Разделы презентаций


Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы

Содержание

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. ГальперинСамое страшное горе , горе для школы, горе для общества, если молодому человеку не хочется знать!В.А.Сухомлинский

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Мотивация учебно-познавательной деятельности\ на уроках русского языка и литературы




Мотивация учебно-познавательной деятельности\ на уроках русского языка и  литературы

Слайд 2Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.


П.Я. Гальперин
Самое страшное горе , горе для школы, горе для

общества, если молодому человеку не хочется знать!
В.А.Сухомлинский
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. ГальперинСамое страшное горе , горе для

Слайд 3Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности
Актуальность проекта, обоснование его необходимости и

новизны
Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности без преувеличения можно назвать одной из

центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельной работы и осознанного подхода к учебному процессу. Проблема формирования мотивации учебно-познавательной деятельности лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.
Актуальность проекта заключается в том, что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся способствует формированию мировоззрения личности учащегося, интенсификации учебно-воспитательного процесса и как следствие формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.
Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизныФормирование мотивации учебно-познавательной деятельности без преувеличения можно

Слайд 4Цель и задачи проекта
Характер проблемы, заявленной в названии, определил цель

данного проекта - разработка условий, способствующих развитию мотивации учебно-познавательной деятельности

старшеклассников на уроках русского языка и литературы во имя достижения целей саморазвития.
Объект исследования - учебно-познавательная деятельность школьников на уроках русского языка и литературы.
Предмет исследования - управление развитием мотивации старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности.
Цель и задачи проектаХарактер проблемы, заявленной в названии, определил цель данного проекта - разработка условий, способствующих развитию

Слайд 5Гипотеза исследования - гуманитарное образование станет средством развития мотивации школьников при

условии, если выбраны такие технологии обучения, которые позволят сформировать на

оптимальном уровне мотивацию учебно-познавательной деятельности и учитывают индивидуальные различия, а также творческие способности учащихся;
будет разработано и обосновано содержание образования, включающее специально спроектированные задания и упражнения, направленные на развитие мотивации;
систематически ведется мониторинг за развитием личностных качеств учащихся на основе использования комплексной методики определения уровня развития мотивации.
Гипотеза исследования - гуманитарное образование станет средством развития мотивации школьников при условии, если выбраны такие технологии обучения, которые

Слайд 6В соответствии с целью проекта, объектом, предметом и гипотезой были

поставлены следующие задачи:
Разработать содержание обучения, позволяющее развивать мотивацию учебно-познавательной деятельности

учащихся.
Спроектировать технологии обучения, гарантирующие успех учебно-воспитательного процесса, направленного на повышение мотивации учебно-познавательной деятельности старшеклассников.
Определить методы диагностирования результативности образовательного проекта.
Проследить динамику развития мотивации учебно-познавательной деятельности старшеклассников.
В соответствии с целью проекта, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:Разработать содержание обучения, позволяющее развивать

Слайд 7Психологи школы П.Я.Гальперина доказали, что характер мотивации зависит от типа

учения.
От того, какой материал преподносится учителем, какая роль отводится

ученику – пассивно впитывающей губки или активно работающего вместе с педагогом, - будет зависеть и тип учения, и характер мотивации.
Психологи школы П.Я.Гальперина доказали, что характер мотивации зависит от типа учения. От того, какой материал преподносится учителем,

Слайд 8Как дело обстоит в реальности?
В младшем школьном возрасте познавательной

мотивации ещё нет, а в старшем – уже нет. Поэтому

обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-8 классов.
Что нужно изменить в системе школьного обучения, чтобы повернуть детей к учебе?
Д.Б. Эльконин отмечал, что позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это – позиция человека, совершенствующего самого себя.

Как дело обстоит в реальности? В младшем школьном возрасте познавательной мотивации ещё нет, а в старшем –

Слайд 9Как же сформировать такую позицию у школьника?
Через правильную организацию учебной

деятельности школьников, через отработку всех её компонентов.

Как же сформировать такую позицию у школьника?Через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех её компонентов.

Слайд 10школа
"памяти"
"развития"
обучение
Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого.
Частным

случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как:

синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр.
Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений.

Школа "памяти" строится на традиционных основах:

классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе "преподавания,
фронтальной форме организации учебного пространства,
контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках.



9

школа

Слайд 11ставят акценты
в развитии потребностно -мотивационной сферы учащегося
В эмоционально-волевой сфере

выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации

и пространства «успеха» в деле, деятельности

школа

акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, которые позволяют самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации.



15


В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности

ставят акценты в развитии потребностно -мотивационной сферы учащегосяВ эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели

Слайд 12ориентация в обучении
Критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность

учащегося в образовательном пространстве
Целевой установкой этой школы является
формирование у

учащихся знаний, умений, навыков.
Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим.

результат работы

Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации.

В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти».



10

ориентация в обучении Критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространствеЦелевой установкой этой школы

Слайд 13
Необходимо создать педагогическую среду,
влияющую на разные аспекты и стороны

развития личности,
процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений

и др.

В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, когнитивной, деятельностной сфер личности.

Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту

Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)

Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира



3

Необходимо создать педагогическую среду, влияющую на разные аспекты и стороны развития личности, процессов, явлений, событий, свойств, законов

Слайд 14
Мастер создает особое пространство, обеспечивающее деятельность Учителя и Ученика в

новой образовательной парадигме.
Здесь нет...
Скуки, принуждения и лени,
пассивности

и страха ожидания «палки» - двойки,

«неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее

ЗДЕСЬ...

Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.

Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.



5

Мастер создает особое пространство, обеспечивающее деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме. Здесь нет...  Скуки,

Слайд 15Традиционная система обучения
Развивающее обучение


12

Традиционная система обученияРазвивающее обучение12

Слайд 16Специальные программы:
Венгера, Занкова, Эльконина, Давыдова.



13

Специальные программы:Венгера, Занкова, Эльконина, Давыдова.13

Слайд 17Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики.
1.
Цель
Формирование знаний,

умений и навыков
Развитие личности
2.
Интегральная характеристика
«Школа памяти»
«Школа развития»
3.
Преобладающий тип и характер

взаимоотношений

Субъект - объектный

Субъект - субъектный

4.

Девиз педагога

«Я над вами»

«Я вместе с вами»

5.

Характер и стиль взаимодействия

авторитарность

демократичность

6.

монологичность, закрытость

диалогичность, открытость, рефлексивность

Формы организации

Фронтальные,
индивидуальные

Групповые, кооперативные, парные, коллективные

Характеристики образовательных моделей.



6

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики.1.   ЦельФормирование знаний, умений и навыковРазвитие личности2.Интегральная характеристика«Школа памяти»«Школа развития»3.Преобладающий

Слайд 18«Формула обучения»
Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником:
Ведущий принцип
Методы обучения
Характеристики образовательных моделей

7.
Иллюстративно-объяснительные
информационные
Познавательные.Проблемно-поисковые: проблемного изложения
частично-поисковый, эвристический
исследовательский
8.
«продавливания»
«выращивания»
9.
Репродуктивный, воспроизводящий
Продуктивный, Творческий,

Проблемный

10.

Знания – репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность - рефлексия - знания



7

«Формула обучения»Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником:Ведущий принципМетоды обученияХарактеристики образовательных моделей 7.Иллюстративно-объяснительныеинформационныеПознавательные.Проблемно-поисковые: проблемного изложениячастично-поисковый, эвристическийисследовательский 8.«продавливания»«выращивания»  9.Репродуктивный,

Слайд 19Позиция ученика
Функции учителя
Способы усвоения
Характеристики образовательных моделей
11.
Заучивание, деятельность по алгоритму.Монолог.
Поисковая

мыслительная деятельность, рефлексия. Диалог.
12.
носитель информации, хранитель норм и традиций,
Организатор

сотрудничества, Консультант,

пропагандист предметно – дисциплинарных знаний

Управляющий поисковой работой учащихся, консультант

13.

отсутствие мотива к личностному росту

наличие интереса к деятельности

Пассивность,

Активно-инициативная,

отсутствие интереса,

наличие мотива к самосовершенствованию,



8

Позиция ученикаФункции учителяСпособы усвоенияХарактеристики образовательных моделей 11.Заучивание, деятельность по алгоритму.Монолог.Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия. Диалог.12. носитель информации, хранитель

Слайд 20Позиция ученика
Функции учителя
Способы усвоения
Характеристики образовательных моделей
11.
Заучивание, деятельность по алгоритму
Поисковая

мыслительная деятельность, рефлексия
12.
носитель информации, хранитель норм и традиций,
Организатор сотрудничества,

Консультант,

пропагандист предметно – дисциплинарных знаний

Управляющий поисковой работой учащихся, консультант

13.

отсутствие мотива к личностному росту

наличие интереса к деятельности

Пассивность,

Активность,

отсутствие интереса,

наличие мотива к самосовершенствованию,



8

Позиция ученикаФункции учителяСпособы усвоенияХарактеристики образовательных моделей 11.Заучивание, деятельность по алгоритмуПоисковая мыслительная деятельность, рефлексия12. носитель информации, хранитель норм

Слайд 21Таким образом, при проектировании модели учебного процесса, ориентированного на развитие

мотивации обучения, развитие определенных способностей, свойств и качеств личности ученика,

важно помнить, что вопрос о том, чему и как учить решается принципиально по-разному в зависимости от того,
какие психолого-педагогические представления берутся за основу,
какие выбираются условия для проектирования и построения образовательного пространства.



18

Таким образом, при проектировании модели учебного процесса, ориентированного на развитие мотивации обучения, развитие определенных способностей, свойств и

Слайд 22

рефлексивная

При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного пространства

развивающего типа
Как же может быть организовано образовательное пространство развивающего типа?



...исследовательская
(проблемно-поисковая)


коммуникативная (дискуссионная)



имитационного моделирования (игровая)

психологическая (самоопределен-ческая)



21

деятельностная

рефлексивнаяПри анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного пространства развивающего типаКак же может быть организовано образовательное

Слайд 23Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения

по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной

точки зрения.

Коммуникативная (дискуссионная)

Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

Рефлексивная

Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие".

Деятельностная

Психологическая (самоопределен-ческая)



ТЕХНОЛОГИИ

Имитационного моделирования (игровая)

Исследовательская (проблемно-поисковая)

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за

Слайд 24Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология
1.Понятие.
Что включает?
Проблемно

– поисковая технология в обучении включает в себя создание особого

пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.

2. Модель организации учебного процесса.
Как назвать?

Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ".
Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении.
Принцип проблемности реализуется:
— как в содержании учебного предмета;
— так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.




23

Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология1.Понятие. Что включает?  Проблемно – поисковая технология в обучении включает в

Слайд 25
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную

ситуацию,
б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и

создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

3. Технологические приемы организации учебного процесса.
Как создать?

Результативность можно оценить с помощью критериев:
а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации
("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),
б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере
(" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...")

4.Результативность применения в учебном процессе.
Как оценить?



24

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию,б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии

Слайд 264.Результативность применения в учебном процессе. (продолжение)
Как оценить?

в) переживание учащимися субъективного

открытия:
("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой

проблемой, я? вывел закон..."),
г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;
("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."),
д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

5. Признаки применения подхода в учебном процессе.
Как отличить?

Методы обучения — проблемные:
а) проблемного изложения;
б) частично-поисковый;
в) исследовательский.
Формы организации учебного пространства коллективные:
а) парное взаимодействие;
б) микрогрупповое взаимодействие;
в) бригадное (групповое) взаимодействие;
г) межгрупповое взаимодействие.



25

4.Результативность применения в учебном процессе. (продолжение)Как оценить?в) переживание учащимися субъективного открытия:(

Слайд 27Ученик не может достичь цели с помощью известных ему

(из ранее изученных) способов действия.
Проблемная ситуация побуждает его искать новый

способ объяснения или действия.

Проблемная ситуация включает в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние познающей личности, характеризующееся возникновением познавательной потребности

Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.

Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.



27

Ученик не может достичь цели  с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия.Проблемная ситуация побуждает

Слайд 28Выбор или разработка технологии обучения

отбор

выбор

выбор выбор содержания формы методов средств
организации обучения обучения


структури- классные, проблемные, учебники, рование групповые, творческие, ТСО,
индивидуальные репродуктивные плакаты
и т.д. и т.д. и т.д.


внедрение технологии


коррекция


оценка
Выбор или разработка технологии обучения   отбор

Слайд 29Один из важнейших для нас мотивов учения школьников – это

познавательный интерес
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
????????????
радость познания,

эмоциональность,
активность, увлеченность

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ




Один из важнейших для нас мотивов учения школьников – это познавательный интересПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Слайд 30Современная психологическая наука о мотивах
(по А.К.Марковой)
Под мотивами учения

понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности.

Мотивы:
Познавательные

(если связаны с содержанием учения).
Социальные (если связаны с общением учеников друг с другом и учителем).П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др. (деятельностная теория учения).

Мотив может быть либо внешним, либо внутренним в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний.
Современная психологическая наука о мотивах (по А.К.Марковой) Под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной

Слайд 31Психологи выделяют три уровня познавательной мотивации школьников
(по А.К.Марковой):
широкий познавательный

мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний;
учебно-познавательный мотив, побуждающий

к овладению способами добывания знаний;
мотив самообразования.
В идеале картина может быть представлена так: для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы – мотивы самообразования.
Психологи выделяют три уровня познавательной мотивации школьников (по А.К.Марковой):широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых

Слайд 32При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе

успешно применяются следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;


- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками и Вопросы Блума;
- кластеры;
- синквейн;
- «Продвинутая лекция» ;
- эссе;
- ключевые термины;
- перепутанные логические цепочки; n
- дидактическая игра;
- лингвистические карты;
- лингвистическая аллюзия (намек) ;
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы: - ассоциативный ряд;

Слайд 33Мозаика встречных усилий учителя и учащихся

Мозаика встречных усилий учителя и учащихся

Слайд 34Круги Эйлера
 
Цель: формирование у обучающихся умения сравнивать лингвистическую информацию.
Этот

приём позволяет выполнить разбор сразу двух единиц языка.

Морфологический разбор.
 
В большом

зале уже гремел3 оркестр и начались3 танцы.
Круги Эйлера 	Цель: формирование у обучающихся умения сравнивать лингвистическую информацию. 	Этот приём позволяет выполнить разбор сразу двух единиц

Слайд 35Синтаксический разбор.
 
 1.Пьеса прошла с успехом4.

2. Закрой, пожалуйста, дверь4.


1.Через полчаса всё в доме успокоилось, хотя спали далеко не все4.
2.Солнце выглянуло – она повеселела4.


Синтаксический разбор.  1.Пьеса прошла с успехом4.

Слайд 36Лови ошибку, найди ошибку
Найдите ошибки
Согласование
пожилая женщина
голубой берет
чересчур сытый
железная крыша
двадцатые годы
дом

с мезонином
решенная задача
выписанные слова
борщ по-флотски
способность слышать
добрый по натуре
кожаный портфель
льняная салфетка
езда

верхом
вересковая трубка
детская книга
девочка с косичками
конская упряжь
тоска по родине
 
Лови ошибку, найди ошибкуНайдите ошибкиСогласованиепожилая женщинаголубой беретчересчур сытыйжелезная крышадвадцатые годыдом с мезониномрешенная задачавыписанные словаборщ по-флотскиспособность слышатьдобрый по

Слайд 37Грозди, кластер
Графический прием систематизации материала.
Наши мысли располагаются в определенном

порядке.
Правила очень простые.
Выделяем центр –

это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие ученики сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Грозди, кластерГрафический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые.

Слайд 38




проблема
вывод
факты, аргументы








причины
СТРАТЕГИЯ «ФИШБОУН»
(диаграмма Ишикавы,
= «рыбная кость»,

«рыбий скелет»)
проблемавывод      факты, аргументы       причиныСТРАТЕГИЯ «ФИШБОУН» (диаграмма

Слайд 39СТРАТЕГИЯ «ФИШБОУН»
в работе над повестью В.К. Железникова «Чучело»
Коллектив –

группа лиц, объединённых общими
интересами, общей работой на благо общества.






Можно

ли однокласс-ников Лены Бессольце-вой назвать коллекти-вом?

Одноклассники Лены
не коллектив,
так как их действия не приносят благо. Их по-настоящему ничего не объединяет


Совместные «мероприятия»

Самостоятельно зарабатывают деньги на поездку в Москву

Хотят быть самостоятельными и независимыми, но работают не все

Сбегают с урока в кино

Миронова против, но ее уносят силой. Шмакова и Попов остаются в классе. Димка совершает предательство.

Приносит ли «мероприятие» благо?



Бойкот и травля Лены

Предательство Димки. Слезы и протест Лены. Отъезд Бессольцевых.

СТРАТЕГИЯ «ФИШБОУН» в работе над повестью В.К. Железникова «Чучело»Коллектив – группа лиц, объединённых общимиинтересами, общей работой на

Слайд 40Инсерт
«V» - знаю
«+» - новое для меня;
«-»

- думал иначе;
«?» - не понял, есть вопросы.

Инсерт «V» - знаю «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял,

Слайд 41Простой вопрос: «Причастие – это самостоятельная часть речи?»
Уточняющий вопрос: «Если

я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола

с признаками прилагательного?»
Интерпретационный (объясняющий) вопрос: «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»
Творческий вопрос: «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?»
Оценочный вопрос: «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?»
Практический вопрос: «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»
Простой вопрос: «Причастие – это самостоятельная часть речи?»Уточняющий вопрос: «Если я правильно понял, то причастие сочетает в

Слайд 42Верные – неверные утверждения

Верные – неверные утверждения

Слайд 43Да-нетка
Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг.

(А.С.Грибоедов)

В этом слове два слога? (да)
Это служебная часть речи?

(нет)
Это слово спрягается? (нет)
Это слово употреблено во второй предикативной части? (да) и т.д.
Да-неткаВсю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг. (А.С.Грибоедов) В этом слове два слога? (да)Это

Слайд 44Восстановите текст
Текст – это связное … на определённую … .

В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между

собой … и посвящённых одной … .
Основные признаки текста.
1. Единство … текста.
2. Наличие … мысли текста.
3. Относительная … текста.
4. Определённый … предложений.
5. … связь предложений в тексте.
Восстановите текст		Текст – это связное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких

Слайд 45Логические цепочки
План фонетического разбора слова
1. Записать слово буквами и указать

их количество.
2. Затранскрибировать слово.
3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов

и обозначить ударение.
4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.
Логические цепочкиПлан фонетического разбора слова	1. Записать слово буквами и указать их количество.	2. Затранскрибировать слово.	3. Произнести данное слово.

Слайд 46ПОПС - формула
Позиция (Я считаю, что проблема, поднятая автором текста

актуальна (неактуальна)…)
Объяснение (…потому что…)
Пример (Я могу доказать это на примере…)
Следствие

(Исходя из сказанного, делаю вывод…)
ПОПС - формулаПозиция (Я считаю, что проблема, поднятая автором текста актуальна (неактуальна)…)Объяснение (…потому что…)Пример (Я могу доказать

Слайд 47Реши пропорцию
(спит) как убитый = ?

= сломя голову = ?

крепко темно ? ?


молодой = сухой = ? = ?
моложе ? веселее ?
Реши пропорцию(спит) как убитый  =    ?    =  сломя голову

Слайд 48Найди соответствия
Запишите предложения, соответствующие схемам:
1. [ ], и

[ ]. 2. [ ]:[

]. 3. [… ,обр.,… ]. 4. [ ],( ).

Табунщики переполошились жеребец был ценный донской породы привёзённый из далёкой России. (Ч.Айтматов.)
Для собственного спокойствия он решил не надевать тюбетейку и чаще носил её не на голове, а в кармане. (А.Бессараб.)
Я хочу знать от кого могу получить объективную информацию. (Л.Обухова.)
Окончилось жаркое лето и желтизной вспыхивают леса по которым крадётся осень. (Е.Осетров.)
Сзади напирала очередь и раздумывать было некогда. (А.Гайдар.)
Что барин по служебной надобности едешь? (О.Добровольский.)
Найди соответствияЗапишите предложения, соответствующие схемам: 1. [  ], и [  ].    2.

Слайд 49Синквейн
В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строка

– это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строка

– это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.
СинквейнВ первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).Вторая строка – это описание темы в двух словах

Слайд 50Виктор Владимирович Виноградов.
Эрудированный, осведомлённый.
Исследовал, создавал, редактировал.
Знаток и любитель русской словесности.
Учёный

.
Онегин.
Скучающий, «лишний».
Отвергает, убивает, влюбляется.
Онегин отвергает любовь Татьяны.
Пессимист.

Виктор Владимирович Виноградов.Эрудированный, осведомлённый.Исследовал, создавал, редактировал.Знаток и любитель русской словесности.Учёный .Онегин.Скучающий, «лишний».Отвергает, убивает, влюбляется.Онегин отвергает любовь Татьяны.Пессимист.

Слайд 51Круги по воде
Подберите (или придумайте сами) примеры употребления тире.

сущ. в им.п.

сущ. в им.п.
Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России. (М.Ю.Лермонтов.)
неожиданное присоединение
Игорь не поехал со всеми - и спектакль он не увидел.
условие совершения действия
Радуга поперёк реки - будет хорошая погода. (Пословица)
«Ерунда всё это», - тихо проговорил Прохор.
Круги по водеПодберите (или придумайте сами) примеры употребления тире.  сущ. в им.п.

Слайд 52Трехчастный дневник
Письмо Татьяны. 
- Что есть любовь для героини? - Какие

ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть

в тайны ее души? Учащиеся заполняют трехчастный дневник.
Трехчастный дневник Письмо Татьяны. - Что есть любовь для героини? - Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее

Слайд 53Морфологический анализ
1) «Соберите» словосочетание: Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3

(вскрикнет испуганно).
Обозначьте и объясните известные вам орфограммы:
2) (Не)медле(н,нн)о уехать. Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б2А1В6В3 + Б4А4В1Г8)
Морфологический анализ1) «Соберите» словосочетание:  Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3

Слайд 54Проблемная лингвистическая задача
Представляет собою сопоставление различных языковых явлений на

основе внешнего сходства (фонетический или морфемный состав слова, его лексическое

значение и синтаксическая роль и т.д.).

Вставьте пропущенные буквы в словах и определите, какое лексическое значение они имеют: кош..лка, саж..нка, дж..нка, трущ..ба, чащ..ба, кумач..м, парч..й, алыч..й. Относятся ли эти орфограммы к одному правилу? Можно ли проверить правописание этих слов известными вам способами? Проверьте орфограммы по словарю. К какой части речи относятся эти слова? В каких морфемах данных вам слов пропущены буквы? Какие из представленных слов не принадлежат русскому языку по происхождению? Сформулируйте правило правописания этой орфограммы. Какие из слов не могут быть включены в сформулированное правило? Будут ли они исключением из правила и почему? Составьте собственный словарик орфограммы. Можно ли представить данное правило в качестве алгоритма или таблицы?

Проблемная лингвистическая задача Представляет собою сопоставление различных языковых явлений на основе внешнего сходства (фонетический или морфемный состав

Слайд 55Лингвистическое моделирование

Предполагает создание языковых единиц и конструкций с опорой

на существующую в языке модель или алгоритм.
Один из способов

образования слов носит название бессуффиксный. Он реализуется следующим образом: обрывать – обрыв; оплатить – оплата; подписать – подпись. Определите, какие части речи принимают участие в словообразовательном процессе; каков их морфемный состав; к какой части речи относятся образованные слова. Почему этот способ словообразования носит название бессуффиксного?
Образуйте с его помощью слова от глаголов: настилать, лгать, ворошить, звучать. Проверьте себя по словообразовательному словарю. Предложите языковые примеры осуществления данного способа словообразования в просторечной или разговорной лексике.
Лингвистическое моделирование Предполагает создание языковых единиц и конструкций с опорой на существующую в языке модель или алгоритм.

Слайд 56Творческие задания
Составьте текст о Петре I, основываясь на дан­ных причастных

оборотах

Творческие заданияСоставьте текст о Петре I, основываясь на дан­ных причастных оборотах

Слайд 57Типы домашнего задания:
- творческая работа;
- лингвистическое исследование текста;


- художественное чтение;
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;


- продолжение неоконченных произведений;
- наблюдение за природой;
- подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- письмо по памяти.
Типы домашнего задания: - творческая работа; - лингвистическое исследование текста; - художественное чтение; - создание самостоятельных литературных

Слайд 58Спасибо за внимание !
Творческих Вам успехов!

Спасибо за внимание ! Творческих Вам успехов!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика