Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
УУД
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
РУССКИЙ ЯЗЫК И
ЛИТЕРАТУРА (ПРАКТИКУМ)
учитель русского языка и литературы Павлова А. А.
октябрь 2014
год
Слайд 2Социальный заказ
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого
ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни
в высокотехнологичном, конкурентном мире»
(Национальная инициатива «Наша новая школа»)
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования)
Слайд 3Личностные УУД:
* жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
* действия смыслообразования
и нравственно – этического оценивания;
* ориентации в социальных ролях
и межличностных отношениях.
Слайд 4Регулятивные УУД:
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Саморегуляция
Слайд 5Познавательные УУД:
Самостоятельное формулирование познавательной цели
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурирование
знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
форме
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Рефлексия
Смысловое чтение
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Слайд 6Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Постановка вопросов
Разрешение
конфликтов
Управление поведением партнера
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли
Слайд 7В соответствии с ФГОС ООО учитель должен строить урок так,
чтобы он (урок) учил решать проблемы.
Следовательно,
современный урок русского
языка и литературы, направленный на формирование УУД,
является проблемно – диалогическим уроком.
Слайд 8При подготовке к уроку необходимо:
четко определить, какое новое знание должно
быть открыто на уроке.
2. хорошо продумать проблемную ситуацию и
подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.
На этом этапе работы чаще всего использую сравнительный анализ фактов, мнений, предположений.
Слайд 9
3. В процессе сравнения стараюсь добиться осознания учениками несовпадения, противоречия,
которое вызывает у них удивление и приводит к формулировке проблемы
урока.
Например, на уроке русского языка при изучении темы «Чередующиеся гласные в корне» ученики видят на доске слова с одинаковыми корнями, но разными гласными в них. Это вызывает недоумение, и многие считают, что я допустила ошибки при написании. Возникает диалог, в процессе которого формулируется проблема и планируются пути ее решения.
Так на данном этапе урока происходит формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. Формируются и личностные универсальные действия (адекватная позитивная самооценка, самоуважение) у тех детей, которые правильно отвечали на вопросы и сумели сформулировать проблему самостоятельно.
Слайд 10Особый интерес у учеников на уроках русского языка вызывает игра
«Светофор», которая способствует формированию не только познавательных и регулятивных УУД,
но и коммуникативных (можно работать индивидуально, в паре или в группе).
Сначала проводится предварительная работа: готовят необходимый для игры материал (кружки красного, желтого, зеленого цветов и 10 маленьких треугольников).
Слайд 11
В начале урока каждый ученик получает конвертик с 3 кружками
и 10 треугольниками.
Данный вид работы можно проводить на любом
этапе урока, но лучше тогда, когда надо проверить знания учащихся, потому что сразу становится видно, кто и как усвоил изученный материал.
Слайд 12Например, уверенно озвучиваю утверждения по теме «Спряжение глаголов»:
1)глаголы борются, колышутся
относятся к первому спряжению (надо поднять зеленый кружок, потому что
утверждение верно);
2)глаголы таять, сеять относятся ко второму спряжению (надо поднять красный кружок, потому что утверждение неверно);
3)в окончаниях глаголов пишет, дышит пишется буква и (надо поднять желтый кружок, потому что утверждение не совсем верно) и т.д.
Слайд 13По ходу выполнения заданий ученики комментируют свои действия, затем оценивают,
подсчитывая количество треугольников, полученных за правильные ответы.
Таким образом, в
результате игры «Светофор» у учащихся формируются
*логические учебные действия,
*пятиклассники учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
*учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, *учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Слайд 14На уроках русского языка и литературы для формирования познавательных и
регулятивных УУД часто использую задание «Докажи, что…».
Например, используя
5 грамматических признаков, докажи, что слово синева является именем существительным.
Слайд 15«Знаю – хочу узнать – узнал – научился»
Этап «Знаю» предполагает
работу в паре: что я знаю о теме урока;
«Хочу
узнать» - формулирование цели;
«Узнал» - соотношение старой и новой информации;
«Научился» - осознание результативности деятельности.
Слайд 16Работа с текстом
Составление плана
Составление граф-схемы
Тезирование
Составление сводной таблицы
Комментирование
Чтение с остановками
Чтение с
пометами
Составление кластера
Слайд 17Составление кластера
на уроке литературы в 5 классе во время изучения
рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер:
Герасим
Портрет
Описание каморки
Отношение к
Му-му
Отношение к барыне
Отношение с дворовыми
Отношение к Татьяне
Слайд 18Проектная и исследовательская деятельность
формирует
коммуникативные
регулятивные
познавательные
личностные
Слайд 19Таким образом, при подготовке к уроку следует помнить, что
*задания
должны носить проблемный характер;
*нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую
деятельность;
*предполагать индивидуальную или групповую работу, то есть способствовать формированию универсальных учебных действий.
Однако главной задачей учителя, по моему мнению, остается позитивное общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимым и вежливым.
Слайд 20Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
2.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр
«Академия», 2000.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
5. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
7. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
9. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
и др. источники.