Слайд 1Муниципальная научно-практическая конференция
по русскому языку «Первые шаги в науку»
Проблемно-реферативный
проект
« Язык русской деревни 21 века»
Разработчики проекта
Учащаяся 9 «А»
класса
МБОУ Андреевской СОШ
Каленова Мария
Руководитель проекта
учитель русского языка и литературы
Тинякова Оксана Николаевна
Слайд 2Введение
Цели исследования:
1. Определение места и роли диалектологии в развитии речевой
культуры нации.
2. Знакомство с особенностями диалектов, воспитание любви к русскому
языку.
3. Использование материалов проекта на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
1. Выявить отношения социума к диалектам в разное время;
2. Исследовать диалекты на разных языковых уровнях;
3. Представить личный опыт знакомства с малой этнической общностью.
Методы проекта:
1. Анализ диалектологических атласов, словарей, статей и сайтов по диалектным наречиям России.
2. Школьная этнографическая экскурсия .
Слайд 3О членениях русского языка
Национальный язык
Литературный язык
Нелитературные разновидности
Просторечие Диалекты
Территориальные Социальные
Слайд 5Гипотеза
..Хранилище потенциального общеупотребительного языкового материала…
…который по своему характеру был бы
гораздо уместнее, чем, к примеру, заимствованная лексика, в частности, неоправданная
американизация русского языка.
Слайд 6Отношение социума к диалектам
На середину XIX века приходится пик общественного
интереса к народной речи. В это время выходит «Толковый словарь
живого великорусского языка» В.И. Даля в 4 томах.
В 30-е гг. XX века наблюдается отрицательное отношение к говорам. Это приводит к падению языковой культуры в обществе
В наше время отношение к диалектом двоякое
Слайд 7Наречия и диалектные зоны русского
языка
Слайд 8Распределение диалектов по языковым уровням
Лексика
Всем известные названия ягод брусники, голубики,
костяники, черники в среднерусских говорах к востоку от Москвы названия
ягод образуются с помощью суффикса –иг(а)
Бруснига, дурнига, журавига, чернига, куманига
Северо-запад – суффикс -к(а): брусенка, голубянка, землянка, костянка
Слайд 9Распределение диалектов по языковым уровням: фонетика.
Окающее и акающее произношение
Слайд 10Распределение диалектов по языковым уровням
Фонетика
Менный ковш упал на
нно,
А достать-то холонно,
И обинно, и досанно,
Ну да ланно, все онно…
Упрощение в произношении сочетаний
согласных : Лепешки пякли с анной картошки,
картофныи ляпёшки, галонные ляшёшки.
Слайд 11Распределение диалектов по языковым уровням
Грамматика
В южнорусских говорах формы глаголов 3-го
лица ед. и мн. ч I и II спряжения имеют
на конце [т’].
Наличие [т] твердого характерно для северного наречия и литературного языка.
«Прибежавший из деревни Митька запальчиво рассказывал:
-Ой, что делается! Сам Денис Иванович куёть… Ватник снял, в одной исподней рубахе… Перемазался – ужасть… Денис Иванович куёть, а другой качаить…. »
Слайд 12Школьная экскурсия – знакомство с малой этнической общностью русского народа
Слайд 13Школьная экскурсия – знакомство с малой этнической общностью русского народа
Примаскалить
– прийти,
Изъяниться – платить,
Зыкать – носить,
Громотуха – погремушка,
Крестушка – кукла
из двух палочек,
Укороны – мифы,
Цельнёё голомёно – полные бока.
Слайд 14Основной миф кацкарей о солнце - Белой корове