Разделы презентаций


Душа речи... Акцентологическая норма русского языка

Содержание

« Душа речи … Акцентологическая норма русского языка»Выполнили:Попкович Валерия, ученица 10 «А» класса;Мелконян Кнарик, ученица 10 «А» класса.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 2« Душа речи … Акцентологическая норма русского языка»
Выполнили:
Попкович Валерия, ученица 10

«А» класса;
Мелконян Кнарик, ученица 10 «А» класса.

« Душа речи … Акцентологическая норма русского языка»Выполнили:Попкович Валерия, ученица 10 «А» класса;Мелконян Кнарик, ученица 10 «А»

Слайд 3Цели работы:
изучить литературу о сущности русского ударения, его типах и

функциях;
узнать, существуют ли законы правильной постановки ударения в русском языке;

изучить эти законы;
изучить причины изменения и колебания ударения, возможные тенденции в развитии акцентологических норм и проследить их в современной речи;
изучить речь учащихся и учителей с точки зрения правильности постановки ударения.
Цели работы:изучить литературу о сущности русского ударения, его типах и функциях;узнать, существуют ли законы правильной постановки ударения

Слайд 4Орфоэпические нормы - это произносительные правила устной речи. Их изучает

специальный раздел языкознания – орфоэпия (от греч. orfhos - «правильный»

и epos – «речь»).
Орфоэпические нормы - это произносительные правила устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия (от греч.

Слайд 5Мы решили узнать, насколько владеют нормой литературного произношения наши дноклассники

и учителя.
Было опрошено 77 учеников старших классов и 21 учитель.
Опрос

был анонимным.
Опросный лист (словарь) состоял из 60 слов и условно делился на 2 части:
1) часто употребляемые слова из бытовой лексики: свекла, крапива, кухонный,…;
2) книжные слова: процент, средства… .
Мы решили узнать, насколько владеют нормой литературного произношения наши дноклассники и учителя.Было опрошено 77 учеников старших классов

Слайд 9Вывод:

Вывод:

Слайд 10Как видим, большинство старшеклассников не обладают высокой речевой культурой. Только

50% в среднем знают акцентологические нормы.
У учителей показатель выше (64,4%),

но тоже далек от нормы
Как видим, большинство старшеклассников не обладают высокой речевой культурой. Только 50% в среднем знают акцентологические нормы.У учителей

Слайд 11Самыми трудными словами для учащихся оказались: зубчатый, иконопись, свекла, апостроф,

кулинария, мастерски, ломоть.
У учителей затруднения вызвали слова: агрономия, ломоть, намерение,

иконопись, искра, зубчатый, новорожденный.
Как видим, трудности вызвали и часто употребляемые слова, и книжные.
Самыми трудными словами для учащихся оказались: зубчатый, иконопись, свекла, апостроф, кулинария, мастерски, ломоть.У учителей затруднения вызвали слова:

Слайд 12Случаи с неправильной постановкой ударения встречались даже у высокообразованных людей.

Так, например, Корней Чуковский признавался, что, впервые выступая в Петербурге

на литературном вечере, сделал девяносто два неправильных ударения. Узнав об этом, он завел себе словарь, и больше этого никогда не повторялось.


Случаи с неправильной постановкой ударения встречались даже у высокообразованных людей. Так, например, Корней Чуковский признавался, что, впервые

Слайд 13« Если кто захочет определить, почему в одном слове ударение

на таком месте, а в другом, сходном с ним по

образованию и по роду выраженного понятия, ударение не на том же слоге, такое старание будет бесплодным. Это происходит от того , что ударение … составляет одну из его индивидуальных особенностей. Оно образовалось вместе со словом…»
Я.К.Грот «О некоторых законах ударения» (1857)


« Если кто захочет определить, почему в одном слове ударение на таком месте, а в другом, сходном

Слайд 14усвоить основные правила русского литературного произношения;
научиться внимательно и критично

слушать свою речь и речь окружающих;
анализировать свои ошибки и недочеты

и исправлять их;
слушать и изучать образцовое произношение, которым должны владеть дикторы радио и телевидения.

Для успешного овладения
орфоэпической нормой необходимо:

усвоить основные правила русского литературного произношения; научиться внимательно и критично слушать свою речь и речь окружающих;анализировать свои

Слайд 15Почему у других народов нет такой проблемы?

Почему у других народов нет такой проблемы?

Слайд 16Особенности русского ударения
Ударение в русском языке разноместное, т.е не закреплено

за определенным слогом
Средства
Досуг
Каталог
Асимметрия
Разноместность делает ударение в русском языке индивидуальным

признаком каждого отдельно взятого слова!
Особенности русского ударенияУдарение в русском языке разноместное, т.е не закреплено за определенным слогомСредстваДосугКаталогАсимметрия Разноместность делает ударение в

Слайд 17В области русского ударения нет никаких правил – есть только

тенденции
Иностранные слова произносятся так, как в языке -

источнике

мАркетинг (англ.)

факсИмиле (англ.)

жалюзИ (фр.)

фетИш (фр.)

В области русского ударения нет никаких правил – есть только тенденции  Иностранные слова произносятся так, как

Слайд 18


Ударение в русском языке подвижное, т.е. может перемещаться в

пределах словоформы
умЕрший
о гербЕ
занятА
умерЕть
гЕрб
зАнят

началсЯ,
началАсь
начАться

Ударение в русском языке подвижное, т.е. может перемещаться в пределах словоформыумЕршийо гербЕзанятАумерЕтьгЕрбзАнятначалсЯ,началАсьначАться

Слайд 19Запомните ударение в словах:
агронОмия
баловАть
граждАнство
завИдно
исчЕрпать
квартАл
намЕрение
оптОвый
новорождЁнный
принУдить
столЯр
углубИть
ходАтайство
христианИн
щавЕль
экспЕрт

Запомните ударение в словах:агронОмиябаловАтьграждАнствозавИдноисчЕрпатьквартАлнамЕрениеоптОвыйноворождЁнныйпринУдитьстолЯруглубИтьходАтайствохристианИнщавЕльэкспЕрт

Слайд 20 Две группы глаголов на -ировать
баллотИровать
блокИровать
гарантИровать
дисквалифицИровать
дискутИровать
инсценИровать
копИровать
бомбардировАть
гравировАть
гофрировАть
группировАть
пломбировАть
премировАть
формировАть
блокИрованный
премирОванный
Причастия

Две группы глаголов на -ировать баллотИроватьблокИроватьгарантИроватьдисквалифицИроватьдискутИроватьинсценИроватькопИроватьбомбардировАтьгравировАтьгофрировАтьгруппировАтьпломбировАтьпремировАтьформировАтьблокИрованныйпремирОванныйПричастия

Слайд 21Слова могут иметь основное и побочное ударение
вЕроисповЕдание
гОсслУжба
ОстросюжЕтный
пОстскрИптум
в сложных и

сложносокращенных словах
в словах с иноязычными приставками
прОамерикАнский
нЕфтепровОд
гАзопровОд
трУбопровОд
мУсоропровОд
НО: прОвод

Слова могут иметь основное и побочное ударениевЕроисповЕданиегОсслУжбаОстросюжЕтныйпОстскрИптум в сложных и сложносокращенных словах в словах с иноязычными приставкамипрОамерикАнскийнЕфтепровОдгАзопровОдтрУбопровОдмУсоропровОдНО:

Слайд 22Ударение в
существительных (им. пад. мн. ч.)
блАго - блАга
бАнт -

бАнты
срЕдство-срЕдства
трЕнер - трЕнеры
хозЯин - хозЯева
инженЕр-инженЕры

Ударение в существительных (им. пад. мн. ч.)блАго - блАгабАнт - бАнтысрЕдство-срЕдстватрЕнер - трЕнерыхозЯин - хозЯеваинженЕр-инженЕры

Слайд 23области
областЕй
ведомости
ведомостЕй
вОзрасты
вОзрастов
отрасли
Отраслей
мощности
мОщностей
прибыли
прИбылей
тОртов
торты
аэропорты
аэропОртов








Ударение в существительных(род.пад. мн.ч.)

областиобластЕйведомостиведомостЕйвОзрастывОзрастовотраслиОтраслеймощностимОщностейприбылипрИбылейтОртовтортыаэропортыаэропОртовУдарение в существительных(род.пад. мн.ч.)

Слайд 24 Ударение в кратких прилагательных и причастиях
Он прав

– она правА – они прАвы
Он весел – она веселА

– они вЕселы

Он глуп – она глупА – они глУпы

Он глух – она глухА – они глУхи

Он груб – она грубА – они грУбы

Он создан – она созданА – они сОзданы

Он взят – она взятА – они взЯты

Ударение в кратких прилагательных и причастияхОн прав – она правА – они прАвыОн весел

Слайд 25 Глаголы с ударением на основе во

всех формах, кроме формы женского рода
Он брал – она

бралА – они брАли

Он взял – она взялА – они взЯли

Он гнал – она гналА – они гнАли

Он рвал – она рвалА – они рвАли

Он звал – она звалА – они звАли

Он снял – она снялА – они снЯли

Он спал – она спалА – они спАли

НО:

Он клал – она клАла – они клАли

Глаголы с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода Он

Слайд 26 Глаголы с ударением на приставке, кроме

формы женского рода
Он зАдал – она задалаА – они

зАдали

Он нАчал – она началА – они нАчали

Он Отбыл – она отбылА – они Отбыли

Он пОнял – она понялА – они пОняли

Он прИнял – она принялА – они прИняли

Он зАнял – она занялА – они зАняли

Он нАнял – она нанялА – они нАняли

Глаголы с ударением на приставке, кроме формы женского рода Он зАдал – она

Слайд 27 Глаголы с ударением на окончании
включИть –

ты включИшь – он включИт – они включАт
заключИть – ты

заключИшь – он заключИт – они заключАт

звонИть – ты звонИшь – он звонИт – они звонЯт

облегчИть – ты облегчИшь – он облегчИт – они облегчАт

повторИть – ты повторИшь – он повторИт - они повторЯт

приободрИть – ты приободрИшь – они приободрЯт

усугубИть – ты усугубИшь –он усугубИт - они усугубЯт

Глаголы с ударением на окончаниивключИть – ты включИшь – он включИт – они

Слайд 28Ударение по аналогии
монолог-диалог-каталог-некролог
кулинар-кулинария
ветеринар-ветеринария
рефлекс-рефлексия
сосредоточить-сосредоточение
обеспечить-обеспечение
упрочить-упрочение
ген-генезис
Украина-украинский
красивый-красивее
сведения-осведомиться

Ударение по аналогиимонолог-диалог-каталог-некрологкулинар-кулинарияветеринар-ветеринариярефлекс-рефлексиясосредоточить-сосредоточениеобеспечить-обеспечениеупрочить-упрочениеген-генезисУкраина-украинскийкрасивый-красивеесведения-осведомиться

Слайд 29



Ударение в русском языке играет смыслоразличительную роль
Отзыв
отзЫв
занятОй
зАнятый
бронИровать
бронировАть
видение
видЕние
языкОвый
языковОй

Ударение в русском языке играет смыслоразличительную рольОтзывотзЫвзанятОйзАнятыйбронИроватьбронировАтьвидениевидЕниеязыкОвыйязыковОй

Слайд 30Это интересно Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком

слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо

подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как обычно, из запоминаемого и вспомогательного слова нужно составить сюжет. Теперь, когда вы снова столкнетесь с этим словом и засомневаетесь, где же поставить ударение, вам достаточно будет вспомнить свой сюжет или рифму, и все сомнения благополучно разрешатся.
Это интересно Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том

Слайд 31Вот примеры

Вот примеры

Слайд 32Министерство образования и науки РФ
назвало утвержденный список словарей и

справочников, содержащих нормы современного языка:
Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З.,

Сазонова И.К., Чельцова Л.К. — М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 1288 с.
Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. — М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 794 с.
Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л.- М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 943 с
Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. — М. : «АСТ-ПРЕСС», 2008. —
782 с
Министерство образования и науки РФ назвало утвержденный список словарей и справочников, содержащих нормы современного языка:Орфографический словарь русского

Слайд 33ГОВОРИТЕ
ПРАВИЛЬНО!

ГОВОРИТЕПРАВИЛЬНО!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика