Слайд 1
Презентационное сопровождение к уроку русского языка по теме: «Диалектная лексика»
5
класс
учебник под редакцией М. Разумовской
Слайд 3рогач махотка
пригрубок
чекамас могутный
поташки
серушка усынка
могутный щарба
чирики парцменки
утиральник рушник
Непонятные слова.
махотка - горшок
пригрубок – печка
чекамас - окунь
могутный - непоседливый
щарба - уха
поташки – помидоры
серушка – плотва
усынка – узкое место в реке
чирики – обувь
парцменки – домашние тапочки
утиральник – полотенце для рук
рушник – полотенце для гостей
Слайд 5ЗАПОМНИ!
Слова, которые употребляют
жители определённой местности –
МЕСТНЫЕ
или ДИАЛЕКТЫ
Слайд 6Речь бывает
Устной
и
письменной
диалекты общеупотребительные
слова
Слайд 7Запиши в тетрадь!
Слова, которые используются на определённой территории, называются МЕСТНЫМИ
или ДИАЛЕКТАМИ. Таким образом, ДИАЛЕКТ – разновидность общественного языка, говор.
Слайд 8Тема урока:
ДИАЛЕКТНАЯ
ЛЕКСИКА
Слайд 9Русский язык – богатство.
«Это чистый и правильный русский язык, только
не литературный, а народный…Было время, наречия резко отделялись друг от
друга и не менялись веками… ведь жители разных частей нашей Родины – тверяки, псковичи, куряне – почти никогда не встречались…
Слайд 10
Теперь наша жизнь стирает все языковые рубежи. Но кое-какие местные
особенности всё ещё держатся. Языковеды спят и во сне видят:
хоть напоследок собрать, запечатлеть, изучить эти вымирающие диалекты: не из них ли вырос и весь наш язык?!»
Лев Успенский «Слово о словах».
Слайд 12В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах.
Слайд 13Особенности ДИАЛЕКТОВ:
1. ФОНЕТИЧЕСКИЕ;
2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ;
3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ;
4. СИНТАКСИЧЕСКИЕ.
Слайд 14ФОНЕТИЧЕСКИЕ:
* Особенности произношения:
хвартук – фартук, святы – цветы;
*
Оканье (северное наречие):
окно, корова, посад, полома;
* Аканье
(южное наречие):
акно, карова, Кастрома;
* Постановка ударения:
былу - было
Слайд 15Словообразовательные:
Волчиха – волчица
Спервака – сначала
Быват - бывает
Слайд 16Морфологические:
* отсутствие категории среднего рода –
Крылец
– крыльцо, масла – масло;
* Род. п., ед. ч., ж.
р. на –а с окончанием –ы
* Д. п.,ед.ч., ж.р. на согласный с окончанием –е (в грязе)
* Т. п., ед.ч. прилагательных совпадает с П. П., ед. ч.
(в большим доме)
Слайд 20Хозяин, не затопить ли нам печь?
Отчего же не затопить? Только
сначала со стола прибери.
Слайд 21Да стол то у нас чистый. А вот куда рушник
девался?
Посмотри на печке!
Слайд 22Да у нас печки-то нет!
А самовар у нас есть?
Слайд 23Есть, есть! На столе стоит, закипает
А вот стола-то у нас
и нет!
Слайд 24А махотка где?
Какая махотка? Та, что рушником накрыта?
Слайд 25Где же ты видишь рушник?! А ну, неси самовар!
Да нет
у нас самовара. Пойду ложку поищу.
Слайд 26И ложки нет. Осталась одна махотка. А теперь вещи дорогие,
потешьте нас!
Ты, стол, загадку загадай, а ты, печка, отгадывай.
Слайд 27Ты, рушник, расскажи скороговорку.
А ложка да самовар пусть частушки поют!
Слайд 28Рефлексия
Волк, кочет, утиральник, поташки, бирюк, петух, полотенце, рушник, помидоры, щарбы,
пригрубок, могутный, печка, махотка, уха, непоседливый, рябуха, спервака, бывает, бульба,
свекла, сначала, картофель.
Слайд 29ПРОВЕРЬ СЕБЯ !
Волк, петух,
полотенце, печка,
помидоры, уха,
свекла, сначала,
картофель.
Кочет, поташки,
утиральник,
бирюк,
рушник, щарба,
пригрубок, могутный,
махотка, непоседливый,
рябуха, спервака,
бульба.
Слайд 30Домашнее задание.
« На местных диалектах никто не пишет ни книг,
ни документов. Они живут только звуча, только в устах говорящих.
И учёным, которые охотятся за словами, приходится пускаться в далёкие, порою нелёгкие странствия».
Лев Успенский.
Слайд 31Вы можете выступить в роли исследователей.
Поговорите с соседями, родными, вспомните
слова, которые употребляют жители нашего посёлка или других деревень, где
вы бывали. Составьте 2 – 3 статьи с диалектными словами по образцу:
Слайд 32Диалектные слова обычно записывают на словарные карточки.
Гутарить –
говорить.
Давай гутарить про наряды.
с. Доброе, Липецкой
области, А. М. Корнев,
1977 г.
Слайд 33
Живое русское слово заслуживает нашего внимания. Чтобы речь наша была
богаче, ярче, образнее мы не должны пренебрежительно относиться к носителям
диалектной речи и к ней самой. Наоборот, надо по КРУПИЦАМ собирать её, так как речь сегодняшняя засорена. ДАВАЙТЕ ЖЕ БУДЕМ БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К БОГАТСТВУ НАШЕЙ РЕЧИ.
Слайд 34Спасибо!
Учитель русского языка и литературы МОУ «Мирненская СОШ»
Томского района
Тетерина С. П.
2011г.