Слайд 1Формирование грамматических понятий
Слайд 2Понятие - форма абстрактного
мышления, отражающая
существенные признаки
предметов и явлений.
Слайд 33 этапа формирования понятий:
1. Эмпирический. Данный этап предполагает
наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта, выделение одних и
тех же признаков в разных вариантах, ситуациях, связях, осмысление этих признаков, отбор тех, которые кажутся существенными (повторяются в течение всех 4х лет начального обучения).
Слайд 4 2. Теоретический. Данный этап предполагает введение термина, а во многих
случаях и определения понятия, дефиниции.
Слайд 53 вида определения понятия:
Описательное («Слова с одним и тем же
корнем называются родственными (однокоренными»);
Функциональное (указывает на речевую роль данной языковой
единицы);
Слайд 6Структурно-логическое (модель «родовое понятие + видовое отличие»)
пример:
Определяемое понятие:
«имя существительное»
Ближайшее
родовое
понятие: «часть речи»
Существенные признаки
(видовое отличие):
а) способность обозначать
предметы;
б) отвечать на вопросы
кто? что?
в) изменяться по числам
Слайд 7 3. Углубление понятия, обогащение его новыми признаками, применение понятия в
практических действиях.
Слайд 8120 языковых понятий:
общеязыковые и речеведческие понятия: общение, язык, речь,
слово, высказывание, предложение, текст, устная речь, письменная речь, чтение, письмо,
значение слова и др.;
фонетические понятия: звуки речи, слог, ударение, гласный звук, согласный, звонкий/глухой согласный, твердый/мягкий согласный, ударный или безударный слог, пауза, голос, произношение и т.д.;
Слайд 9понятия графики: буква, строчная/заглавная буква, точка, запятая, вопросительный/ восклицательный знак
и т.д.;
грамматические понятия: часть речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол,
предлог, склонение, члены предложения и т.д.;
понятия морфемики и словообразования: корень слова, родственные слова, основа слова, аффиксы и т.д.;
Слайд 10лексические понятия: синонимы, антонимы, переносное значение слова, устаревшие слова, многозначность
слова и т.д.;
понятия теории речи и риторики: адресат речи, диалог,
спор, сочинение, письмо, красноречие, оратор, речевой этикет и т.д.
Слайд 11 Понятие «грамматика» объединяет в себе морфологию (изучает способы выражения грамматических
значений через формы слова) и синтаксис (учение о строе речи,
о связи слов в словосочетании и предложении).
Слайд 12Критерии разграничения
частей речи:
Лексическое значение слова: предмет, действие предмета, признак
предмета и т.д.;
Роль в предложении или синтаксическая функция;
Наличие тех или
иных категориальных признаков: время (глагол), одушевленность/неодушевленность (существительное) и т.д.;
Изменяемость/неизменяемость: для изменяемых частей речи – характер форм изменения (склонение, спряжение и т.д.).