Разделы презентаций


Фонетика: система понятий (теоретическо-практические материалы)

Содержание

Цель: повторить и обобщить материал,  изученный в 5-9 классах.Задачи:1)     образовательные- проверить и  оценить  знания   учащихся  по  фонетике, орфоэпии,  акцентологические навыки (умение выполнять  фонетический  разбор  и  транскрипцию); 2)     развивающие- способствовать развитию  логического  мышления ( умение сравнивать и анализировать  фонетические  единицы  и  явления, выделять  главное);3)  воспитательные- воспитывать  интерес  к  изучению  русского  языка и   самостоятельную  активность  учащихся

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Выполнила
преподаватель
русского языка
МАОУ «Гимназия №33»
Давлетшина И.О.
Фонетика: система понятий (теоретическо-практические материалы)

Выполнилапреподаватель русского языкаМАОУ «Гимназия №33»Давлетшина И.О.Фонетика: система понятий (теоретическо-практические материалы)

Слайд 2
Цель: повторить и обобщить материал,  изученный в 5-9 классах.
Задачи:
1)     образовательные- проверить и  оценить  знания   учащихся  по  фонетике, орфоэпии,  акцентологические

навыки (умение выполнять  фонетический  разбор  и  транскрипцию); 
2)     развивающие- способствовать развитию  логического  мышления ( умение сравнивать и анализировать  фонетические  единицы  и  явления, выделять  главное);
3)  воспитательные- воспитывать  интерес  к  изучению  русского  языка и   самостоятельную  активность  учащихся



Цель: повторить и обобщить материал,  изученный в 5-9 классах.Задачи:1)     образовательные- проверить и  оценить  знания   учащихся  по  фонетике, орфоэпии,  акцентологические навыки (умение выполнять  фонетический  разбор  и  транскрипцию); 2)     развивающие- способствовать развитию  логического  мышления ( умение сравнивать и

Слайд 3Фонетика. Предмет изучения фонетики.
Звуки русского языка и их классификация.
Классификация гласных

звуков
Классификация согласных звуков
3. Фонетическая транскрипция.
4. Изменение звуков в речевом потоке.
5. Русское ударение.

Функции и особенности русского ударения.
6. Секреты звучащего слова.


Содержание:

Фонетика. Предмет изучения фонетики.Звуки русского языка и их классификация.Классификация гласных звуковКлассификация согласных звуков3.	Фонетическая транскрипция.4.	Изменение звуков в речевом

Слайд 4
Рубрика "Это интересно" (дополнительный материал)
Рубрика "Всезнайка" (упражнения по теме)


Переходы по гиперссылкам
Следующий слайд раздела
Вернуться в содержание

Рубрика

Слайд 5
ФОНЕТИКА
социофонетика
частная и общая
Описательная и историческая
сопоставительная
экспериментальная
занимается
изучением
звуковой системы
конкретного языка
изучает

общие
закономерности
изучает фонетическую
систему языка
в определённый период
её развития
изучает

изменения,
происходившие в звуковой
системе языка
на протяжении всей
её истории

изучает фонетический строй нескольких языков

изучает особенности произношения отдельных групп населения

изучает язык с помощью экспериментов

фоносемантика

изучает символику
звуков речи

ФОНЕТИКАсоциофонетикачастная и общаяОписательная и историческаясопоставительнаяэкспериментальнаязанимается изучением звуковой системы конкретного языкаизучает общие закономерностиизучает фонетическую систему языка в определённый

Слайд 6Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») —

раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги,

звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).
Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое

Слайд 7Как образуются звуки?
В чем отличие между гласными и согласными звуками?

это звуки речи,
при образовании которых
выходящая струя воздуха
не

встречает препятствий
в полости рта

звуки речи,
состоящие только из шума
или из голоса и шума,
которые образуются
в полости рта, где выдыхаемая
из легких струя воздуха
встречает различные преграды

Звуки русского языка

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

Как образуются звуки?В чем отличие между гласными и согласными звуками?– это звуки речи, при образовании которых выходящая

Слайд 8Классификация звуков

Проверь себя!

Классификация звуков Проверь себя!

Слайд 10[б] [б']
[п] [п']
[в] [в']
[ф]

[ф']
[д] [д']
[т] [т']
[л]   [л']


[м] [м']
[н] [н']
[р] [р']
[с] [с']
[г] [г']
[х] [х']
[к] [к' ]

твердые

мягкие

Согласные различаются по наличию или отсутствию смягчения

Проверь себя!

[б] 					 [б'] [п] 					 [п'] [в] 					 [в'][ф] 					 [ф'] [д] 					 [д'] [т] 					 [т']

Слайд 11[б] [п]
[б'] [п']
[в] [ф]
[в'] [ф']
[д]

[т]
[д'] [т']
[з] [с]
[з']

[с']
[ж] [ш]
[г] [к]
[г'] [к']

Согласные противопоставляются по глухости – звонкости

глухие

звонкие

Проверь себя!

[б] 					 [п][б'] 					 [п'][в] 					 [ф][в'] 					 [ф'] [д] 					 [т] [д'] 					 [т'] [з]

Слайд 12Гласные звуки в зависимости от положения в слове испытывают большие

изменения в звучании – подвергаются редукции

Проверь себя!

Гласные звуки в зависимости от положения в слове испытывают большие изменения в звучании – подвергаются редукцииПроверь себя!

Слайд 13Транскрипция (от лат. transcription – переписывание) – специальный вид письма,

с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая речь
Для чего нужна

транскрипция?

Буквы Е, Ё, Ю, Я в транскрипции

Примеры транскрипции

Основные правила оформления транскрипции

Основные правила транскрибирования согласных и гласных

Транскрипция (от лат. transcription – переписывание) – специальный вид письма, с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая

Слайд 14 
Орфографическое письмо не отражает живых звуковых процессов, происходящих в

потоке речи, не отражает изменений в звуковой системе языка, а

покоится на традициях. Фонетическая транскрипция отражает изменение звуков,  возникающие в зависимости от позиции и от окружения.

2. Чтобы научиться слышать родную речь  и показать нормы литературного произношения.

3. При обучении иностранному языку, особенно если орфография не дает возможности судить о произношении. Например, в английском языке.

4. Транскрипция используется для записи бесписьменного языка или диалектной речи.

Для чего используется транскрипция?


   Орфографическое письмо не отражает живых звуковых процессов, происходящих в потоке речи, не отражает изменений в

Слайд 15
Звук, слово, часть слова или отрезок речи заключается в квадратные

скобки – [   ].
Текст записывается так, как он слышится.
Не употребляются

прописные буквы.
Не действуют правила пунктуации, знаки препинания заменяются паузами: небольшая пауза обозначается одной вертикальной чертой – / ; фразы друг от друга отделяются двумя чертами – //, обозначающими большую паузу.
Каждый знак употребляется для обозначения одного звука.

Основные правила оформления транскрипции


Звук, слово, часть слова или отрезок речи заключается в квадратные скобки – [   ].Текст записывается так, как

Слайд 16
Использование диакритических знаков
(греч. diakritikos- отличительный)
обязательным является  постановка ударения: основное

– знаком акут  ́, побочное знаком гравис  `
Например, во̀донепроница́емый
прямая черта

над буквой указывает на долготу согласного – [с ]
мягкость согласного обозначается апострофом – [м']
служебные слова, произносящиеся вместе со знаменательным, соединяются каморой –  [ ] Например, [в  л'э́с];
для обозначения йот используют j



Основные правила транскрибирования согласных


Использование диакритических знаков (греч. diakritikos- отличительный)обязательным является  постановка ударения: основное – знаком акут  ́, побочное знаком гравис

Слайд 17
Буквы Е, Ё, Ю, Я
Проверь себя!

Буквы Е, Ё, Ю, Я Проверь себя!

Слайд 18Затранскрибируйте слова-отгадки

Затранскрибируйте слова-отгадки

Слайд 19 В каком слове звуков больше, чем букв?
Ель
Рассвет
Ясно
Паяльник
Войдешь
Вьюнок
Январский
Подальше



В каком слове звуков больше, чем букв?ЕльРассветЯсноПаяльникВойдешьВьюнокЯнварскийПодальше

Слайд 20
оглушение
выпадение согласного звука
озвончение
В конце слова
[ло́п / но́ш

/ са́т / с'н'э́к];
В середине слова
[ло́ткъ / но́шкъ /

пропкъ];

[про́з'бъ
вагза́л
мълад'ба́];

прелестный - [пр'л'э́сныi],

свистнуть - [с'в'и́снут'],

Звуковые изменения в области согласных

оглушение выпадение согласного звука озвончение В конце слова[ло́п / но́ш / са́т / с'н'э́к]; В середине слова[ло́ткъ

Слайд 21Словесное ударение – это особое выделение одного из слогов слова


Логическое ударение выделяет не слоги, а целые слова в предложении.


Эмфатическое ударение служит для подчеркивания эмоциональной стороны слова. Достигается это обычно долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного.

Русское ударение

Что такое побочное ударение?

Проверь себя!

Словесное ударение – это особое выделение одного из слогов слова Логическое ударение выделяет не слоги, а целые

Слайд 22а) в сложных словах: во̀донепроница́емый, высоко̀производи́тельный, а̀эрофо̀тосъёмка;
б) в словах с

иноязычными приставками: су̀перобло́жка, ко̀нтруда́р, мѐжконтинента́льный;
в) в некоторых сложносокращенных словах: пѐдинститу́т,

спо̀ртинвента́рь;
г) в некоторых двусложных и трехсложных предлогах и союзах: о̀коло до́ма, когда̀ прие́дешь; потому̀ что хо́лодно.

Каждое самостоятельное слово имеет, как правило, одно ударение, но в некоторых сложных по морфологическому составу, больших по объему словах возможно и второе, побочное ударение


а) в сложных словах: во̀донепроница́емый, высоко̀производи́тельный, а̀эрофо̀тосъёмка;б) в словах с иноязычными приставками: су̀перобло́жка, ко̀нтруда́р, мѐжконтинента́льный;в) в некоторых

Слайд 23Словесное ударение в русском языке может различать:
а) смысл слова: хло́пок

– хлопо́к, бе́лка – белка́, пи́ща – пища́;
б) формы одного

и того же слова: хо́дите – ходи́те, насы́пать – насыпа́ть, о́кна – окна́;
в) варианты слов: добы́ча (общеупотр.) – до́быча (проф.); ди́кий (лит.)- дико́й (диал.); краси́вее – красиве́е (прост.), му́зыка (нейтр.)- музы́ка (уст.)


Какими признаками обладает русское ударение?

Словесное ударение в русском языке может различать:а) смысл слова: хло́пок – хлопо́к, бе́лка – белка́, пи́ща –

Слайд 24
Сравните!
Я хочу учиться.
Я хочу учиться.
Я хочу

учиться.


Сравните! Я хочу учиться. Я хочу учиться. Я хочу учиться.

Слайд 25
Петенька, милый, голубчик, приезжа-ай, соску-училась…

А ну, гляди сюда,
каш –шеваррр!


Попытайтесь определить, какие чувства и эмоции передает эмфатическое ударение

Петенька, милый, голубчик, приезжа-ай, соску-училась…А ну, гляди сюда, каш –шеваррр! Попытайтесь определить, какие чувства и эмоции передает

Слайд 26Какими признаками характеризуется русское словесное ударение?
Русское словесное ударение является

свободным (разноместным) и может падать на любой слог слова и

на разные морфемы: ра́дуга, рука́, розова́тый, передава́ть и т.д.
Ударение в одних словах может быть неподвижным (при склонении и спряжении ударение в словоформах остается на одном и том же слоге: дрожу́, дрожи́шь, дрожи́м…, заво́д, заво́да…), в других – подвижным (при склонении и спряжении ударение в его формах оказывается на разных слогах: голова́, го́ловы, голо́в…; пишу́, пи́шешь…).


Какими признаками характеризуется русское словесное ударение? Русское словесное ударение является свободным (разноместным) и может падать на любой

Слайд 27Орфоэпическая разминка

Орфоэпическая разминка

Слайд 28Закончите фразы.
Фонетика изучает …
Е,ё,ю,я,а,о,у,и,ы,э - …
Согласные звуки бывают … или

…, … или …, … или … .
Гласные звуки бывают

… или … .
Всегда звонкие звуки …
[ч’], [щ’ ], [й’] – …
[ж ], [ш ], [ц ] - …
Всегда глухие звуки - …
Озвончение – это …
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда …
Сторож, рыбка, включить, повадки – во всех этих словах …
Сделал, время, ель, дорога – во всех этих словах …
В слове НЕНАСТНЫЙ шестой звук –
Бровь, физика, тюфяк, расправьте – во всех этих словах встречается звук …

Проверить

Закончите фразы.Фонетика изучает …Е,ё,ю,я,а,о,у,и,ы,э - …Согласные звуки бывают … или …, … или …, … или …

Слайд 29
Фонетика изучает ЗВУКИ РЕЧИ
Е,ё,ю,я,а,о,у,и,ы,э – ГЛАСНЫЕ БУКВЫ
Согласные звуки бывают ГЛУХИЕ

или ЗВОНКИЕ, ПАРНЫЕ или НЕПАРНЫЕ, ТВЁРДЫЕ или МЯГКИЕ .
Гласные звуки

бывают УДАРНЫЕ или БЕЗУДАРНЫЕ .
Всегда звонкие звуки [Л] [Л’] [Н] [Н’] [М] [М’] [Р] [Р’] [Й’]
[ч’], [щ’ ], [й’] – ВСЕГДА МЯГКИЕ
[ж ], [ш ], [ц ] – ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ
Всегда глухие звуки - [Х] [Х’] [Ч’] [Щ’] [Ц]
Озвончение – это УПОТРЕБЛЕНИЕ НА МЕСТЕ ГЛУХОГО ЗВУКА ЗВУКА ЗВОНКОГО, НАПРИМЕР, [ПРОЗ’БА]
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда СТОЯТ В НАЧАЛЕ СЛОВА, ПОСЛЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ъ И Ь, ПОСЛЕ ГЛАСНОГО.
Сторож, рыбка, включить, повадки – во всех этих словах ПРОИСХОДИТ ОГЛУШЕНИЕ
Сделал, время, ель, дорога – во всех этих словах ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ЗВОНКИЕ; КОЛИЧЕСТВО ЗВУКОВ И БУКВ СОВПАДАЕТ.
В слове НЕНАСТНЫЙ шестой звук – [Н].
Бровь, физика, тюфяк, расправьте – во всех этих словах встречается звук [Ф’]

Фонетика изучает ЗВУКИ РЕЧИЕ,ё,ю,я,а,о,у,и,ы,э – ГЛАСНЫЕ БУКВЫСогласные звуки бывают ГЛУХИЕ или ЗВОНКИЕ, ПАРНЫЕ или НЕПАРНЫЕ, ТВЁРДЫЕ или

Слайд 30«Звуки речи не безразличны для поэта. Это не пустые места

в художественном произведении, не беспорядочные шумы, сопровождающие течение поэтических образов,

а существенные средства художественной выразительности. Звуки поэтического языка упорядочены и организованы; особый выбор звуков и особое их расположение отличают поэтическую речь от прозаической» В.Жирмунский

Приемы звукописи

аллитерация

ассонанс


Фонетический облик рекламы.

Эксперименты со звуком

«Звуки речи не безразличны для поэта. Это не пустые места в художественном произведении, не беспорядочные шумы, сопровождающие

Слайд 31Ученые проводят интересные эксперименты, стараясь понять, какие образы возникают у

людей при восприятии звуков речи. Перед вами результаты одного из

экспериментов, в котором ученикам начальных классов предложили нарисовать… звук
А как бы вы отразили в рисунке свои ощущения?


Ученые проводят интересные эксперименты, стараясь понять, какие образы возникают у людей при восприятии звуков речи. Перед вами

Слайд 32Аллитерация -
повторение согласных звуков
В. Жуковский «Людмила»

Проверь себя!
О чем говорят

согласные звуки?
Слышат шорох тихих теней: В час полуночных видений, В дыме облака,

толпой, Прах оставя гробовой С поздним месяца восходом, Легким, светлым хороводом В цепь воздушную свились...
Аллитерация - повторение согласных звуковВ. Жуковский «Людмила»Проверь себя!О чем говорят согласные звуки?Слышат шорох тихих теней: В час

Слайд 33 «Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе

вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от

того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое и цветовое значение. Но Р ясно мне говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Звук Л - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи…Звуки Л и Т – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук М – о милом, о мягком, о матери, о море… »
Е.И.Замятин


«Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы.

Слайд 34Ассонанс -
повторение гласных звуков
У наших ушки на макушке,
Чуть

утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут

как тут.

М.Ю. Лермонтов «Бородино»


Проверь себя!

О чем говорят гласные звуки?


Ассонанс - повторение гласных звуковУ наших ушки на макушке, Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки

Слайд 35« О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: поле,

море, простор. Все огромное проявляется через О, хотя бы и

темное: - стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром… Запоет, заноет, как колокол… Высокий взвод взнесенного собора. Бездонное О».
Отрывок из книги К.Бальмонта
«Поэзия как волшебство»


« О – звук восторга, торжествующее пространство есть О: поле, море, простор. Все огромное проявляется через О,

Слайд 36Попробуйте найти приемы звукописи в стихотворении К.Бальмонта
Полночной порою в болотной

глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чем они шепчут? О чем

говорят? Зачем огоньки между ними горят? Мелькают, мигают - и снова их нет. И снова забрезжил блуждающий свет. Полночной порой камыши шелестят. В них жабы гнездятся, в них змеи свистят. В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник. И тиной запахло. И сырость ползет. Трясина заманит, сожмет, засосет. "Кого? Для чего? - камыши говорят,- Зачем огоньки между нами горят?" Но месяц печальный безмолвно поник. Не знает. Склоняет все ниже свой лик. И, вздох повторяя погибшей души, Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
Попробуйте найти приемы звукописи в стихотворении К.Бальмонта	Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

Слайд 37Попробуйте найти приемы звукописи в стихотворении Н. Заболоцкого
И первая пела

сирена:
«Ко мне, господин Одиссей!
Я вас исцелю несомненно
Усердной любовью

моей!»
Вторая богатство сулила:
«Ко мне, корабельщик, ко мне!»...
А третья сулила забвенье
И кубок вздымала вина:
«Испей — и найдешь исцеленье
В объятьях волшебного сна!»
Попробуйте найти приемы звукописи в стихотворении Н. ЗаболоцкогоИ первая пела сирена: «Ко мне, господин Одиссей!Я вас исцелю

Слайд 38
Слоган-(англ., девиз, лозунг, призыв, рекламная формула) – это постоянный рекламный

девиз фирмы, который используется почти так же часто, как и

товарный знак, а в звуковой рекламе заменяет его.
Слоган легко запоминается, так как воздействует не только на зрение, не только на слух и эмоциональную сферу человека, как название или цвет, но и на сознание, разум

Фонетический облик рекламы

Каким должен быть слоган?

Проверь себя!

Слоган-(англ., девиз, лозунг, призыв, рекламная формула) – это постоянный рекламный девиз фирмы, который используется почти так же

Слайд 391. Слоган должен отражать особенности имиджа и предложений фирмы, вызывать

ассоциации с названием.
2. Слоган должен быть кратким, звучным, динамичным, правильным

с точки зрения фонетики, то есть без неблагозвучных и трудных для произношения звукосочетаний, чтобы его легко можно было запомнить.
3. Слоган не должен допускать двоякого толкования – он должен ясно и однозначно восприниматься на слух с первого раза.
4. Слоган не должен быть слишком сложным, замысловатым и сверхоригинальным.

Критерии оценки слогана


1. Слоган должен отражать особенности имиджа и предложений фирмы, вызывать ассоциации с названием.2. Слоган должен быть кратким,

Слайд 40Попробуйте проанализировать следующие слоганы с точки зрения фонетики. Насколько они

удачны?

Есть идея - есть IKEA
Ммм… Данон
Не тормози –

снигерсни
Ням-ням-ням. Покупайте Микоян
Вольному - Volvo
Red Bull окрыляяяяеееет
Клинекс - мягкий словно бархат!
Knorr - вкусен и скорр!
Gallina Blanka - буль-буль



Попробуйте проанализировать следующие слоганы с точки зрения фонетики. Насколько они удачны? Есть идея - есть IKEA Ммм…

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика