Слайд 1МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА
по лирике
Осипа Мандельштама
Слайд 3А душу можно ль рассказать?
М.Ю.Лермонтов
Молчи, скрывайся и таи
и чувства, и
мечты свои...
Ф.И.Тютчев
Слайд 4В художественных образах заключена душа поэта, «зашифрована» знаками, звуками, созвучиями.
И только если найти этот таинственный и всегда индивидуальный ключ-
«код», можно попробовать понять поэта или его лирического героя
Слайд 6ТВОРЧЕСТВО
Вспомните самое радостное событие в вашей жизни. Запишите, пожалуйста, название
события, то есть дайте ему название или код (знак, шифр).
Попробуйте рассказать о нем соседу.
Запишите, какие чувства сопутствовали радости.
Слайд 7ПРОГНОЗ ЗАПИСАННОГО
ИЗ ЗАПИСЕЙ В ТЕТРАДЯХ:
удивление, восхищение, умиление, восторг, сочувствие, желание
разделить радость со всеми, любовь к целому миру, ощущение собственного
могущества, гордость, облегчение, желание запеть, обнять всех, ощущение собственного величия, самоуважение, желание заплакать, нежность...
Слайд 9ОТРАВЛЕН ХЛЕБ, И ВОЗДУХ ВЫПИТ.
КАК ТРУДНО РАНЫ ВРАЧЕВАТЬ!
ИОСИФ, ПРОДАННЫЙ В
ЕГИПЕТ,
НЕ МОГ СИЛЬНЕЕ ТОСКОВАТЬ!
ПОД ЗВЁЗДНЫМ НЕБОМ БЕДУИНЫ,
ЗАКРЫВ ГЛАЗА И НА
КОНЕ,
СЛАГАЮТ ВОЛЬНЫЕ БЫЛИНЫ
О СМУТНО ПЕРЕЖИТОМ ДНЕ.
НЕМНОГО НУЖНО ДЛЯ НАИТИЙ:
КТО ПОТЕРЯЛ В ПЕСКЕ КОЛЧАН,
КТО ВЫМЕНЯЛ КОНЯ — СОБЫТИЙ
РАССЕИВАЕТСЯ ТУМАН.
И ЕСЛИ ПОДЛИННО ПОЕТСЯ
И ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ, НАКОНЕЦ,
ВСЕ ИСЧЕЗАЕТ — И ОСТАЁТСЯ
ПРОСТРАНСТВО, ЗВЁЗДЫ И ПЕВЕЦ!
1913
Слайд 10СТИХОТВОРЕНИЕ НАПИСАНО В 1913 году
задайте вопросы о непонятном
Слайд 11ИЗ СЛОВАРЯ:
НАИТИЕ — ВОЛЯ МОЗГА,ВСЛЕПУЮ
КОЛЧАН — футляр для стрел из
кожи, дерева, ткани, металла
БЕДУИНЫ -ЖИТЕЛИ ПУСТЫНИ, у арабов — кочевые
скотоводы
Слайд 12ИОСИФ
Именно зависть заставила братьев Иосифа продать его как раба в
Египет.
Иаков любил Иосифа больше, чем других своих детей. Это,
в свою очередь, вызвало ненависть со стороны остальных братьев. Как будто одного этого не было достаточно, он еще увидел два сна, в которых он царствовал над своей семьей, и это разжигало зависть братьев еще больше.
Слайд 13«И увидели они его издали, и прежде, нежели он приблизился
к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И
сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов. И услышал [сие] Рувим и избавил его от рук их, сказав: не убьем его. И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. [Сие говорил он], чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его. Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем, и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было. И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет. И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет».
Слайд 14ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Выпишите слова и созвучия (звуки), которые соотносятся с первой,
а потом с последней фразами стихотворения.
Начните со звуков!
Выпишите все табличкой
(оставьте под ней не менее трех строк пустыми)
Слайд 15Дополните каждый столбик еще 3-5 словами,какими вам захочется
Объясните друг другу в парах, что здесь чему
противостоит.
