Слайд 2Цели урока:
ввести понятие вида глагола;
научить различать глаголы совершенный и
несовершенный вид;
правильно использовать виды глагола в речи.
Слайд 3
«В глаголе струится самая алая, самая живая, артериальная кровь языка,
ведь назначение глагола выражать само действие»
Алексей Югов
Слайд 41. Работа с текстом.
Лето долго не хотело
уходить. Но вот уже клены зарумянились, и лист на березах
пожелтел, и птицы собираются в дальний путь.
Слайд 52. Составление алгоритма
Для определения вида глагола нужно:
а) задать вопрос;
б) определить
характер действия:
незавершенное,
результат действия,
длящееся, однократное, мгновенное,
повторяющееся начало, окончание действия
НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД СОВЕРШЕННЫЙ ВИД
Слайд 6Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос
что сделать? и обозначают
действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность.
Глаголы несовершенного
вида отвечают на вопрос
что делать? и обозначают действие без указания на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся.
Слайд 73. Работа с текстом
МУР...ВЕЙ И Р...СИНКА
Мур...вей Р...стислав проб...рался сквозь
густые зар...ели травы,
взб...рался на холмики, смело ш...л к бл...стевшей,
как алмаз,
р...синке. З...ря окрасила ее в алый цвет. Прик..снувшийся луч(?) со(?)нца заставил заг...рет(?)ся огнем. «Кто пол...жил туда эту кап...льку? Вот дойду и разб...русь», —думал мур...вей...
(По А. Иллюминаторской)
Слайд 83. Работа с текстом
МУРАВЕЙ И РОСИНКА
Муравей Ростислав пробирался сквозь
густые заросли травы,
взбирался на холмики, смело шёл к блестевшей,
как алмаз,
росинке. Заря окрасила ее в алый цвет. Прикоснувшийся луч солнца заставил загореться огнем. «Кто положил туда эту капельку? Вот дойду и разберусь», —думал муравей...
(По А. Иллюминаторской)
Слайд 94. Сравни предложения
Вскоре заполыхал костёр, зашумел чайник, забурлила картошка, зафыркала
каша, и всё пошло дружно и скоро. (А.Гайдар)
Вскоре начал полыхать
костёр, шуметь чайник, бурлить картошка, фыркать каша, и всё пошло дружно и скоро.
Слайд 105. Анализ роли глаголов в тексте.
Ветер разлетелся, липа
вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков.
Ветер еще разлетелся, рванулся со всей силой – и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.
М. Пришвин
Слайд 11Другую тучу ветер … и … и вот из-под этой
тучи…яркие лучи, и мокрые леса … .
Другую тучу
ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса засверкали.
Слайд 126. Корректировка текста
Он очень пристращается к книгам, чего в детстве
делать не хотел.
Это предвестило конец их дружбы.
Ольга поняла, что бесполезно
заставить Обломова делать что-либо.
Слайд 13Он очень пристрастился к книгам, чего в детстве делать не
хотел.
Это предвещало конец их дружбы.
Ольга поняла, что бесполезно заставлять Обломова
делать что-либо.
Слайд 14Итог урока
рисовала Что делала? Действие незавершенное, длящееся – это глагол
несовершенного вида
нарисовала Что сделала? Результат , окончание действия
– это глагол совершенного вида
Катя рисовала картину.
Катя нарисовала картину.
Слайд 15Домашнее задание
а) выполнить упражнение 71 (учебник Бабайцевой);
б) подобрать текст, определить
виды глаголов и объяснить их роль в тексте;
в) напишите грамматическую
сказку с таким началом:
«Жили-были два брата. Звали их Одеть и Надеть. Были они очень похожи друг на друга, и поэтому многие думали, что они близнецы. Но однажды оказалось, что они не так уж и похожи. Произошло это так…»*