Слайд 1Межпредметные связи через организацию и проведение деловых игр.
Преп: Тютюнникова Г.В.
Валуйский
индустриальный техникум
Межпредметные связи - важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения
его результативности, устранения перегрузки учителей и обучающихся.
Слайд 2Русский язык связан со всеми учебными дисциплинами, "поскольку язык является
необходимым средством выражения по всем предметам” (Ш. И. Ганелин),
"поскольку
он отражает все стороны действительности и поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность” (В. А. Добромыслов). Наличие такой связи бесспорно. В цепочке "русский язык - другие предметы” эта связь устанавливается не столько для русского языка, сколько для всех других предметов, так как язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету.
Слайд 3Связь уроков русского языка и литературы
«Без грамматики не выучить
математики»
«Любую информацию на уроке математики несет слово», «Вдохновение нужно в
математики, как и в поэзии»,
Слайд 4Давайте рассуждать:
А что вы можете сказать о слове «математика» с
точки зрения русского языка? Какие грамматические признаки имеются у этого
слова?
О:
Составьте и запишите предложение со словом «математика».
Кстати, это слово пришло из древнегреческого языка.«Мантенейн» - так оно произносилось и означало «учиться», «приобретать знания».
О:
Слова «выражение», «сложение», «корень» мы используем как на уроках математики, так и на уроках русского языка.
М: А теперь решим в тетрадях вот такие уравнения и посмотрим, какому русскому писателю принадлежат следующие слова: «Вдохновение нужно в математике не меньше, чем в поэзии». Х + 32 = 68
76 – х = 24
х – 97 = 121
138 + х + 57 = 218
( 24 – х ) + 37 = 49
248 – ( х + 123) = 24
х=218 х=12 х=36 х=101 х=23 х=52
Ш И П Н К У
П У Ш К И Н
Слайд 5Примерные игровые загадки:
1) Я знаю такое слово, в котором семь
«я». Что это за слово? (Семья)
2) Назовите слово, в котором
сорок «к». (Сорока)
3) Назовите слова, в которых сто «л», «г», «п». (Стол, стог, стоп)
4) Назвать существительное. Первое предлог, второе летний дом, а в целом решается с трудом. (Задача)
Слайд 6« Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику,
считают ее наукой сухой. В сущности же это наука, требующая
наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего века говорил совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе».
(С. Ковалевская)
Слайд 7Русский язык.
Зашифровано слово. Это название школьного предмета. Угадайте его по
значению: он нужен всем, он учит мыслить, развивает мозг и
внимание, воспитывает настойчивость. В переводе означает «учиться».
МАТЕМАТИКА
Слайд 8
Русская литература, обслуживая в основном интересы господствующего класса древней Руси,
в своих лучших произведениях отразила общественно-политическую жизнь русского народа и
общенародные интересы. Богатое устное народное творчество содействовало развитию литературы своими темами, идеями, художественными приёмами, прививая ей черты своеобразия, народности и самобытности.
Слайд 9Деловые игры на истории:
Урок – игра – это активная форма
учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого
или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками
Студенты как бы перевоплощаются в людей из прошлого или современности, применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и поступков моделируют историческую реальность.
Слайд 10Классификация исторических игр основана на трех критериях: характер ролей участников;
времени воображаемой ситуации на занятиях; жесткости сценария и степени импровизации
детей в игре.
Как правило, участниками игры являются учитель и студенты . Учитель истории может выступать в роли: ведущего; инструктора; тренера; судьи-рефери; председателя жюри. Студенты в игре могут выступать в роли: актеры; участники, очевидцы, свидетели; зрители; эксперты.
Слайд 11Игра на уроке права «Если бы я был президентом»
В день
выборов все кандидаты выступили перед присутствующими избирателями с программой, которую
будут выполнять в том случае если победят на выборах. Кандидатов представили их доверенные лица. После выступлений кандидатов им были заданы вопросы. После чего перешли к процедуре голосования. Стоит отметить, что все этапы выборов были проведены в соответствие с избирательным законодательством РФ. Прослеживалась связь с историей, обществознанием, экономикой.
Слайд 12Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их
сложности на 3 группы:
-- Имитационные, направленные на имитацию определённого
профессионального действия;
- Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
- Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.
Этапы разработки и проведения ролевых игр:
Подготовительный;
Игровой
Заключительный
Анализ результатов.
Слайд 13Деловая игра на уроках литературы:
Педагогическое осмысление приводит к выводам о
том, что подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В
проект такого урока входят: цели обучения, развитие и воспитание учеников, формулировка изучаемой проблемы, план деловой игры, содержание деятельности членов игры, правила игры. Деловая игра включает следующие этапы:
1. актуализация базовых знаний, мотивация деятельности учеников, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
2. формирование творческих групп по 3-5 человек, презентация команд (обсуждение названия, девиза, эмблемы каждой команды). В каждой игровой группе выбираются ведущие (или ответственные);
3. создание проблемной ситуации, формулировка проблемы;
4. работа в творческих группах.
Слайд 14Каждая команда получает творческое задание и материалы, необходимые для его
выполнения, и вырабатывает свою концепцию решения проблемы:
1.общее обсуждение проблемы: на
данном этапе совершается коллективная выработка решения проблемы.
2. анализ деятельности каждой команды, выведение суммарных поощрений и штрафных баллов, оценка деятельности всех участников группы.
3. домашнее задание.
Слайд 15Если ученик не научится в школе сам ничего творить,
то и
в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало
таких, которые, научившись копировать,
умели делать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой