Слайд 1Лингвистическая лаборатория
Роль употребления
деепричастий в речи
7 класс
Слайд 2Цель исследования: определить роль деепричастий в тексте
Ход работы
чтение текста И.С.Соколова-Микитова «Лебеди»
анализ текста
проведение эксперимента (самостоятельная работа)
результат, вывод
Форма исследования : лингвистический эксперимент
Слайд 3И.С.Соколов-Микитов «Лебеди»
Слайд 4Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен необычайным
и еще невиданным мною чудесным зрелищем. М Лебеди долго и
низко кружили над разливом, стали садиться на воду. Еще никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины. Я сидел на маленьком островке в своем тесном шалаше и, затаив дыхание, слушал и наблюдал. Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали подниматься и, собравшись в стаю, потянули дальше на север. Я остался с моей подсадной уткой и уже больше ничем не интересовался.
Слайд 6Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен необычайным
и еще невиданным мною чудесным зрелищем. М Лебеди долго и
низко кружили над разливом, стали садиться на воду. Еще никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины. Я сидел на маленьком островке в своем тесном шалаше и, затаив дыхание, слушал и наблюдал. Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали подниматься и, собравшись в стаю, потянули дальше на север. Я остался с моей подсадной уткой и уже больше ничем не интересовался.
Слайд 7Самостоятельно проведите опыт: уберите из текста деепричастия. Сравните получившийся текст
с текстом автора. Изменилось ли что-то или нет? Обсудите в
группе свои предположения и подготовьте ответ на вопрос: какова роль деепричастий в тексте?
Слайд 8Вывод: определив в предложении основное и добавочное значение, вывели, что
деепричастия наполняют текст дополнительной информацией, они словно дорисовывают движение, действие,
эта способность деепричастия является выразительным средством в речи.
Таким образом, поставленная цель лингвистического опыта достигнута.
Слайд 9Как падают воды в Лодоре?
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и
встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,.
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь,
грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре —
так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
Слайд 10Источники
http://www.kartinki24.ru/uploads/gallery/main/286/kartinki24_ru_birds_swans_0014.jpg
http://www.fresher.ru/wp-content/images3/lebedi/14.jpg
http://gorod.tomsk.ru/uploads/17045/1256969848/uimkjyn543wef.jpg
http://schoolbiblio.ucoz.ru/_si/1/01486720.jpg
Составитель презентации учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.