Разделы презентаций


Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа 2 класс

Содержание

Словарно-орфографическая работа – изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на

основе этимологического анализа

Составитель: учитель начальных классов
МБОУ Топкинская ООШ
Антонова Светлана

Борисовна


Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа	Составитель:  учитель начальных классовМБОУ

Слайд 2Словарно-орфографическая работа – изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных

по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного

состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, составление настенных таблиц трудных слов.

С орфографической точки зрения состав слов с непроверяемыми написаниями неоднороден.
Словарно-орфографическая работа – изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению:

Слайд 3Орфографические различия дают основания разделить слова на:
1. Слова с безударными

гласными:

Деревня
Помидор
2. Слова с двойными согласными:

Россия
Группа
Русский

3. Слова со звонкими и глухими согласными:

Вокзал
Вдруг

4. Слова с непроизносимыми согласными:

Лестница

Орфографические различия дают основания разделить слова на:1. Слова с безударными гласными:	Деревня     Помидор2. Слова

Слайд 4В настоящее время основной приём - механическое запоминание графического облика

слова.

Недостаток этого приёма - не активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Существует проблема

обучения младших школьников правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.

Работу над непроверяемыми написаниями можно рационализировать.
В настоящее время основной приём - механическое запоминание графического облика слова.Недостаток этого приёма - не активизирует мыслительную

Слайд 5Приёмы запоминания словарных слов, которые активизируют мыслительную деятельность и память

учащихся:

1. Опора на комплекс анализаторов (орфографическое проговаривание)
2. Мнемонические приёмы, облегчающие

запоминание внешнего облика «трудных» слов путём образования ассоциаций.
3. Подбор однокоренных сложносокращённых слов.
4. Этимологический анализ.

Приёмы 1, 2, 3 – опора на механическое запоминание
А приём 4 – опора на сознание

Приёмы запоминания словарных слов, которые активизируют мыслительную деятельность и память учащихся:1. Опора на комплекс анализаторов (орфографическое проговаривание)2.

Слайд 6Механическое запоминание написания слова опирается на комплекс анализаторов.

Сочетание факторов в

запоминании правописания слов:
зрительный
слуховой
речедвигательный
рукодвигатеьлный
мыслительный

Механическое запоминание написания слова опирается на комплекс анализаторов.Сочетание факторов в запоминании правописания слов:		зрительный		слуховой		речедвигательный		рукодвигатеьлный		мыслительный

Слайд 7Орфографическое проговаривание – приём, который развивает орфографическую память.

Рекомендуется для запоминания

правописания слов не только повторное списывание, но и соединение списывания

с отчётливым орфографическим проговариванием
Орфографическое проговаривание – приём, который развивает орфографическую память.Рекомендуется для запоминания правописания слов не только повторное списывание, но

Слайд 8Памятка для учащихся для запоминания непроверяемых слов.
1. Внимательно прочитай слово

про себя и вслух.
2. Узнай значение слова (словари).
3. Прочитай слово

по слогам и запиши его.
4. Подчеркни ту часть слова, которую стараешься запомнить.
5. Проверь по словарю, правильно ли записал слово, произнеся его по слогам.
6. Подбери несколько родственных слов и напиши слово 2-3 раза…
Памятка для учащихся для запоминания непроверяемых слов.1. Внимательно прочитай слово про себя и вслух.2. Узнай значение слова

Слайд 9Мнемоника –
(от греч. – «искусство запоминания») – совокупность приёмов и

способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных

ассоциаций.
Мнемоника –(от греч. – «искусство запоминания») – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти

Слайд 10Мнемонические приёмы:

а) в словах, где несколько одинаковых гласных, указать их

количество.

Дисциплина (3 «И»)
Молоко (3 «О»)
Барабан (3 «А»)
Палатка (3 «А»)

Мнемонические приёмы:а) в словах, где несколько одинаковых гласных, указать их количество.		Дисциплина (3 «И»)		Молоко (3 «О»)		Барабан (3 «А»)		Палатка

Слайд 11б) Словарно-орфографическую работу можно построить с опорой на ассоциативную память

ребёнка.

Требования к ассоциативному образу:
1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан

со словарным словом общим признаком: цвет, форма, действие, материал, количество…
2. Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
б) Словарно-орфографическую работу можно построить с опорой на ассоциативную память ребёнка.Требования к ассоциативному образу:1. Ассоциативный образ обязательно

Слайд 12Запоминание непроверяемых орфограмм в составе сложносокращённого слова.

Корабль – линкор
Батальон –

комбат

Запоминание непроверяемых орфограмм в составе сложносокращённого слова.		Корабль – линкор		Батальон – комбат

Слайд 13Этимологический анализ при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит

обучение на научную основу.
Он должен применяться как вспомогательный приём для

орфографических, лексических и других практических целей.

Задачи этимологического анализа:
1. Определение исконно или заимствованного характера слова (с данным значением и структурой)
2. Выяснение образа (представления), положенного в основу слова как названия предмета действительности.
3. Установление того, когда слово появилось в языке и как, на базе чего и с помощью какого способа словообразования оно возникло.
4. Реконструкция его праформы и старого значения.
Этимологический анализ при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение на научную основу.Он должен применяться как

Слайд 14При этимологическом анализе ученики осознают, что в написании слова отражено

его значение, и при письме начинают искать опоры в смысловой

стороне слова. Привычка отыскивать корень, опираясь на такой важный языковой фактор, как семантика морфемы, став непроизвольной, увеличивает зоркость учащихся к орфографически трудным местам в слове и их внимательность при выполнении любой письменной работы. Слова усваиваются школьниками и по значению и со стороны правописания.
При этимологическом анализе ученики осознают, что в написании слова отражено его значение, и при письме начинают искать

Слайд 15В чём различие в написании слов
обаяние и обоняние?
(различия в происхождении

и историческом морфемном строении)


Обаяние – очарование, притягательная сила. Этимологический корень

-ба-, который был в древнем глаголе -баять-. Обаять – околдовать словами. От него произошли слова: басня, байка, бай-бай.


Обоняние – способность к восприятию запахов. Образовано от глагола воняти (пахнуть). При написании слова сохраняет графический облик корня вонь (запах).
В чём различие в написании словобаяние и обоняние?(различия в происхождении и историческом морфемном строении)Обаяние – очарование, притягательная

Слайд 16Задания для работы над словами с непроверяемыми написаниями.

1. Работа со

словарём.
- выписать 5 слов, начинающихся на определённую букву
- выписать слова

с «ь» в середине слова
2. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
(запись слов по алфавиту, по группам в соответствии с орфографическими особенностями)
3. Упражнения, способствующие развитию культуры речи.
(правильное ударение в словах, составление предложений с данными словами)
4. Выборочный диктант.
(учитель вслух читает текст, учащиеся записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами)
Задания для работы над словами с непроверяемыми написаниями.1. Работа со словарём.- выписать 5 слов, начинающихся на определённую

Слайд 175. Диктант по картинке (карточкам)
6. Диктант по памяти.
(запомнить слова, записанные

на доске, в течение определённого времени, после которого слова закрываются,

и нужно воспроизвести их по памяти)
7. Диктант с комментарием.
(ученики комментируют правописание слов)
8. Диктант с использованием загадок.
(учитель зачитывает загадки, отгадками на которые являются «трудные» слова)
9. Упражнения для активизации и обогащения словарного запаса учащихся.
(подобрать однокоренные слова к словам «трактор», «вокзал»)
10. Творческие задания.
(составление творческого словарика, в котором к словарным словам надо подобрать картинки, загадки, пословицы, скороговорки, отрывки из детских книг или самим сочинить загадки, стишки)
5. Диктант по картинке (карточкам)6. Диктант по памяти.(запомнить слова, записанные на доске, в течение определённого времени, после

Слайд 18Этимологический анализ слова повышает орфографическую грамотность учащихся, обогащается словарь с

опорой на этимологию.
Формируется представление о языке как о развивающем явлении,

о связи языка с историей страны, народа.
Закладывается основа лингвистического мышления.
У учащихся развивается логическое мышление, активизируются познавательные процессы, воспитывается интерес к языку.
Этимологический анализ слова повышает орфографическую грамотность учащихся, обогащается словарь с опорой на этимологию.Формируется представление о языке как

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика