Слайд 1Гласные в окончаниях существительных
Булатова Л.П.,
учитель русского языка БОУСОШ №1
МО
Динской районКраснодарского края
Русский язык 10 класс
Слайд 2М.Горький
Библиотека мудрых мыслей
Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его,
хорошо им владеть.
Слайд 3
б
А1Поставь знаки ударения в словах.
Укажи маркером ударную гласную.
ы
п
о
а
т
о
к
к
о
л
ю
д
о
р
т
е
о
б
е
с
и
ф
е
м
о
с
и
л
в
ы
в
е
н
к
о
л
о
г
г
в
о
в
ц
н
ш
е
ч
н
в
н
Й
м
т
в
г
с
в
с
а
а
л
о
с
т
н
е
е
п
а
о
р
щ
и
ц
а
у
т
к
и
й
о
й
е
е
Слайд 4Грамматика
Кардиограмма
Диаграмма
ВСПОМНИМ!!!
Слайд 5СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ
ОРФОГРАММА
ПРИСТАВКА
КОРЕНЬ
СУФФИКС
ОКОНЧАНИЕ
ФОРМА СЛОВА
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
УДАРЕНИЕ
Слайд 6Найди общее понятие
РОД
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ПАДЕЖ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ОКОНЧАНИЕ
Слайд 8АЛГОРИТМ
1. Поставь слово в им.п.
2. на ИЙ, ИЯ, ИЕ,
МЯ ?
ДА
НЕТ
И
3. Определи склонение
= река
И
Е
Слайд 9
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
1 Е
2И
По алле_, в большой аудитори_, сушить
на батаре_, флаг на башн_, во всем величи_, возникнуть в
воображени_, по галере_, побывать в Гвине_, при движени_, жить в деревн_, в глубокой древност_, быть в Заполярь_, о злоде_, деревья в ине_, работать в Казан_, на прошлой лекци_, о Лиди_, выставка в музе_, о Наталь_, о несчасть_.
Слайд 10ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ
1 Е
2И
По аллее, сушить на батарее,
флаг на башне, по галерее, побывать в Гвинее, жить в
деревне, быть в Заполярье, о злодее, деревья в инее, выставка в музее, о несчастье.
В большой аудитории, во всем величии, возникнуть в воображении, при движении, в глубокой древности, работать в Казани, на прошлой лекции, о Лидии, о Марии.
Слайд 11Комментированное письмо
Снег давно сбежал
с полей. От края весьма раз_езже (н,нн)ой дорог_ до ближней
деревен_ки стелется рож_ освещё(н,нн) ая восходящим луч_м солнца. На светло (синем) небе (не)видно туч_ беловатые облака плывут в северо(западном) направлен_. На опушк_ берёзовой рощ_ц_ в рыхлом почерневш_м снегу бл._стает молодая пор_сль кустов. Из ближних рощ_ с пашен_ и пастбищ_ отовсюду доносится радостная птич_я разноголос._ца. Быстро пр_обр_жается всё вокруг. В пр._роде тв_рится великая тайна весе(н,нн)его обн_вления.
Слайд 12
А 29 Определите стиль и тип речи
1.Публицистический стиль, рассуждение
2. Художественный
стиль, описание
3. Публицистический стиль, повествование
4. Научный стиль, описание
Слайд 14
1. В каком слове окончание Е?
а) в комментари...
б) присутствовать на заседани...
в) по алле...
г) о
благосостояни...
в
Слайд 15
2. В каком слове окончание Е?
б
а) сообщить о
метел...
б) в ближнем зарубежь...
в) отправить письмо Анастаси...
г) свидетельство о рождени...
Слайд 16
3. В каком слове окончание И?
а) окна в ине...
б) конфликт в
Закавказь...
в) обратиться к Наталь... Петровне
г) приехать из Турци...
Г
Слайд 17
4. В каком слове окончание И?
Г
а) готов к отправк...
б) в глубоком ущель...
в) в
усть... реки
г) в теплом помещени...
Слайд 18
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется
Е?
в
а) узнать о постановк..., присутствовать на репетици..., сообщить о пьес...
б) укрыться в
цитадел..., рассказ о героизм..., в легенд... говорится
в) безразличен к полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть...
г) держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь...
Слайд 19А3 МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Укажите пример с ошибкой в образовании формы
слова
1) молодые бухгалтеры
2) пара носок
3) пять блюдец
4) здоровые дёсны
2
Слайд 20 З А П О М Н И Т Е
Сущ. м.р.
2-го скл. с основой на твёрдый согласный в род. п.
мн.ч. имеют нулевое окончание, если обозначают:
парные предметы: варежки — варежек (но: носки — носков);
национальность
( с основой на н или р):
армяне-армян, болгары — болгар (но: калмыков, киргизов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов);
Слайд 213) воинские подразделения: (отряд) партизан, гусар, солдат (но:
минёров, сапёров);
4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт,
вольт, гран (но: граммов, килограммов);
существительные ж.р. на -НЯ и на -ЦЕ: башня — башен, басня- — басен; блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец (но: болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев)
З А П О М Н И Т Е
Слайд 22 З А П О М Н И Т Е
Существительные, обозначающие
название овощей и фруктов, в основном в форме р.п., мн.ч.
имеют окончание -ОВ : лимонов, баклажанов, абрикосов, томатов, помидоров (но: яблок)
-ов
Слайд 23
З А П О М Н И Т Е
Существительные на
-ЬЕ в форме р.п., мн.ч. имеют окончание ий: снадобье -
снадобий, захолустье — захолустий
(но: платьев, устьев, низовьев, верховьев)
Слайд 24Узелки на память
В детской сказке колобок
по траве катиться мог
Без
ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.
Слайд 25Узелки на память
Шесть гектаров апельсинов,
яблок, груш и мандаринов.
Баклажанов –
грядок пять,
помидоров – не собрать.
Слайд 26Узелки на память
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и
армян,
у монголов и цыган.
У якутов и тунгусов,
у башкир
и белорусов,
У кергизов и грузин,
У бурят и осетин.
Слайд 27
От существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа.
апельсины
баклажаны
башкиры
блюдца
ботинки
гектары,
грузины,
киргизы,
мандарины,
носки
1
2
Слайд 28
2
1
ВЗАИМОПРОВЕРКА
апельсинОВ
баклажанОВ
башкир
блюдец
ботинок
гектарОВ
грузин
киргиз
мандаринОВ
носок
Выберите правильный вариант окончания существительного.
1) Большой фруктовый сад ра..пол…жившийся в д…лине занимал площадь свыше пяти (гектар, гектаров). 2) Хотя в нашем классе учат…ся несколько (якут, якутов) и (туркмен, туркменов), (армян, армяней) и (грузинов, грузин) мы пр…красно живём вместе делясь друг с другом частичкой национальной культуры. 3) В завещани… было указа(н,нн)о что наследство делит…ся на несколько р…вн…це(н,нн)ых (доль, долей). 4) В магазине имеет…ся большой выбор разн..образных товаров (чулок, чулков) (носок, носков) (сапог, сапогов) (туфлей, туфель).
Слайд 30
А3 Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара
сапог
2) двое англичан
3) шесть гусаров
4) мало народу
3
Слайд 31
А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) примерка
платьев
2) пара цапель
3) пять килограмм
4) два ведра баклажанов
3
Слайд 32
А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) двадцать
граммов
2) несколько кочерёг
3) много басен
4)корзина абрикос
4
Слайд 33
А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) двое
татаров
2) сладких яблок
3) взвод солдат
4) отряд партизан
1
Слайд 35Использованные ресурсы
Подготовка к ЕГЭ http://bugaga.net.ru/
Персональный сайт учителя русского языка Перовой
И.Н.
http://peressa2009.narod2.ru/Gotovimsya_k_uroku/
Факультет «Реформа образования» - wwwwww.www.eduwww.edu-www.edu-reformawww.edu-reforma.www.edu-reforma.ru