Слайд 1
ПОЛЯКОВА Н.П.,
учитель МБОУ Комсомольской средней общеобразовательной школы
Компетентностный подход
к обучению
русскому языку
Слайд 2
Плохой учитель
преподносит истину,
хороший учитель
учит её
находить.
Адольф Дистервег
Слайд 3Цель компетентностного подхода – не увеличить объем информированности человека в
различных предметных областях, а помочь ему самостоятельно решать проблемы в
незнакомых ситуациях.
Компетентностный подход ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Те же умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями, или ключевыми компетенциями.
Компетентностный подход
в обучении
Слайд 4Из «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года»
«Общеобразовательная
школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков,
а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
Слайд 5Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых
человек осведомлён и имеет практический опыт работы.
Компетентность – владение,
обладание человеком соответствующей компетенцией.
Компетентный (лат.competentis) –
соответствующий, способный) –
обладающий компетенцией;
знающий, сведущий в определенной области.
Слайд 6
Введение понятия «компетенция» в методику преподавания русского языка в школе
связано с поисками более точного, строгого определения целей обучения, с
выявлением уровней владения языком, иначе говоря, с ответом на вопрос, как ученик владеет языком. Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и в конечном счете служат развитию личности школьника.
Слайд 7Определение
Компетенция = знание + опыт
полученный прежде, в житейских и учебных
ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;
новый, полученный
«здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т.п.
Слайд 8Трехуровневая иерархия компетенций
ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
общепредметные
компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные
компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Слайд 9Три задачи школьного курса русского языка:
формирование
языковой
лингвистической
коммуникативной компетенций
В
идеале конечная цель обучения русскому языку – формирование «языковой личности»,
т.е. такой личности, языковой опыт которой позволяет правильно воспринимать и интерпретировать практически любую информацию на данном языке, а также точно и полно выражать любые собственные суждения (весь свой духовный мир) по-русски.
Слайд 11Виды компетенций
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические
структуры в соответствии с нормами литературного языка.
Лингвистическая компетенция – более глубокое
осмысление устной и письменной речи, ее законов, правил, структуры; умение анализировать и классифицировать языковые явления.
Коммуникативная компетенция – способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.
Слайд 12Лингвистическая компетенция
сообщения об учёных-лингвистах
написание сочинений на лингвистическую тему
создание проектов
лексический анализ
слова
Слайд 13Система упражнений со словом друг
Определите, сколько значений у слова друг
в приведённых предложениях.
1) Любимых детских книг творец
И верный
друг ребят.
2) А сколько вам, дорогой друг, лет?
3) В нашей школе есть кружок друзей русского языка.
Выделите при толковании слова родовой и видовой признаки. Сделайте запись в таблице. Друг – это…
Подберите синонимы, антонимы и слова, родственные слову друг. Запишите их в таблицу.
Составьте словосочетания с синонимами слова друг.
Вспомните какие-нибудь высказывания о дружбе.
В каких предложения вы употребите слова друг, дружок? Почему?
Эффективность такой работы в том, что у детей складывается целостное представление о слове (его родо-видовых связях) и формируются навыки и умения употребления в речи.
Слайд 14Языковая компетенция
Работа учащихся со словарями
Работа с текстом, которая проводится
уже с 5 класса: это художественно-стилистический, лексико-грамматический и другие виды
анализа
Устные и письменные работы малой формы: сочинения-миниатюры, художественные зарисовки и т.п.
Ситуативные упражнения
Слайд 15Ситуативные упражнения
5 класс. Тема "Неизменяемые имена существительные».
Нарисуйте карту (или
возьмите готовый атлас) и отметьте на ней места, откуда "пришли"
к нам эти слова; запишите в тетрадь слова, наиболее употребительные в русском языке. Представьте себе, что вы учитель. На основе этой карты приготовьте учебное сообщение для воображаемых учеников.
Представьте себе, что вы журналист и присутствуете на празднике русского языка. Возьмите интервью у одного из гостей, употребляя неизменяемые имена существительные; спросите об их происхождении, особенностях употребления в речи и т.п.; запишите этот диалог.
Слайд 16Коммуникативная компетенция
Поэтапная работа с текстом
Компетентностно-ориентированные задания
Проблемно-творческие задания
Слайд 17Поэтапная работа с текстом
1этап: жизненное наблюдение (я наблюдаю исходный текст)
2
этап: анализ текста-образца (я анализирую исходный текст)
3 этап: подражание «чужому»
тексту (я подражаю чужому тексту- образцу)
4 этап: индивидуальное написание «своего» текста (я делаю сам, это моё творчество)
Слайд 18Приёмы работы с текстом
анализ текстов различных стилей и типов речи
развитие
монологической речи учащихся
формирование умения рассуждать на предложенную тему, приводя тезис,
аргументы и делая вывод
рациональное чтение учебных, научно-популярных, публицистических текстов
комментирование текстов
создание собственных текстов
Слайд 19Компетентностно-ориентированное задание
Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на
его выполнение)
Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую
для выполнения задания)
Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)
Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата)
Слайд 20
Проблемно-творческие задания
Письмо автору, герою, героине и т.д.
