Разделы презентаций


Компетентностный подход к обучению русскому языку

Содержание

Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит её находить. Адольф Дистервег

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


ПОЛЯКОВА Н.П.,
учитель МБОУ Комсомольской средней общеобразовательной школы
Компетентностный подход


к обучению
русскому языку

ПОЛЯКОВА Н.П., учитель МБОУ Комсомольской средней общеобразовательной школыКомпетентностный подход к обучению русскому языку

Слайд 2

Плохой учитель
преподносит истину,
хороший учитель
учит её

находить.


Адольф Дистервег
Плохой учитель   преподносит истину, хороший учитель учит её находить.

Слайд 3Цель компетентностного подхода – не увеличить объем информированности человека в

различных предметных областях, а помочь ему самостоятельно решать проблемы в

незнакомых ситуациях.
Компетентностный подход ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Те же умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями, или ключевыми компетенциями.

Компетентностный подход в обучении

Цель компетентностного подхода – не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь ему самостоятельно

Слайд 4Из «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года»
«Общеобразовательная

школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков,

а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».


Из «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года»«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний,

Слайд 5Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых

человек осведомлён и имеет практический опыт работы.
Компетентность – владение,

обладание человеком соответствующей компетенцией.

Компетентный (лат.competentis) –
соответствующий, способный) –
обладающий компетенцией;
знающий, сведущий в определенной области.




Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек осведомлён и имеет практический опыт работы.

Слайд 6
Введение понятия «компетенция» в методику преподавания русского языка в школе

связано с поисками более точного, строгого определения целей обучения, с

выявлением уровней владения языком, иначе говоря, с ответом на вопрос, как ученик владеет языком. Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и в конечном счете служат развитию личности школьника.

Введение понятия «компетенция» в методику преподавания русского языка в школе связано с поисками более точного, строгого определения

Слайд 7Определение
Компетенция = знание + опыт
полученный прежде, в житейских и учебных

ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;
новый, полученный

«здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т.п.


ОпределениеКомпетенция = знание + опытполученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во

Слайд 8Трехуровневая иерархия компетенций 
ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 
общепредметные

компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 
предметные

компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. 

Трехуровневая иерархия компетенций ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов

Слайд 9Три задачи школьного курса русского языка:
формирование
языковой
лингвистической
коммуникативной компетенций
В

идеале конечная цель обучения русскому языку – формирование «языковой личности»,

т.е. такой личности, языковой опыт которой позволяет правильно воспринимать и интерпретировать практически любую информацию на данном языке, а также точно и полно выражать любые собственные суждения (весь свой духовный мир) по-русски.
Три задачи школьного курса русского языка:формирование языковой лингвистической коммуникативной компетенцийВ идеале конечная цель обучения русскому языку –

Слайд 10Уровни владения языком

Уровни владения языком

Слайд 11Виды компетенций
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические

структуры в соответствии с нормами литературного языка.
Лингвистическая компетенция – более глубокое

осмысление устной и письменной речи, ее законов, правил, структуры; умение анализировать и классифицировать языковые явления.
Коммуникативная компетенция – способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.


Виды компетенцийЯзыковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка.Лингвистическая

Слайд 12Лингвистическая компетенция
сообщения об учёных-лингвистах

написание сочинений на лингвистическую тему

создание проектов

лексический анализ

слова

Лингвистическая компетенциясообщения об учёных-лингвистахнаписание сочинений на лингвистическую темусоздание проектовлексический анализ слова

Слайд 13Система упражнений со словом друг
Определите, сколько значений у слова друг

в приведённых предложениях.
1)  Любимых детских книг творец
И верный

друг ребят.
2)  А сколько вам, дорогой друг, лет?
3)  В нашей школе есть кружок друзей русского языка.
Выделите при толковании слова родовой и видовой признаки. Сделайте запись в таблице. Друг – это…
Подберите синонимы, антонимы и слова, родственные слову друг. Запишите их в таблицу.
Составьте словосочетания с синонимами слова друг.
Вспомните какие-нибудь высказывания о дружбе.
В каких предложения вы употребите слова друг, дружок? Почему?
Эффективность такой работы в том, что у детей складывается целостное представление о слове (его родо-видовых связях) и формируются навыки и умения употребления в речи.


Система упражнений со словом другОпределите, сколько значений у слова друг в приведённых предложениях.1)  Любимых детских книг творец

Слайд 14Языковая компетенция
Работа учащихся со словарями
Работа с текстом, которая проводится

уже с 5 класса: это художественно-стилистический, лексико-грамматический и другие виды

анализа
Устные и письменные работы малой формы: сочинения-миниатюры, художественные зарисовки и т.п.
Ситуативные упражнения


Языковая компетенция Работа учащихся со словарямиРабота с текстом, которая проводится уже с 5 класса: это художественно-стилистический, лексико-грамматический

Слайд 15Ситуативные упражнения
5 класс. Тема "Неизменяемые имена существительные».
Нарисуйте карту (или

возьмите готовый атлас) и отметьте на ней места, откуда "пришли"

к нам эти слова; запишите в тетрадь слова, наиболее употребительные в русском языке. Представьте себе, что вы учитель. На основе этой карты приготовьте учебное сообщение для воображаемых учеников.
Представьте себе, что вы журналист и присутствуете на празднике русского языка. Возьмите интервью у одного из гостей, употребляя неизменяемые имена существительные; спросите об их происхождении, особенностях употребления в речи и т.п.; запишите этот диалог.
Ситуативные упражнения 5 класс. Тема

Слайд 16Коммуникативная компетенция

Поэтапная работа с текстом

Компетентностно-ориентированные задания

Проблемно-творческие задания





Коммуникативная компетенцияПоэтапная работа с текстомКомпетентностно-ориентированные заданияПроблемно-творческие задания

Слайд 17Поэтапная работа с текстом

1этап: жизненное наблюдение (я наблюдаю исходный текст)
2

этап: анализ текста-образца (я анализирую исходный текст)
3 этап: подражание «чужому»

тексту (я подражаю чужому тексту- образцу)
4 этап: индивидуальное написание «своего» текста (я делаю сам, это моё творчество)

Поэтапная работа с текстом1этап: жизненное наблюдение (я наблюдаю исходный текст)2 этап: анализ текста-образца (я анализирую исходный текст)3

Слайд 18Приёмы работы с текстом
анализ текстов различных стилей и типов речи
развитие

монологической речи учащихся
формирование умения рассуждать на предложенную тему, приводя тезис,

аргументы и делая вывод
рациональное чтение учебных, научно-популярных, публицистических текстов
комментирование текстов
создание собственных текстов
Приёмы работы с текстоманализ текстов различных стилей и типов речиразвитие монологической речи учащихсяформирование умения рассуждать на предложенную

Слайд 19Компетентностно-ориентированное задание
Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на

его выполнение)
Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую

для выполнения задания)
Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)
Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата)

Компетентностно-ориентированное задание Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение) Задачная формулировка (точно указывает на

Слайд 20 Проблемно-творческие задания
Письмо автору, герою, героине и т.д.
Сочинение – продолжение,

сочинение – ассоциация, сценарий, фантазия-картинка, дневник…
Составление памяток, советов, инструкций.
Пресс-конференция (составление

проблемных вопросов, прогнозирование ответов).
Проекты (индивидуальные и групповые).
Составление аннотации потенциальным покупателям и читателям книги.

Проблемно-творческие задания Письмо автору, герою, героине и т.д.Сочинение – продолжение, сочинение – ассоциация, сценарий, фантазия-картинка,

Слайд 21Три уровня критериев в заданиях проблемно-творческого характера по степени сложности
Первый

уровень (А) – формирование оценочных суждений под руководством учителя (определение

и формулировка проблемы произведения).
Второй уровень (В) – применение усвоенных знаний для самостоятельной оценки в ситуации выбора (анализ и комментарий проблемы и позиции автора данного произведения).
Третий уровень (С) – творческое применение в ситуации выбора (личностное отношения к событиям и явлениям, самостоятельный выбор и обоснование своего решения, определение связи с другими произведениями, умение провести аналогию и параллели и самостоятельное написание текста творческого характера с выдвижением проблемы и обоснованием своей авторской позиции).

Три уровня критериев в заданиях проблемно-творческого характера по степени сложностиПервый уровень (А) – формирование оценочных суждений под

Слайд 22Современный урок
Чем он отличается от традиционного?

Современный урокЧем он отличается от традиционного?

Слайд 23

Обучающий – чему?

Умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе

целостной картины мира

Воспитывающий – что?
Высшие ценности, смыслы, мотивы взросления,

учебно-трудовой деятельности, социальной активности, «самопроцессы», субъективность

Развивающий – что?
Деятельность, мышление, рефлексию
Обучающий – чему?Умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мираВоспитывающий – что? Высшие ценности,

Слайд 24Что отличает современный урок?
Структура
Содержание
Организационные формы
Методика
Средства

Что отличает современный урок?СтруктураСодержаниеОрганизационные формыМетодикаСредства

Слайд 25Структура урока
Традиционная дидактическая структура основана на логике

преподавания:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала
Закрепление



Современная дидактическая

структура основана на логике познания:
Актуализация:
1) мотивационная
2) содержательная
Изучение нового материала
Рефлексия



Структура урока   Традиционная дидактическая структура основана на логике преподавания:Организационный моментПроверка домашнего заданияОбъяснение нового материалаЗакрепление

Слайд 26Изменения в воспитательно-образовательном процессе современной школы

Изменения в воспитательно-образовательном процессе современной школы

Слайд 27Содержание урока
Структура и логика содержания:
теория в практике (а не от

теории к практике)
общее в частном (а не от частного к

общему)
целое в части (а не от частей к целому)
от задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)

Содержание урокаСтруктура и логика содержания:теория в практике (а не от теории к практике)общее в частном (а не

Слайд 28Организационные формы
Академические (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседование)
Досуговые (путешествие,

конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.)
Мыследеятельностные (выстраивание методологической

программы деятельности, организационно-деятельностная игра, проектирование, мыследеятельностная рефлексия)
Интерактивные (социальное проектирование, коммуникативные формы, исследование, дистанционные уроки, Интернет-уроки и др.)

Организационные формыАкадемические (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседование)Досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и

Слайд 29Методики и технологии
коммуникативные технологии (технологии педагогического общения, разрешения конфликтов, дискуссии)
информационно-коммуникационные

технологии
технология КТД
ТРИЗ (АРИЗ)
технология дифференциации
технология индивидуализации
технология РКМЧП

Методики и технологиикоммуникативные технологии (технологии педагогического общения, разрешения конфликтов, дискуссии)информационно-коммуникационные технологиитехнология КТДТРИЗ (АРИЗ) технология дифференциациитехнология индивидуализациитехнология РКМЧП

Слайд 30Средства обучения
Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты

учебной деятельности и др.)
Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб-камера

и т.п.)
Электронные средства обучения (электронный микроскоп, ЛЕГО и др.)
Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.

Средства обучения Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др.)Современные технические средства обучения

Слайд 31Результаты обучения
Компетентность
Целостная картина мира
Субъективность (сверхнормативная активность, стремление брать на себя

ответственность
за исход дела, способность к отчету)
Развитое

абстрактное мышление
Владение полной структурой деятельности
Формирование социальной взрослости
Мотивационная готовность к учебно-профессиональной и к общественно-значимой деятельности
Результаты обученияКомпетентностьЦелостная картина мираСубъективность (сверхнормативная активность, стремление брать на себя ответственность   за исход дела, способность

Слайд 32Цитата к теме
"Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в

полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя:
На что

направлена организуемая мною деятельность учеников?
То, что они делают – значимо ли для них лично?
А современным социумом востребовано?
А где и в чем выразится потом применение учениками их сегодняшнего опыта деятельности?
Ну и конечно: сколько времени ученики изучали реальность, а сколько – знания о ней?"
А.В.Хуторской

Цитата к теме

Слайд 34Некомпетентностные формы и методы
Монолог учителя
Фронтальный опрос
Информирующая беседа
Самостоятельная работа с учебником

по заданию учителя
Демонстрация видеофильма
Практическая или контрольная работа, проводимая в традиционной

форме
Некомпетентностные формы и методыМонолог учителяФронтальный опросИнформирующая беседаСамостоятельная работа с учебником по заданию учителяДемонстрация видеофильмаПрактическая или контрольная работа,

Слайд 35Структура экзаменационной работы
В ЕГЭ по русскому языку включены задания, проверяющие


лингвистическую компетенцию (готовность использовать имеющийся минимум знаний о языке для

самоконтроля и совершенствования речи);
языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм: орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных);
коммуникативную компетенцию (способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения адекватно целям, сферам, ситуации общения).

Структура экзаменационной работыВ ЕГЭ по русскому языку включены задания, проверяющие лингвистическую компетенцию (готовность использовать имеющийся минимум знаний

Слайд 36 Рекомендации по формированию компетенций
поощрять учащегося за попытку использовать интуицию
формировать у

обучаемых уверенность в своих силах
стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей,

задач и средств решения
использовать задачи открытого типа, когда отсутствует одно верное решение
применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания
вести совместную исследовательскую деятельность с учениками. Это возможно только в том случае, когда решается задача, ответ на который не знает ни ученик, ни учитель.
 

Слайд 37Выводы:
Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем

действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение

придаётся умениям, позволяющим 
действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. 
Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего
школьного образования (в том числе предметного обучения)
Компетентностный подход требует серьёзных 
изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.
 

Выводы: Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и

Слайд 38Интернет-ресурсы
http: //www.eidos.ru Интернет-журнал «Эйдос»
Хуторской А. В.

Ключевые компетенции и образовательные стандарты
http://psy.1september.ru
http://testolog.narod.ru
http://msk.treko.ru

Интернет-ресурсыhttp: //www.eidos.ru Интернет-журнал «Эйдос»    Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандартыhttp://psy.1september.ruhttp://testolog.narod.ruhttp://msk.treko.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика