Слайд 1Исследовательская работа
«Формирование акцентологических умений
младших школьников в процессе изучения
русского языка»
Презентацию подготовила
учитель начальных классов
Горьковец Анна Геннадьевна
Слайд 2Актуальность
актуальность проблемы формирования речевой культуры обусловлена тем обстоятельством, что в
последние десятилетия наблюдается пренебрежение нормами литературного языка, прежде всего акцентологическими.
Слайд 3Проблема исследования:
каковы возможности уроков русского языка в эффективном формировании
акцентологических умений младших школьников в начальной школе.
Слайд 4Объектом исследования
является речевая культура младших школьников, а предметом –
процесс формирования акцентологических умений учащихся начальной школы в процессе изучения
русского языка по УМК «Начальная школа 21 века».
Слайд 5Гипотеза исследования
процесс овладения акцентологическими умениями младшими школьниками будет
успешным при соблюдении ряда условий:
если используются разнообразные методы и приемы
обучения;
если подобраны специальные акцентологические упражнения;
если акцентологическая работа ведется на уроках русского языка, литературного чтения;
если учащиеся поймут важность овладения акцентологическими умениями.
Слайд 6Задачи
проанализировать научную литературу по теме исследования и выявить предпосылки работы
по акцентологии в начальной школе;
выявить возможности программы и учебников по
русскому языку УМК «Начальная школа 21 века» в формировании акцентологических умений младших школьников;
провести экспериментальную работу в начальной школе;
проверить эффективность предполагаемой гипотезы.
Слайд 7Методы исследования
теоретический анализ научной литературы;
беседы;
наблюдение;
тестирование;
анализ продуктов деятельности
школьников;
методический эксперимент.
Слайд 8Акцентология (от лат. accentus - ударение, акцент и греч. logos
- слово, учение)
1) Система акцентных (просодических) средств (иначе — акцентуация),
т.е. ударение и связанные с ним явления языка.
2) Раздел языкознания, изучающий акцентные средства языка.
Слайд 9Цели:
Проверить знания учащихся об ударении, о нормах ударения.
Выявить практические умения
детей в постановке ударения в словах.
Установить интерес и желания детей
к овладению нормами ударений.
Слайд 10Задание №1. Ответить на вопросы:
Что мы называем ударением?
Какой слог называется
ударным?
На какой слог падает ударение в русском языке?
Все ли слова
имеют ударение?
Для чего нужно правильно ставить ударение?
Если ты не знаешь, как правильно поставить ударение в слове, ты а) спрашиваешь у родителей; б) у учителя; в) обращаешься к словарю.
Слайд 11Задание 2. Расставить ударение в словах:
Алфавит, арбуз, свекла, верба, поняла,
звонит, повторим, портфель, взяты, начался.
Задание 3. Приведи примеры слов, которые
пишутся одинаково, но произносятся по-разному (в зависимости от места ударения).
Слайд 12Задание 4. Подбери слова, противоположные по значению. Поставь знак ударения.
Дала
- …, кончил - …, просторно - …, несчастна -
…
Слайд 13Результат исследования
Высокий уровень (18-20 б.) – 2 человек (12%)
Средний
уровень (12-15 б.) – 9 человек (47%)
Низкий уровень
(менее 12 б.)- 8 человек (42,%)
Слайд 14Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка
на вкус.
Узнали вы? Я - …. (свекла).
Как разрежешь – сок
течет,
свеж и сладок он на вкус,
называется… (арбуз).
Чтоб скорей в библиотеке отыскать ты книгу мог,
В ней бывает картотека,
Специальный … (каталог).
Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все… (алфавит).
Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале
Слайд 15Контрольный этап
Задание 1. Письменно ответить на вопросы:
1.Что мы называем ударением?
2.
Какой слог называется ударным?
3. На какой слог падает ударение в
русском языке?
4. Все ли слова имеют ударение?
5. Для чего нужно правильно ставить ударение?
Слайд 16Задание 2. Расставить ударение в словах:
украинский, щавель, кухонный, сливовый, столяр,
каталог, досуг, звонит, статуя, компас.
Задание 3. Приведи примеры слов, которые
пишутся одинаково, но произносятся по-разному (в зависимости от места ударения).
Задание 4. Подбери слова, противоположные по значению. Поставь знак ударения.
Дала - …, кончил - …, лицо грустно-…, умер -
Слайд 17Результаты
Высокий уровень – 5 человек (26%)
Средний уровень – 11 человек
(57%)
Низкий уровень – 3человек (16%)
Слайд 19Вывод
Экспериментальная работа показала, что очень важно использовать разнообразные методы и
формы занятий, связанных с формированием акцентологических умений учащихся. Акцентологическая работа
должна проводиться не только в урочное, но и внеурочное время
Если разнообразить упражнения и задания, если проводить работу систематически и целенаправленно, можно добиться положительных результатов, а именно добиться определенного уровня сформированности акцентологических умений учащихся.
Слайд 20Используемая литература
1.Ушакова О.Д. Говори правильно [Текст]: словарь / О. Д.
Ушакова. – М.: Дрофа, 2005.-54 с
2.Соловейчик, М. С. Формирование культуры
речи младших школьников [Текст] / М. С. Соловейчик // Начальная школа, 1986.- № 9. – С. 27-29.
3.Сборник Программы общеобразовательных учреждений: «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф.Виноградовой, М.: Вентана – Граф, 2010г.
4. Русский язык. [Текст]: учебник для 3-го класса четырёхлетней начальной школы / С.В. Иванов, А.О Евдокимова, М.И. Кузнецова и др – 3 – е ., пререраб. М.: Вентана Граф, 2011г
5. Русский язык [Текст]: учебник для 4-го класса четырёхлетней начальной школы / / С.В. Иванов, А.О Евдокимова, М.И. Кузнецова и др – 3 – е ., пререраб. М.: Вентана Граф, 2011г
6. Русский язык [Текст]: учебник для 2-го класса четырёхлетней начальной школы / / С.В. Иванов, А.О Евдокимова, М.И. Кузнецова и др – 3 – е ., пререраб. М.: Вентана Граф, 2011г
7. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? [Текст]: пособие для учителя / Л. И. Скворцов. – М.: Просвещение, 1996.- 143 с.