Сочинение – продолжение,
сочинение – ассоциация, сценарий, фантазия-картинка, дневник…
Составление памяток, советов, инструкций.
Пресс-конференция (составление
проблемных вопросов, прогнозирование ответов).
Проекты (индивидуальные и групповые).
Составление аннотации потенциальным покупателям и читателям книги.
Слайд 21Три уровня критериев в заданиях проблемно-творческого характера по степени сложности
Первый
уровень (А) – формирование оценочных суждений под руководством учителя (определение
и формулировка проблемы произведения).
Второй уровень (В) – применение усвоенных знаний для самостоятельной оценки в ситуации выбора (анализ и комментарий проблемы и позиции автора данного произведения).
Третий уровень (С) – творческое применение в ситуации выбора (личностное отношения к событиям и явлениям, самостоятельный выбор и обоснование своего решения, определение связи с другими произведениями, умение провести аналогию и параллели и самостоятельное написание текста творческого характера с выдвижением проблемы и обоснованием своей авторской позиции).
Слайд 22Современный урок
Чем он отличается от традиционного?
Слайд 23
Обучающий – чему?
Умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе
целостной картины мира
Воспитывающий – что?
Высшие ценности, смыслы, мотивы взросления,
учебно-трудовой деятельности, социальной активности, «самопроцессы», субъективность
Развивающий – что?
Деятельность, мышление, рефлексию
Слайд 24Что отличает современный урок?
Структура
Содержание
Организационные формы
Методика
Средства
Слайд 25Структура урока
Традиционная дидактическая структура основана на логике
преподавания:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала
Закрепление
Современная дидактическая
структура основана на логике познания:
Актуализация:
1) мотивационная
2) содержательная
Изучение нового материала
Рефлексия
Слайд 26Изменения в воспитательно-образовательном процессе современной школы
Слайд 27Содержание урока
Структура и логика содержания:
теория в практике (а не от
теории к практике)
общее в частном (а не от частного к
общему)
целое в части (а не от частей к целому)
от задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)
Слайд 28Организационные формы
Академические (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседование)
Досуговые (путешествие,
конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.)
Мыследеятельностные (выстраивание методологической
программы деятельности, организационно-деятельностная игра, проектирование, мыследеятельностная рефлексия)
Интерактивные (социальное проектирование, коммуникативные формы, исследование, дистанционные уроки, Интернет-уроки и др.)
Слайд 29Методики и технологии
коммуникативные технологии (технологии педагогического общения, разрешения конфликтов, дискуссии)
информационно-коммуникационные
технологии
технология КТД
ТРИЗ (АРИЗ)
технология дифференциации
технология индивидуализации
технология РКМЧП
Слайд 30Средства обучения
Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты
учебной деятельности и др.)
Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб-камера
и т.п.)
Электронные средства обучения (электронный микроскоп, ЛЕГО и др.)
Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.
Слайд 31Результаты обучения
Компетентность
Целостная картина мира
Субъективность (сверхнормативная активность, стремление брать на себя
ответственность
за исход дела, способность к отчету)
Развитое
абстрактное мышление
Владение полной структурой деятельности
Формирование социальной взрослости
Мотивационная готовность к учебно-профессиональной и к общественно-значимой деятельности
Слайд 32Цитата к теме
"Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в
полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя:
На что
направлена организуемая мною деятельность учеников?
То, что они делают – значимо ли для них лично?
А современным социумом востребовано?
А где и в чем выразится потом применение учениками их сегодняшнего опыта деятельности?
Ну и конечно: сколько времени ученики изучали реальность, а сколько – знания о ней?"
А.В.Хуторской
Слайд 34Некомпетентностные формы и методы
Монолог учителя
Фронтальный опрос
Информирующая беседа
Самостоятельная работа с учебником
по заданию учителя
Демонстрация видеофильма
Практическая или контрольная работа, проводимая в традиционной
форме
Слайд 35Структура экзаменационной работы
В ЕГЭ по русскому языку включены задания, проверяющие
лингвистическую компетенцию (готовность использовать имеющийся минимум знаний о языке для
самоконтроля и совершенствования речи);
языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм: орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных);
коммуникативную компетенцию (способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения адекватно целям, сферам, ситуации общения).
Слайд 36
Рекомендации по формированию компетенций
поощрять учащегося за попытку использовать интуицию
формировать у
обучаемых уверенность в своих силах
стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей,
задач и средств решения
использовать задачи открытого типа, когда отсутствует одно верное решение
применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания
вести совместную исследовательскую деятельность с учениками. Это возможно только в том случае, когда решается задача, ответ на который не знает ни ученик, ни учитель.
Слайд 37Выводы:
Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем
действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение
придаётся умениям, позволяющим
действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях.
Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего
школьного образования (в том числе предметного обучения)
Компетентностный подход требует серьёзных
изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.
Слайд 38Интернет-ресурсы
http: //www.eidos.ru Интернет-журнал «Эйдос»
Хуторской А. В.
Ключевые компетенции и образовательные стандарты
http://psy.1september.ru
http://testolog.narod.ru
http://msk.treko.ru