Предложите всем свое объяснение. Слова, по смыслу и чувству противостоящие друг другу, лучше записывать на одной строке.
Слайд 16
НАПРИМЕР:
ВОЛЯ — НЕВОЛЕ,РАБСТВУ;
П РОСТОР ЗЕМЛИ И НЕБЕС — ТОМУ,
ЧТО СМУТНО ВИДНО ПОД НОГАМИ;
ПОТЕРЯ — НАХОДКЕ;
УТРАТА — ОТКРЫТИЮ;
ДУХОТА («ВОЗДУХ
ВЫПИТ») — ПОЛНОМУ ДЫХАНИЮ («ПОЛНОЙ ГРУДЬЮ»), СВЕЖЕСТИ;
БОЛЕЗНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ — ИСЦЕЛЕНИЮ;
СМЕРТЬ ИЛИ УМИРАНИЕ — ЖИЗНИ ИЛИ ВОСКРЕШЕНИЮ ДУШИ;
ДВИЖЕНИЕ ПО ПЛОСКОСТИ (ПО ПУСТЫНЕ) — ДВИЖЕНИЮ В БЕЗМЕРНОМ МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ;
БЫТ — БЫТИЮ;
Слайд 17ОТ ОДНОГО СТОЛБИКА К ДРУГОМУ СНИЗУ ПРОВЕДИТЕ СТРЕЛКУ — В
КАКУЮ ВАМ ЗАХОЧЕТСЯ СТОРОНУ
А ТЕПЕРЬ ЕЩЁ ОДНУ — КАК РАЗВИВАЕТСЯ
ПОЭТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО (КАК У АВТОРА).
СРАВНИТЕ: СОВПАДАЮТ СТРЕЛКИ ИЛИ НЕТ?
Слайд 18ДАЙТЕ НАЗВАНИЕ ПРОЦЕССУ, ОПИСАННОМУ В СТИХОТВОРЕНИИ. ЗАПИШИТЕ ЭТО НАЗВАНИЕ ВДОЛЬ
«АВТОРСКОЙ» СТРЕЛКИ
ВЫБЕРИТЕ ОДНО ИЗ СЛОВ:
ОСВОБОЖДЕНИЕ,ВДОХНОВЕНИЕ, ИСЦЕЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, РАСКРЕПОЩЕНИЕ, ВОСКРЕШЕНИЕ ДУШИ
И ДУХА...
Слайд 19ИТОГИ РАБОТЫ
ОТРАВЛЕН ХЛЕБ, И ВОЗДУХ ВЫПИТ
ЗВУКИ: [тр, р, х, п,ит,
фх, тр, вр, чт', ыф, т'...]
Трудно
Раны
Проданный в Египет
Сильнее тосковать
Смутно пережитом
Потерял
Все
исчезает
Мучение
Страдание, боль
Одиночество
смерть...
ПРОСТРАНСТВО, ЗВЕЗДЫ И ПЕВЕЦ!
ЗВУКИ: [зв, зд, ины, згл,и,ал, ан, н'а,дл, з,ц...]
Врачевать
Под звездным небом
Слагают вольные былины
Для наитий
Рассеивается туман
Подлинно поется
Полной грудью
Исцеление
Простор, освобождение
Открытие
радость...
вдохновение
творчество
Слайд 20ВЫВОДЫ
ОТ ТЬМЫ К СВЕТУ, ОТ ТЯЖЕСТИ К ЛЕГКОСТИ, ОТ БЕЗЫСХОДНОСТИ
К ВЕРЕ, ИЗ АДА В РАЙ,ОТ
ПЛЕНА СТРАДАНИЙ К СВОБОДЕ;
ВОЗВЫШЕНИЕ,
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, ГАРМОНИЗАЦИЯ, ОДУХОТВОРЕНИЕ..