Слайд 1Урок русского языка
в 7 классе
Работу выполнила учитель
русского языка
и литературы
МБОУ Крюковской СОШ
Л. В. П у з
а н о в а
Слайд 2Тема урока: « Подготовка к сочинению - описанию по личным
впечатлениям »
Ц е л и у р о к а
:
-научиться передавать красоту окружающего мира;
- обогатить речь уч-ся, используя находки мастеров слова.
Слайд 3О б о р у д о в а н
и е :
дидактический материал; литературный монтаж о снеге,
иллюстративный материал, отрывки из стихотворений и прозаических произведений о снеге.
о к а.
1.Вступительное слово
учителя.
Цель: задать эмоциональный
настрой
Слайд 5- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз
и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые
строчки:
Слайд 6 - Мороз и солнце; день чудесный!
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит…
( А.С. Пушкин )
Снег да снег. Всю избу занесло. Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, свежо и бело!
А.Толон.
же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству
и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника.
Пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.
Слайд 8Отрывок из « Разговора о снеге» Б. П е т
р о в а :
…Вдруг земля становится белой. На долгие
месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.
Слайд 9 - Сами эти слова своим звучанием
Вызывают такое
ощущение, будто
возносишься на качелях.
Представятся вдруг
молчаливые заснеженные
просеки,
оснеженные поля с темными
лесными островами…
Снег ты наш, снежище,
снежик… снега во всю Россию.
Слайд 10 - Вот и мы с вами постараемся сегодня на
уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того,
чтобы выражать его неповторимость.
Слайд 11Тема сочинения , над которой вы будете работать,
« С
Н Е Г Д А С Н Е
Г… »
- По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.
- Каков же снег?
- Всегда ли он одинаков?
- От чего зависит состояние, вид снега?
Слайд 12Утром – хрустящий; легкий, рыхлый, сыпучий, влажный; очень скользкий…
в ы й , п у
ш и с т ы й , б е л о с н е ж н ы й …
Слайд 14 От времени года,
времени суток,
погоды…
Слайд 15Перевернем странички зимы назад и вспомним самое начало ее.
(Звучит вальс Свиридова к повести А.С. Пушкина
« Метель »)
Слайд 16Литературный монтаж о первом снеге (заранее подготовлен)
1. Первый
снег…
(Я. Аким ).
2. Самый первый снег робок и тих.
( С. Иванов ).
3. Спит первый снег .
(А. Горбунова ).
Слайд 17П е р в ы й с н е г…(Я.
Аким)
Утром кот
Принес на лапках
П е р в ы й
с н е г !
П е р в ы й с н е г !
Он имеет
Вкус и запах,
П е р в ы й с н е г !
П е р в ы й с н е г !
Он кружится,
Л е г к и й ,
Н о в ы й ,
У ребят над головой,
Он успел
Платок п у х о в ы й
Расстелить
На мостовой…
Слайд 18Самый первый снег робок и тих.
(С. Иванов).
Самый первый снег робок и тих.
Ложится на черную ноябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста. Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке…
Слайд 19Спит первый снег. (А. Горбунова)
Спит п е р в ы
й с н е г .
Открыт букварь зимы.
Его еще не
прочитали мы.
Но вот уже на первую страницу
Вспорхнула пестрой буковкой синица.
Она звенит, как маленький звонок,
Как будто первый начался урок…
Слайд 20Вопросы:
- Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?
-
Почему он робок и тих?
- Какие еще слова и
выражения вам показались интересными необычными?
Слайд 21 - Так было в начале зимы.
Мы с вами живем
в ее середине.
- Что же вы увидели, проводя наблюдения
за снегом?
Слайд 22 А вот что рассказал о январском снеге
С. Иванов, чьи наблюдения из серии «Каким бывает снег?» мы
сегодня уже слышали.
Слайд 23Каким бывает снег?..
Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом
накрывает он поля. Тянет к земле деревья…
Солнце
выглянет утром, загорится, высоко поднимется. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна!
Но потом выйдешь и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц…
Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото…
(С. Иванов).
Слайд 24 - Каким же увидел автор январский
снег?
- Что показалось вам интересным в этой
зарисовке?
- А теперь посмотрим на снег глазами художника.
Подберем цветовую лексику, которую вы сможете использовать в своем сочинении.
СВЕТЛО -
ТЕМНО -
ЯРКО -
НЕЖНО -
молочный
жемчужный белый
опаловый
небесный
лазурный голубой
бирюзовый
пепельный
серебристый серый
зеленый
синий сапфировый
фиолетовый
лиловый -
сиреневый
розовый
багровый
оват
Слайд 26 - Вы уже заметили, как нелегко бывает
найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим
или слушающим своим настроением.
Давайте поможем в этом поиске друг другу, обогатим нашу речь, используя находки мастеров слова.
Что делает нашу речь выразительной?
Слайд 27Какие сравнения
олицетворения
(стр. 2. стих. Вяземского)
эпитеты
вам встретились в стихотворениях и рассказах о снеге?
Слайд 28Что ещё обогащает и разнообразит нашу речь?
Слайд 29Подберём синонимы к слову
б л е с т е
т ь .
Слайд 30Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся
к
П л а н у .
Слайд 31План
(можете использовать, можете создать свой.)
С н е г д
а с н е г…
Как зима беспредельна!
Н. Матвеев.
I «Здравствуй, гостья-зима!»
II «Снег да снег кругом…»
1.Снежное покрывало.
2.Снег на деревьях и домах.
3.Снежные забавы.
III «Прошла её пора…»
Слайд 32Работа над сочинением в черновиках.
Редактирование первого варианта текста.
Переписывание сочинения начисто.
Слайд 33Итог урока:
Домашнее задание:
Закончить работу над сочинением, красочно оформив
его.
Слайд 34Блистать, искриться, переливаться всеми цветами радуги, сверкать, светиться, сиять и
т. д.
Слайд 35Синонимы – слова, разные по звучанию и написанию, но близкие
по значению.
Слайд 36
Опаловый - БЛЕДНЫЙ СТЕКЛОВИДНЫЙ камень.
Жемчужный – твердое вещество, образующееся в раковинах некоторых
моллюсков в виде зерен обычного БЕЛОГО или ЖЕЛТО-БЕЛОГО, ( реже ЧЕРНОГО ) цвета.
Слайд 37Л а з у р ь – СВЕТЛО-СИНИЙ цвет, СИНЕВА.
(Чиста небесная лазурь,
Светлей и ярче солнце стало.)
Б и р ю з о в ы й – драгоценный камень ГОЛУБОГО или ЗЕЛЕНОВАТОГО цвета
( море )
Слайд 38 Сравнение (стр. 2. стихотворение Вяземского)
Олицетворение– воплощение чего-нибудь в
образе живого существа (Поэтически: олицетворение природы).
Эпитет – определение, прибавляемое к
названию предмета для большей изобразительности
1. Постоянный – синее море
2. Нелестный – неодобрительно характеризующий кого(что) – нибудь.