Слайд 1Тема урока:
«Этапы работы с текстом.
Формулировка проблем исходного текста»
Слайд 2Цели:
1)познакомиться с этапами работы с текстом; с понятием «проблема» текста,
способами формулировки проблем исходного текста, речевыми клише;
2)развивать умение работы с
текстом, навыки грамотной устной и письменной речи, формулирования проблем текста.
Слайд 3Задание С1.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте
и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора(рассказчика)
Напишите, согласны или не согласны с точкой зрения автора.
Объясните почему, свой ответ аргументируйте.
Слайд 4 Этапы работы с текстом.
I. Формулировка проблем исходного
текста.
II. Написание комментария к сформулированной проблеме исходного текста.
III. Отражение позиции
автора исходного текста.
IV.Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Слайд 5Проблема-это основной вопрос, над которым размышляет автор в анализируемом тексте
(основной вопрос, требующий разрешения; та сторона действительности, которая особенно волнует
автора).
Основная проблема та, которая более всего волнует автора, по которой отчетливо заявлена авторская позиция.
Слайд 6Способы формулирования проблем текста:
1)в виде вопросительного предложения: Нужно ли современному
человеку знать историю своего края?
2)в виде повествовательного предложения: Данный текст
посвящен проблеме исторической памяти.
Клише - готовые речевые обороты, стереотипные выражения, воспроизводимые в различных речевых контекстах и ситуациях.
Слайд 7 В центре внимания автора данного текста находится актуальная
проблема…
Данный текст посвящен проблеме…
В данном тексте
автор рассматривает (анализирует, исследует, поднимает, затрагивает) проблему…
В данном тексте автор поднимает ряд важных проблем, наиболее значимой из которых является проблема…
…? Обсудить эту важную проблему предлагает автор текста.
…? Над этой сложной этической проблемой размышляет автор.
Слайд 9(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся:
откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза,
а они утираются...» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.
(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5)Итак, «честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью... Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...».
(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее - завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
(14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель... (16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!
(18)За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям», (19)Вот и все, что остается детям: честь и имя. (20)Все остальное им не нужно, все остальное - неважно. (21)Очевидно, нам еще многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.
(По Д. Шеварову)
Слайд 10Задание:
выберите из предложенных формулировок основной проблемы наиболее удачную.
Проблема дуэли как способа восстановить нравственное равновесие.
Проблема
сохранения и защиты во все времена нравственного достоинства человека, его чести.
Проблема чести и достоинства в понимании Пушкина.
Проблема сохранения потомками имени и чести отцов.
Проблема взаимоотношений А.С.Пушкина с женой.
Слайд 11Домашнее задание:
Пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку формулировка
проблем текста.