Разделы презентаций


Имманентный анализ поэтического текста

Содержание

Имманентный анализ поэтического текста (10 - 11 класс)Анализ, направленный на сам текст, ограничивающийсяматериалом конкретного текста

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Кокунина Елена Владимировна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы МОУ

«СОШ № 37 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Выборга


Имманентный анализ поэтического текста

Кокунина Елена Владимировна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 37 с углубленным изучением отдельных

Слайд 2Имманентный анализ поэтического текста (10 - 11 класс)
Анализ, направленный

на сам

текст,

ограничивающийся

материалом

конкретного текста


Имманентный анализ поэтического текста (10 - 11 класс)Анализ, направленный на сам текст, ограничивающийсяматериалом конкретного текста

Слайд 3Формулы имманентного анализа поэтического текста

Способы выражения авторского сознания

Обнаружение функций метра,

размера, рифмы

Обнаружение закономерности (-ей) в композиции

Образы и мотивы в структуре

текста

Анализ текста по уровням

Роль средств художественной изобразительности


Формулы имманентного анализа поэтического текстаСпособы выражения авторского сознанияОбнаружение функций метра, размера, рифмыОбнаружение закономерности (-ей) в композицииОбразы и

Слайд 4Н.А. Некрасов (1821 – 1877/78)
* * *
Ты всегда хороша

несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый

ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-

Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...

1847


конец

обратно

Н.А. Некрасов (1821 – 1877/78)* * * Ты всегда хороша несравненно,Но когда я уныл и угрюм,Оживляется так

Слайд 5Способы выражения авторского сознания
лирический герой
лирическое «Я»
«собственно-автор»
Так добра ты, скупая на

ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и

гладят МЕНЯ,-

Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда Я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов МОИХ глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво МЕНЯ ты смешишь;



выражаются чувства, настроения, эмоции
лирического «Я»; интимная лирика



4

Способы выражения авторского сознаниялирический геройлирическое «Я»«собственно-автор»Так добра ты, скупая на ласки,Поцелуй твой так полон огня,И твои ненаглядные

Слайд 6обнаружение функций метра, размера, рифмы
«Свой ритм мы вкладываем во всё,


к чему прикасается наша рука или мысль…
Смысл

и настроение стихотворения передаются через ритм, как чувства человека - через дыхание и пульс…»
(Из ученических работ)




РИТМ


обнаружение функций метра, размера, рифмы«Свой ритм мы вкладываем во всё,   к чему прикасается наша рука

Слайд 7Метр:
- хорей
- ямб

- дактиль
- амфибрахий
-

анапест

Ты всегда′ хороша′ несравне′нно,
Но когда′ я уны′л и угрю′м,
Оживля′ется та′к вдохнове′нно
Твой весе′лый, насме′шливый у′м;

Размер:


удлинение, замедление речи;
размышления героя

3 –х -стопный


4


Метр:   - хорей   - ямб   - дактиль   - амфибрахий

Слайд 8Рифма:
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так

вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов

моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-

Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...

[ЭННА]
[УМ]
[ЭННА]
[УМ]

[ИЛА]
[ИШ]
[ЫЛА]
[ЫШ]

[ЛАСК'И]
[Н'А]
[ЛАСК'И]
[Н'А]

[ОР'Э]
[У]
[ОР'Э]
[У]



ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА,
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЖЕНСКОЙ И
МУЖСКОЙ РИФМЫ;
РИФМА БЕДНАЯ, ТОЧНАЯ



БОГАТАЯ РИФМА



НЕТОЧНАЯ РИФМА


В ОСНОВНОМ – ЧЕТКАЯ СИСТЕМА
РИФМОВКИ; ПОКАЗАН ВНУТРЕННИЙ
ДИАЛОГ ДВУХ ЛИЦ;
ЯВНОЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ


Рифма:Ты всегда хороша несравненно,Но когда я уныл и угрюм,Оживляется так вдохновенноТвой веселый, насмешливый ум;Ты хохочешь так бойко

Слайд 9Композиция
произведения
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так

вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов

моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-


Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...


ты


я



1 – 3 СТРОФЫ –
СОПОСТАВЛЕНИЕ

4 СТРОФА –
ОБЪЕДИНЕНИЕ


ТАК (7 раз) – усиление
напряжения


ЧТО –
разрешение
ситуации


4

КомпозицияпроизведенияТы всегда хороша несравненно,Но когда я уныл и угрюм,Оживляется так вдохновенноТвой веселый, насмешливый ум;Ты хохочешь так бойко

Слайд 10Образы и мотивы
Я
ТЫ
самостоятельная
работа:
определите, какие слова
характеризуют образ «Я» и образ

«ТЫ»;

найдите и назовите
основные мотивы этого произведения.

3. охарактеризуйте мотив имитации

одного героя другим (1 – 2 строфы)


4

Образы и мотивыЯТЫсамостоятельнаяработа:определите, какие слова характеризуют образ «Я» и образ «ТЫ»;найдите и назовите основные мотивы этого произведения.3.

Слайд 11Анализ текста по уровням
Фонетический

Лексический

Морфологический

Синтаксический

А-а-а
О-о-о
М-м-м
ручка - веточка
изумительно –
безобразно
спешу - лечу
багряный

– золотистый
мы – они - я

;
!

Анализ текста по уровнямФонетическийЛексическийМорфологическийСинтаксическийА-а-аО-о-оМ-м-мручка - веточкаизумительно – безобразноспешу - лечубагряный – золотистый мы – они - я…;!

Слайд 12Фонетический уровень
ассонанс
аллитерация
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется

так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,
Так

врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-

Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...

ТЫ (она) – доминанта [а]

открытость

Я (он) – доминанта [у]

лабиальный,
приглушённость


КОНТРАСТ


[с][ш][х]
(глухие
согласные)

[м][н][л]
(сонорные
согласные)


Фонетический уровеньассонансаллитерацияТы всегда хороша несравненно,Но когда я уныл и угрюм,Оживляется так вдохновенноТвой веселый, насмешливый ум;Ты хохочешь так

Слайд 13Лексический уровень
Эмоционально-оценочная лексика:
уныл
угрюм
хороша несравненно
вдохновенно
весёлый, насмешливый ум
хохочешь бойко и мило
добра

Я (он)
ТЫ

(она)

контраст; столкновение
настроений героев

4

Лексический уровеньЭмоционально-оценочная лексика:унылугрюмхороша несравненновдохновенновесёлый, насмешливый умхохочешь бойко и милодобраЯ (он)ТЫ (она)контраст; столкновениенастроений героев4

Слайд 14Морфологический уровень
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется

так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,
Так

врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-


Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...


«действует» «ОНА»

«действует» «ОН»
(с ней)

глаголы


Морфологический уровеньТы всегда хороша несравненно,Но когда я уныл и угрюм,Оживляется так вдохновенноТвой веселый, насмешливый ум;Ты хохочешь так

Слайд 15Синтаксический уровень
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется

так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,
Так

врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-

Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...

приём умолчания


одно предложение


подумайте, какое
это имеет значение
для данного текста?


Синтаксический уровеньТы всегда хороша несравненно,Но когда я уныл и угрюм,Оживляется так вдохновенноТвой веселый, насмешливый ум;Ты хохочешь так

Слайд 16Средства художественной изобразительности
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и

угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и

мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-

Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...

тропы

фигуры

Олицетворение
Метафора
Эпитет
Синекдоха
Метонимия

Параллелизм
Анафора
Эпифора
Инверсия


самостоятельная
работа:

приведите примеры имеющихся
средств художественной
изобразительности, охарактеризуйте
их роль в тексте; найдите, как показан
внутренний конфликт героев через
изобразительно-выразительные средства.


Средства художественной изобразительностиТы всегда хороша несравненно,Но когда я уныл и угрюм,Оживляется так вдохновенноТвой веселый, насмешливый ум;Ты хохочешь

Слайд 17Выводы:

Какую функцию выполняют те или иные
операторы имманентного анализа?
способ выражения авторского

сознания;
ритм;
образы и мотивы стихотворения;
синтаксический уровень текста

Это произведение – интимная лирика;
герой

(«Я») выражает свои чувства,
размышления. Уже в начале стихотворения
проецируется та «разумность» и «кротость»,
которую герой в итоге приобретет
благодаря героине.

рифма (составная ритма);
композиция произведения;
образы и мотивы; фонетическая,
лексическая и морфологическая
организация текста;
средства художественной
изобразительности


Показан внутренний диалог 2-х героев (его и её),
столкновение и противопоставление
их настроений (по контрасту); в конце текста –
объединение героев.

Сделайте вывод,
как идея произведения
связана с его формой.

Выводы:Какую функцию выполняют те или иныеоператоры имманентного анализа?способ выражения авторского сознания;ритм;образы и мотивы стихотворения;синтаксический уровень текстаЭто произведение

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика