Слайд 1Учимся писать
сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Автор презентации:
Курочкина Е Л.,
Учитель русского языка
и летературы
9 класс. Подготовка к ОГЭ.
Часть 3.
(15,1)
Слайд 3 Без знаков препинания в письменной
речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи
знаков препинания пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.
Значение знаков препинания?
Слайд 5
Это интересно!
Представьте себе человека, который со страхом ждет
судебного приговора. Приговор готов:
Однако подсудимый по-прежнему не знает, казнят
его или подарят жизнь. Попробуйте сами решить его судьбу. Она будет зависеть от ... знака препинания. От того, в каком месте вы его поставите.
Слайд 6В русской пунктуации 10 знаков препинания:
точка,
точка с запятой,
запятая,
двоеточие,
тире,
вопросительный знак,
восклицательный знак,
многоточие,
скобки,
кавычки.
Слайд 7З Н А Ч Е Н И Е
З Н
А К О В
П Р Е П И Н А
Н И Я
Слайд 8Знаки препинания бывают одиночными и парными. К парным знакам препинания
относятся две запятые и два тире (употребляемые при обособлении частей
предложения как единые знаки), скобки и кавычки.
В качестве особого знака препинания выделяется красная строка, служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста, перехода к новой «теме» повествования.
Какие бывают знаки препинания.
Слайд 14 Итак, без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью
в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки
о языке, в котором рассказывается об их употреблении. Разделяя или выделяя слова, обороты, части предложения и предложения, знаки препинания устанавливают связи между ними, помогают пишущему точнее выразить мысль, а читающему правильнее её понять. К.Г.Паустовский писал: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Все мы бываем и в роли пишущих, и в роли читающих, поэтому знаки препинания должны быть едиными для всех людей, пользующихся языком. Знание пунктуации – залог осуществления главной функции языка - успешного общения людей.
Выводы.
Слайд 15
Структура текста-рассуждения:
Тезис
Доказательства
Вывод
Аргументы
Факты
Примеры
Слайд 16Тезис (то есть то, что вы будете раскрывать в сочинении.
В нашем случае это та фраза, которая предложена вам в
тексте самого задания);
Аргументация (те доказательства, которые нужно привести в подтверждение; в нашем случае — опора на данные текста с указанием номеров предложений или цитаты);
Вывод (собственно, итог того, ради чего писался текст; необходимо обозначить, что тезис подтверждён примерами).
Структура сочинения.
I.Вступление. Ответ на вопрос.
II.Основная часть
Аргумент, пример 1 Аргумент, пример 2
III.Заключение. Обобщение, вывод.
Структура письменного ответа
Слайд 19(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал
на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора
заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.
(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку".
(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, – в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги – хоть сто рублей! – он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости...
(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку...
(По В. Крапивину)
Слайд 20Вступление. Ответ на вопрос.
Вопрос о роли знаков препинания в
письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона
и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!
Слайд 21Аргумент, пример 1
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные
члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.
II. Основная часть:
Слайд 22Аргумент, пример 2
Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь.
Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях
подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.
Слайд 23III.Заключение. Обобщение, вывод.
Прав
был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят
интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.
Слайд 24Советы:
— если не уверены в том, что точно можете правильно
поставить все знаки препинания при цитировании, пишите аргумент своими словами,
а в скобках указывайте номер того предложения, в котором вы это вычитали;
— следите за точностью логики: сбивов, перескакиваний, потери нити мысли быть не должно;
— следите за структурой текста: тезис-аргументация-вывод, никаких других вариантов;
— следите за объёмом: если задание требует 50 слов, нормой считается 50-100; объём свыше указанного рассматривается как избыточный, что не идёт на пользу автору текста, потому что не соответствует поставленной задаче.
Слайд 25Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания (1)
Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать,
какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.
В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении ( ) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении ( ) запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.
Таким образом, знаки препинания на письме необходимы. Потому что они не только расставляют эмоциональные акценты. Но и помогают верно передать смысл предложения.
Слайд 26Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания (2)
Можно ли обойтись без знаков препинания? Вряд ли. Без
них мы бы очень долго вникали в смысл прочитанного. Порой вообще возникала бы двусмысленность в трактовке того или иного предложения. Не случайно у знаков препинания много разных функций: разделяющая, выделительная, эмоциональная, смысловая…
Обратим внимание на предложение № __ . В конце предложения как знак его завершения ставится точка. Это разделительный, одиночный знак препинания. Точка отделяет в тексте одно предложение от другого.
Рассмотрим ещё одну функцию знаков препинания – эмоционально-экспрессивную. Предложение № __ заканчивается многоточием, которое наряду с разделительной функцией передаёт недосказанность, недоговорённость, прерванность мысли.
Мы видим, что знаки препинания помогают нам быстро и правильно понять прочитанное.
Слайд 27 Найти в тексте необходимые для подтверждения ваших теоретических положений
примеры использования знаков препинания (аргументы).
Требуется привести два примера из
текста(!!!), иллюстрирующие разные функции знаков препинания.
На экзамене требуется
Слайд 28Практическая работа № 1
Спишите, вставьте нужные по смыслу слова.
В конце предложения ставится …, …
или … . Эти знаки препинания обозначают границу предложения. Следовательно, они … предложения в тексте, помогая точно понимать написанное и читать текст с нужной интонацией. (пример из текста)
В простом предложении встречаются такие знаки препинания: тире, …, … . Они либо разделяют, например …члены предложения, либо выделяют, например вводные слова, … . Это позволяет… интонационно выделить... (пример из текста).
Слайд 29Спишите, вставьте нужные по смыслу слова.
Простые предложения в составе сложного
… запятой. Благодаря этому легче воспринимается мысль, выраженная в …
предложении. (Пример из текста)
В предложениях с прямой речью двоеточие … слова автора и прямую речь, а кавычки … прямую речь. Эти знаки помогают пишущему…, а читающему … . (пример из текста)
Практическая работа № 2