Слайд 1Методы свертывания информаци
Слайд 2
дать понятие о методах свертывания информации и о приемах работы
над конспектом
Цель урока:
Слайд 3Задачи урока: познакомить:
- со специфическими особенностями различных методов свертывания информации;
- основными приемами
работы над текстом по свертыванию информации;
- структурными компонентами конспекта
Слайд 4Работа с любым источником информации предполагает анализ текста, осмысление и
критическую переработку полученных знаний и в конечном результате - создание
собственного текста. Такая работа над текстом основывается на выработке умений и навыков по свертыванию информации.
Что такое свертывание информации? Это более краткое изложение содержания этой информации (статьи или книги).
Слайд 5Аннотация - краткая характеристика книги или статьи, раскрывающая её содержание,
назначение и другие особенности.
План – структура статьи, схема. Примером
плана к книге является обычное оглавление. Существуют два вида плана: простой и сложный (подробный).
Слайд 6Простой план состоит только из одинаковых обозначений. Например:
Нумерованный:1.
2.
3.
Маркированный: -
-
-
Слайд 7Сложный план
Требуется для краткого разъяснения и доказательства каждого пункта плана.
Выбирается
более сложная и эффективная форма записи – многоуровневая: используются римские,
арабские, буквенные и др. обозначения
1.
а.
б.
в.
2.
Обязательно формулируется и записывается вывод.
Слайд 8При подготовке к выступлению или сочинению можно использовать и такой
метод свертывания информации как составление тезисов.
Что такое тезис?
Краткий
вывод, главная мысль прочитанного; Определение сущности прочитанного своими словами.
Слайд 9Правильно составленные тезисы вытекают один из другого.
Располагаются в четкой последовательности.
Полезно
связывать тезисы с текстом источника с помощью указания ссылочных страниц.
Можно
предварительно составить план, который окажет существенную помощь в подготовке тезисов.
Не забудьте пронумеровать тезисы по порядку.
Слайд 10Более сложными методами свертывания информации являются дайджест, конспект, реферат. Эти
методы мы сегодня рассмотрим на уроке более подробно.
В последнее время
слово дайджест стало модным словом.
Может быть, кто-то из вас сможет сказать, что оно означает?
Слайд 11Дайджест- это краткое изложение какой-либо информации. Ещё в древности появилась
потребность быстро находить нужные сведения среди собраний трактатов и манускриптов.
И эта потребность дала жизнь одному из древнейших видов литературы –дигестам. Что в переводе с латинского языка значит разделять, располагать по порядку, обстоятельно описывать. Дигесты – краткие извлечения основных фактов и идей, содержащихся в манускрипте. Они служат как бы, концентратом (скоплением в одном месте) знаний.
Слайд 12Наиболее известным примером могут служить знаменитые дигесты византийского императора Юстиниана,
приказавшего своим юристам сделать извлечения из трудов правоведов Древнего Рима.
Эти извлечения и легли в основу свода гражданского права, положившего начало всей европейской юриспруденции.
Слайд 13В настоящее время древние дигесты получили второе рождение. Они возродились
в новых условиях и получили название «дайджесты», что в переводе
с английского значит «краткое изложение».
Основные приемы составления дайджеста: главные мысли автора, наиболее важные сообщаемые им факты и цифры не подвергаются изменениям. В итоге получается, как бы, выжимка из источника наиболее насущной для них или иных целей первичной информации.
Само построение и оформление дайджеста имеет целью максимально облегчить его чтение, сделать его интересным и поучительным.
Слайд 14Ярким примером дайджеста может служить журнал «Спутник». Это тип издания,
перепечатывающий в сокращенном виде материалы из других изданий.
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ДАЙДЖЕСТ
Слайд 15Если дайджест –это как бы выжимка первичной информации, то конспект
предполагает создание вторичного текста, позволяющего автору пользоваться необходимой информацией немедленно
или спустя какое-то время.
Конспект – это краткое, но связанное и последовательное изложение существующего содержания статьи, главы книги. В конспект обычно заносятся основные положения, важные факты, примеры, цифры и цитаты.
Слайд 16Русский просветитель, философ Александр Николаевич Радищев весьма точно определил задачу
конспектирования ещё в 18 веке. «Цель моя была…при сем труде…,
чтобы тот, кто читал сию книгу и о ней уже размышлял, мог бы посредством сия выписки мгновенно представить всю цепь мыслей сочинителя, чтобы начинающий, имея сию выписку пред собою, не был бы от главного предмета отвлекаем окольностями и прекрасными побочными разногольствованиями сочинителя…»
Слайд 17Конспектирование складывается из нескольких этапов.
Ознакомительный этап.
Вся статья внимательно прочитывается. Во
время чтения отмечаются основные положения, аргументы. Особо выделяются важные и
точные определения, которые потом включаются в конспект.
После прочтения вырисовывается общий план статьи, который сначала надо записать на черновике, а потом пункты плана перенести на поля конспекта.
Слайд 18Составление конспекта.
Статья вторично прочитывается по разделам и конспектируется, т.е. кратко
излагается своими словами содержание раздела, основные его мысли, утверждения, определенные
положения и доводы.
Наиболее яркие и точные формулировки или цитируются в конспекте своего предложения, или целиком включаются в конспект как цитаты. Цитаты включаются с указанием страницы, откуда они взяты. Таким образом, конспектируется каждый раздел статьи.
Слайд 19Завершающий этап.
Статья ещё раз просматривается, потом прочитывается конспект, сопоставляется со
статьей.
Как оформляется конспект?
Конспект ведется в особой тетради. Вверху указывается полное
описание книги или статьи.
Давайте вместе вспомним правила описания.
Слайд 20Книга описывается следующим образом:
Автор. Название книги. Город; издательство, год издания.
– количество страниц.
Статья из журнала, сборника описывается немного иначе.
Автор. Название
статьи // Журнал. – год издания. - № журнала. – С.(страницы, где напечатана эта статья).
В тетради оставляются широкие поля. В левой части – краткое изложение вопроса (конспект), а в правой – пункты плана (или ваши комментарии).
Слайд 21При конспектировании вы можете пользоваться двумя приемами
1. Мысль автора передается
без изменений, но в более сокращенном объеме.
2. Мысль автора излагается
своими словами более обобщенно, но обязательно сохраняется основная авторская мысль.
Слайд 23Итак, при конспектировании вы можете пользоваться и тем, и другим
приёмом. Важно только одно: то главное, что сообщает автор, его
основные положения должны быть переданы без малейшего искажения смысла.
Работа над конспектом перетекает в работу над рефератом – более сложному методу свертывания информации. На основе грамотно составленного конспекта можно составить реферат.