, помидоры, уха,свекла, сначала,картофель.Кочет, поташки,утиральник, бирюк,рушник, щарба,пригрубок, могутный,махотка, непоседливый,рябуха, спервака, бульба.

Слайд 30Домашнее задание.
« На местных диалектах никто не пишет ни книг,

ни документов. Они живут только звуча, только в устах говорящих.

И учёным, которые охотятся за словами, приходится пускаться в далёкие, порою нелёгкие странствия».

Лев Успенский.
Домашнее задание.« На местных диалектах никто не пишет ни книг, ни документов. Они живут только звуча, только

Слайд 31Вы можете выступить в роли исследователей.
Поговорите с соседями, родными, вспомните

слова, которые употребляют жители нашего посёлка или других деревень, где

вы бывали. Составьте 2 – 3 статьи с диалектными словами по образцу:
Вы можете выступить в роли исследователей.Поговорите с соседями, родными, вспомните слова, которые употребляют жители нашего посёлка или

Слайд 32Диалектные слова обычно записывают на словарные карточки.
Гутарить –

говорить.
Давай гутарить про наряды.

с. Доброе, Липецкой

области, А. М. Корнев,
1977 г.
Диалектные слова обычно записывают на словарные карточки.  Гутарить – говорить.  Давай гутарить про наряды.			с. Доброе,

Слайд 33
Живое русское слово заслуживает нашего внимания. Чтобы речь наша была

богаче, ярче, образнее мы не должны пренебрежительно относиться к носителям

диалектной речи и к ней самой. Наоборот, надо по КРУПИЦАМ собирать её, так как речь сегодняшняя засорена. ДАВАЙТЕ ЖЕ БУДЕМ БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К БОГАТСТВУ НАШЕЙ РЕЧИ.
Живое русское слово заслуживает нашего внимания. Чтобы речь наша была богаче, ярче, образнее мы не должны пренебрежительно

Слайд 34Спасибо!

Учитель русского языка и литературы МОУ «Мирненская СОШ»

Томского района
Тетерина С. П.

2011г.

Спасибо!  Учитель русского языка и литературы МОУ «Мирненская СОШ»  Томского района  Тетерина С. П.2011г.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика