Слайд 1Д.Пойа:
«…если хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
если хотите научиться решать задачи, то решайте их…»
Продолжите фразу:
«… если хотите научиться правильно говорить и грамотно писать, то…»
Слайд 2«Фонетика. Орфоэпия. Орфография. ИВС»
Слайд 3 Пусть кипит работа,
Сильней соревнованье.
Успех решает не судьба,
А ваши
знания!
Слайд 4Фонетика [нэ], -и, ж. 1. Раздел языкознания – наука о
звуках языка. Экспериментальная ф.
2. Звуковой состав языка. Русская ф.
// прил. Фонетический, -ая, -ое.
Орфоэпия, -и, ж. Правила образцового литературного произношения. // прил. Орфоэпический, -ая, -ое. Орфоэпические нормы.
Орфография, -и, ж. То же, что правописание. // прил. Орфографический, -ая, -ое. Орфографическая ошибка.
С.И.Ожегов. Толковый словарь.
Слайд 5Расставь ударения в словах
Брала, начатый, банты, донельзя, налила, клала, пролила,
премировать, просверлит, созвонимся, намерение, принявший, включим, засветло, красивее
Слайд 6Произнесём правильно!
БралА, нАчатый, бАнты, донЕльзя, налилА, клАла, пролилА,
премировАть, просверлИт, созвонИмся, намЕрение, принЯвший, включИм, зАсветло, красИвее
Слайд 7 2 задание
команде «Фонетика»:
1. Какой раздел лингвистики изучает звуки
речи?
Фонетика.
2. Назовите самую малую единицу языка.
Звук.
3. На какие две группы делятся звуки речи?
Гласные и согласные.
4. На какие группы делятся гласные звуки?
Ударные и безударные.
5. Сколько в русском языке гласных букв и звуков?
10 букв и 6 звуков.
Слайд 8 2 задание
команде «Орфоэпия»:
1. Какой раздел русского языка изучает
правильное произношение?
Орфоэпия.
2. На какие группы делятся согласные звуки?
Мягкие и твёрдые, парные и непарные, звонкие и глухие.
3. Сколько вы знаете пар, составляющих парные звуки?
6 пар.
4. Перечислите их.
[Б]-[П], [В]-[Ф], [Г]-[К], [Д]-[Т], [З]-[С], [Ж]-[Ш].
5. Назовите звуки, которые всегда мягкие и которые всегда твёрдые.
Всегда мягкие звуки: [Й], [Ч], [Щ]. Всегда твёрдые звуки: [Ж], [Ш], [Ц].
Слайд 9Правила правописания гласных
в корне слова:
чередующиеся
проверяемые непроверяемые
ударением ударением
а//о, е//и
лаг-лож, раст-ращ-рос, безударные гласные словарные слова
кос-кас, гор-гар, зор-зар, в корне проверяем надо запомнить
клон-клан, твар-твор, ударением
ровн-равн, мак-мок, скак-скоч,
бер-бир, дер-дир, тер-тир,
стел-стил, пер-пир, мер-мир,
жег-жиг, блест-блист, чет-чит
Слова-исключения: полог, росток, отрасль, чета, сочетать, сочетание, подровняться (в шеренгах), поравняться (с кем-нибудь), равнина, поровну, зоревать, изгарь, пригарь, выгарки,
утварь.
Слайд 10Проверь себя!
Чередующиеся гласные в корне слова:
пригОрать, благорасполОжение,
соприкОснувшись, полАгаться, рОсточек, поклОниться, заскОчу, опОздание, твОрить, вытИрать.
Проверяемые гласные в
корне слова:
утОпический, принОровиться, мотИвировать.
Непроверяемые гласные в корне слова:
компрОмисс, авАнтюра.
Слайд 11Занимательная лингвистика!
Валерий Яковлевич Брюсов
Алый бархат вечереет, Горделиво
дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль Колыбельной лаской млеет.
-
В чем необычность данного стихотворения?
- Какая картина возникает при его чтении?
Слайд 13ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ:
«ФОНЕТИКА»
«ОРФОЭПИЯ»
1.Найти в тексте фонетические средства
изобразительности
(приемы звуковой организации словесного выражения, тесно связанные со смысловой
стороной слова): ассонанс аллитерацию
1. Найти в тексте лексические средства изобразительности:
метафоры
олицетворения
эпитеты
сравнения
Слайд 14Эпитет – это одно слово (обычно прилагательное) в переносном смысле,
которое говорит об отношении автора к предмету речи.
Например, мрачное
небо (негатив), весёлый денёк (позитив).
Метафора – целое выражение в переносном смысле, которое легко заменяется одним-двумя словами в прямом.
Например, ель рукавом мне тропинку завесила (ветка передо мной).
Сравнение – это сопоставление двух предметов обычно при помощи союзов как, точно, словно, будто и др.
Например, лес точно терем расписной.
Олицетворение – это изображение неживых предметов как живых (обычно глагол).
Например, вьюга злилась, мгла носилась.
Слайд 18Проверочная работа
1 часть:
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая
ударный гласный звук?
1) квАртал
3) зАвидно
2) каталОг 4) бЕрежливо
2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) намЕрение 3) звОнишь
2) средствА 4) докУмент
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) пров..ряющий, ф..лология, пол..жение
2) бл..годарный, закр..пление, опр..делить
3) экон..мический, приоб..дриться, изгот..вление
4) просл..дить, расст..лать, изм..няющийся
Слайд 19Проверочная работа
2 часть:
1. В каком ряду во всех словах ударение
падает на первый слог?
1).свекла, тотчас, досуг
2). поняв, сверлит, столяр
3). щавель,
эксперт, банты
4). начатый, клала, засветло
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная?
1). ут…пический, компр…мисс, ав…нтюра
2). прин…ровиться, мот..вировать, пом…гать
3).обозн…чение, задр…жать, к…ричневый
4). т…инственный, д…рижировать, акв…рельный.
Слайд 20Проверочная работа
3 часть:
Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в
корне слова и безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением.
Кольский
полуостров расположен на севере России. Величие и суровость природы Кольского Заполярья изумляет. Природа словно выбирала Заполярье для того, чтобы показать свои чудеса: полярное сияние, штормовые ветры, столетние березовые рощи вышиной в полметра, тундровые плантации морошки, которые растут на всем Кольском полуострове.
ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ:
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ:
Слайд 21ОЦЕНИВАНИЕ
На «3» – выполнили часть 1
На «4» – части 1,
2
На «5» – части 1,2,3
Если вы выполнили все 3 части
без ошибок, оценка «5».
Если при выполнении 3 частей вы допустили 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3».
Если вы выполнили только 1 часть без ошибок – это «3»,
1 и 2 части без ошибок – «4».
Если при выполнении 1 и 2 части вы допустили 1-2 ошибки, то оценка «3».
Слайд 221 часть:
1 – 2
2 – 1
3 – 3
2 часть:
1 –
4
2 - 2
3 часть:
1. Чередующиеся гласные в корне слова:
располОжен, выбИрала, растут.
2. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением:
покАзать, свОи, штОрмовые, стОлетние.
Слайд 23РЕФЛЕКСИЯ
- Что получилось?
- Над чем нужно поработать?
Я работал сегодня хорошо,
и у меня всё получилось.
Я работал сегодня удовлетворительно,
у меня не всё получилось. (Что не получилось?)
Я не доволен своей работой. (Почему?)
Слайд 24Домашнее задание: выполнить тест №11
На «3» – часть А.
На «4»
– части АВ.
На «5» – части АВС.
Слайд 25Заключительное слово
Древнегреческий комедиограф Менандр сказал:
«Язык, который умудрен знаниями, не
будет запинаться»
Слайд 26Спасибо, ребята,
за работу на уроке!