Разделы презентаций


Гласные в окончаниях существительных

Содержание

М.ГорькийБиблиотека мудрых мыслей Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Гласные в окончаниях существительных
Булатова Л.П.,
учитель русского языка БОУСОШ №1
МО

Динской районКраснодарского края
Русский язык 10 класс

Гласные в окончаниях существительныхБулатова Л.П.,учитель русского языка БОУСОШ №1 МО Динской районКраснодарского края Русский язык 10 класс

Слайд 2М.Горький
Библиотека мудрых мыслей
Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его,

хорошо им владеть.

М.ГорькийБиблиотека мудрых мыслей Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

Слайд 3

б
А1Поставь знаки ударения в словах.
Укажи маркером ударную гласную.







ы
п
о
а

т
о

к
к
о
л
ю
д
о
р
т
е
о
б
е
с
и
ф
е
м
о
с
и
л
в
ы
в
е
н
к
о
л
о
г
г
в
о
в
ц
н
ш
е
ч
н
в
н
Й
м
т
в
г
с
в
с
а
а
л
о
с
т
н
е
е
п
а
о
р
щ
и
ц
а
у
т
к
и
й
о
й
е
е

бА1Поставь знаки ударения в словах.Укажи маркером ударную гласную.ыпоатокколюдортеобесифемосилвывенкологгвовцншечнвнЙмтвгсвсаалостнеепаорщицауткийойее

Слайд 4Грамматика
Кардиограмма
Диаграмма
ВСПОМНИМ!!!

ГрамматикаКардиограммаДиаграммаВСПОМНИМ!!!

Слайд 5СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ
ОРФОГРАММА
ПРИСТАВКА
КОРЕНЬ
СУФФИКС
ОКОНЧАНИЕ
ФОРМА СЛОВА
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
УДАРЕНИЕ

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙОРФОГРАММАПРИСТАВКАКОРЕНЬСУФФИКСОКОНЧАНИЕФОРМА СЛОВАЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕУДАРЕНИЕ

Слайд 6Найди общее понятие
РОД
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ПАДЕЖ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ




ОКОНЧАНИЕ

Найди общее понятиеРОДСУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХСКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХПАДЕЖСУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХОКОНЧАНИЕ

Слайд 7ВСПОМНИМ
1 скл.
2 скл.
3 скл.

ВСПОМНИМ1 скл.2 скл.3 скл.

Слайд 8АЛГОРИТМ
1. Поставь слово в им.п.
2. на ИЙ, ИЯ, ИЕ,

МЯ ?
ДА
НЕТ
И
3. Определи склонение
= река
И
Е

АЛГОРИТМ 1. Поставь слово в им.п.2. на ИЙ, ИЯ, ИЕ, МЯ ?ДАНЕТИ3. Определи склонение= рекаИЕ

Слайд 9
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
1 Е

По алле_, в большой аудитори_, сушить

на батаре_, флаг на башн_, во всем величи_, возникнуть в

воображени_, по галере_, побывать в Гвине_, при движени_, жить в деревн_, в глубокой древност_, быть в Заполярь_, о злоде_, деревья в ине_, работать в Казан_, на прошлой лекци_, о Лиди_, выставка в музе_, о Наталь_, о несчасть_.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА1 Е 2И По алле_, в большой аудитори_, сушить на батаре_, флаг на башн_, во всем

Слайд 10ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ
1 Е

По аллее, сушить на батарее,

флаг на башне, по галерее, побывать в Гвинее, жить в

деревне, быть в Заполярье, о злодее, деревья в инее, выставка в музее, о несчастье.

В большой аудитории, во всем величии, возникнуть в воображении, при движении, в глубокой древности, работать в Казани, на прошлой лекции, о Лидии, о Марии.

ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ1 Е 2И По аллее, сушить на батарее, флаг на башне, по галерее, побывать в

Слайд 11Комментированное письмо
Снег давно сбежал

с полей. От края весьма раз_езже (н,нн)ой дорог_ до ближней

деревен_ки стелется рож_ освещё(н,нн) ая восходящим луч_м солнца. На светло (синем) небе (не)видно туч_ беловатые облака плывут в северо(западном) направлен_. На опушк_ берёзовой рощ_ц_ в рыхлом почерневш_м снегу бл._стает молодая пор_сль кустов. Из ближних рощ_ с пашен_ и пастбищ_ отовсюду доносится радостная птич_я разноголос._ца. Быстро пр_обр_жается всё вокруг. В пр._роде тв_рится великая тайна весе(н,нн)его обн_вления.


Комментированное письмо      Снег давно сбежал с полей. От края весьма раз_езже (н,нн)ой

Слайд 12
А 29 Определите стиль и тип речи
1.Публицистический стиль, рассуждение
2. Художественный

стиль, описание
3. Публицистический стиль, повествование
4. Научный стиль, описание

А 29 Определите стиль и тип речи1.Публицистический стиль, рассуждение2. Художественный стиль, описание3. Публицистический стиль, повествование4. Научный стиль,

Слайд 13Потренируемся

Потренируемся

Слайд 14
1. В каком слове окончание Е?
       а) в комментари...       б) присутствовать на заседани...       в) по алле...       г) о

благосостояни...
в

1. В каком слове окончание Е?        а) в комментари...       б) присутствовать на заседани...       в) по алле...       г) о благосостояни...в

Слайд 15
2. В каком слове окончание Е?
      
б
       а) сообщить о

метел...       б) в ближнем зарубежь...       в) отправить письмо Анастаси...       г) свидетельство о рождени...

2. В каком слове окончание Е?       б          а) сообщить о метел...       б) в ближнем зарубежь...       в) отправить письмо

Слайд 16
3. В каком слове окончание И?
       а) окна в ине...       б) конфликт в

Закавказь...       в) обратиться к Наталь... Петровне       г) приехать из Турци...
Г
      

3. В каком слове окончание И?         а) окна в ине...       б) конфликт в Закавказь...       в) обратиться к Наталь... Петровне

Слайд 17
4. В каком слове окончание И?
      
Г
       а) готов к отправк...       б) в глубоком ущель...       в) в

усть... реки       г) в теплом помещени...

4. В каком слове окончание И?       Г       а) готов к отправк...       б) в глубоком ущель...       в) в усть... реки       г) в теплом

Слайд 18
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется

Е?  
      
в
      
а) узнать о постановк..., присутствовать на репетици..., сообщить о пьес...
б) укрыться в

цитадел..., рассказ о героизм..., в легенд... говорится
 в) безразличен к полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть... г) держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь...
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?         в      а) узнать о постановк..., присутствовать на

Слайд 19А3 МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Укажите пример с ошибкой в образовании формы

слова
1) молодые бухгалтеры
2) пара носок
3) пять блюдец
4) здоровые дёсны

2

А3 МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова1) молодые бухгалтеры2) пара носок3) пять блюдец4)

Слайд 20 З А П О М Н И Т Е
Сущ. м.р.

2-го скл. с основой на твёрдый согласный в род. п.

мн.ч. имеют нулевое окончание, если обозначают:

парные предметы: варежки — варежек (но: носки — носков);
национальность
( с основой на н или р):
армяне-армян, болгары — болгар (но: калмыков, киргизов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов);

З А П О М Н И Т ЕСущ. м.р. 2-го скл. с основой на твёрдый согласный

Слайд 213) воинские подразделения: (отряд) партизан, гусар, солдат (но:

минёров, сапёров);
4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт,

вольт, гран (но: граммов, килограммов);
существительные ж.р. на -НЯ и на -ЦЕ: башня — башен, басня- — басен; блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец (но: болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев)

З А П О М Н И Т Е

3)   воинские подразделения: (отряд) партизан, гусар, солдат (но: минёров, сапёров);4)   некоторые единицы измерения:

Слайд 22 З А П О М Н И Т Е
Существительные, обозначающие

название овощей и фруктов, в основном в форме р.п., мн.ч.

имеют окончание -ОВ : лимонов, баклажанов, абрикосов, томатов, помидоров (но: яблок)

-ов

З А П О М Н И Т ЕСуществительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в

Слайд 23




З А П О М Н И Т Е
Существительные на

-ЬЕ в форме р.п., мн.ч. имеют окончание ий: снадобье -

снадобий, захолустье — захолустий
(но: платьев, устьев, низовьев, верховьев)


З А П О М Н И Т ЕСуществительные на -ЬЕ в форме р.п., мн.ч. имеют окончание

Слайд 24Узелки на память
В детской сказке колобок
по траве катиться мог
Без

ботинок, без сапог,
без носков и без чулок.

Узелки на памятьВ детской сказке колобок по траве катиться могБез ботинок, без сапог, без носков и без

Слайд 25Узелки на память
Шесть гектаров апельсинов,
яблок, груш и мандаринов.
Баклажанов –

грядок пять,
помидоров – не собрать.

Узелки на памятьШесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов.Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.

Слайд 26Узелки на память
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и

армян,
у монголов и цыган.
У якутов и тунгусов,
у башкир

и белорусов,
У кергизов и грузин,
У бурят и осетин.

Узелки на памятьУважают человека у туркмен, татар, узбеков,У таджиков и армян, у монголов и цыган.У якутов и

Слайд 27
От существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа.
апельсины
баклажаны
башкиры

блюдца
ботинки

гектары,
грузины,
киргизы,
мандарины,
носки
1
2

От существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа. апельсины баклажаны башкиры блюдца ботинки гектары, грузины, киргизы, мандарины,

Слайд 28
2
1
ВЗАИМОПРОВЕРКА
апельсинОВ
баклажанОВ
башкир
блюдец
ботинок

гектарОВ
грузин
киргиз
мандаринОВ
носок






21ВЗАИМОПРОВЕРКАапельсинОВ баклажанОВ башкир блюдец ботинок гектарОВ грузинкиргизмандаринОВ носок

Слайд 29


Выберите правильный вариант окончания существительного.

      1) Большой фруктовый сад ра..пол…жившийся в д…лине занимал площадь свыше пяти (гектар, гектаров). 2) Хотя в нашем классе учат…ся несколько (якут, якутов) и (туркмен, туркменов), (армян, армяней) и (грузинов, грузин) мы пр…красно живём вместе делясь друг с другом частичкой национальной культуры. 3) В завещани… было указа(н,нн)о что наследство делит…ся на несколько р…вн…це(н,нн)ых (доль, долей). 4) В магазине имеет…ся большой выбор разн..образных товаров (чулок, чулков) (носок, носков) (сапог, сапогов) (туфлей, туфель).


Слайд 30
А3 Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара

сапог
2) двое англичан
3) шесть гусаров
4) мало народу

3

А3 Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. 1) пара сапог2) двое англичан3) шесть гусаров4) мало

Слайд 31
А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) примерка

платьев
2) пара цапель
3) пять килограмм
4) два ведра баклажанов

3

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) примерка платьев2) пара цапель3) пять килограмм4) два

Слайд 32
А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) двадцать

граммов
2) несколько кочерёг
3) много басен
4)корзина абрикос

4

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) двадцать граммов2) несколько кочерёг3) много басен4)корзина абрикос4

Слайд 33
А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) двое

татаров
2) сладких яблок
3) взвод солдат
4) отряд партизан
1

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) двое татаров2) сладких яблок3) взвод солдат4) отряд

Слайд 35Использованные ресурсы
Подготовка к ЕГЭ http://bugaga.net.ru/
Персональный сайт учителя русского языка Перовой

И.Н.
http://peressa2009.narod2.ru/Gotovimsya_k_uroku/
Факультет «Реформа образования» - wwwwww.www.eduwww.edu-www.edu-reformawww.edu-reforma.www.edu-reforma.ru



Использованные ресурсыПодготовка к ЕГЭ http://bugaga.net.ru/Персональный сайт учителя русского языка Перовой И.Н.http://peressa2009.narod2.ru/Gotovimsya_k_uroku/Факультет «Реформа образования» - wwwwww.www.eduwww.edu-www.edu-reformawww.edu-reforma.www.edu-reforma.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика