Слайд 15 класс.
Правописание
-тся и -ться в глаголах.
Слайд 2Синтаксическая пятиминутка.
Крылов -известный русский баснописец.
Он являет(?)ся автором более
200 басен.
Слайд 3Стишок.
Прежде чем глагол писать,
Не забудь вопрос задать.
Так как мягкий знак
в вопросе,
И в глаголы его вносим!
Слайд 4Работа с учебником.
Познакомьтесь с материалом учебника на
стр. 250.
Слайд 5Загадка.
Короткий нравоучительный стихотворный рассказ, повествующий о человеческих недостатках.
БАСНЯ.
Слайд 6Сказка про басню.
Жила-была на свете Басня. Бродила
она по земле и учила людей уму-разуму, жизнь толковала, думать
заставляла, советы давала…
Басня была весёлая, смешливая, любила в разные личины рядиться, поэтому с собой всегда мешок масок таскала: то медведем из чащи выглянет, то зайчиком под кустом спрячется, то змеёй на камне свернётся.
Слайд 7 А то и вовсе дубом обернётся или
тростником, телегой прикинется… Прямо театр одного актёра! Зато и народ
любил её послушать, личинами полюбоваться, потому что и посмеяться можно, и ума-разума набраться. Ведь Басня ещё и совет даст или наставление.
Не один век кочевала Басня из страны в страну, и везде ей люди были рады. Так и путешествует она до сих пор , но особенно любит заглядывать к детишкам , которые только жить начинают и от советов Басни не откажутся.
Слайд 8 Объяснительный диктант
«Басни дедушки Крылова».
Слайд 9«Белка».
Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет, мечет(?)ся, ему дивят(?)ся все:
Он, кажет(?)ся, из
кожи рвёт(?)ся,
Да только всё вперёд не подаёт(?)ся,
Как белка в
колесе.
Слайд 10«Волк и кукушка».
Чем нравом кто дурней,
Тем более кричит и ропщет
на людей:
Не видит добрых он, куда ни обернёт(?)ся,
А первый сам
ни с кем не уживёт(?)ся.
Слайд 11«Заяц на ловле».
Над хвастунами хоть смеют(?)ся,
А часто в дележе им
доли достают(?)ся.
Слайд 12«Зеркало и обезьяна».
Чем кумушек считать трудит(?)ся,
Не лучше ль на себя,
кума,оборотит(?)ся?
Слайд 13«Волк и ягнёнок».
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напит(?)ся:
И
надобно ж беде случит(?)ся,
Что около тех мест голодный рыскал волк.
Слайд 14«Слон и Моська».
Увидевши Слона, ну на него метат(?)ся,
И лаять, и
визжать, и рват(?)ся;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка,
перестань срамит(?)ся,-
Ей Шавка говорит,- тебе ль с Слоном возит(?)ся?
Слайд 15«Стрекоза и муравей».
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,
Оглянут(?)ся (не) успела, как
зима катит в глаза…
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне
собрат(?)ся с силой.
Слайд 16Творческое задание.
Выписать глаголы и поставить их в неопределённую форму
(на
–тся или –ться).
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и
метался,
А голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль,- говорит,- средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.
Слайд 17Домашнее задание.
Выписать из басен И. Крылова
5
предложений с орфограммой
«Правописание –тся и –ться в
глаголах».