Слайд 1Формирование познавательных (логических) универсальные учебных действий на уроках русского языка
и литературы
Слайд 2Результаты мониторинга
сформированности метапредметных УУД
в 5 классе МАОУ «СОШ№14»
Слайд 3Результаты мониторинга в 5 «А»
Слайд 4Логические универсальные учебные действия
имеют наиболее общий характер и направлены на
установление связей и отношений в любой области знания,
в рамках школьного
обучения под логическим мышлением обычно понимается способность учащихся производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, умение устанавливать аналогию и др.
Слайд 5Задания
на формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий
Слайд 6Анализ и синтез. 7 класс.
“Составь слово”.
- Возьмите приставку из
глагола «пр…обрести»;
- Корень – из наречия «часто»;
- Суффикс – из
прилагательного «волчий»;
- Окончание – из существительного «решение».
причастие
Слайд 7
Сравнение, классификация и обобщение. 7 класс.
Вставить н или нн в
словах:
Ледя(н,нн)ой, клюкве(н,нн)ый, песча(н,нн)ый,
чище (н,нн)ый, обществе(н,нн)ый,
связа(н,нн)ый, коше(н,нн)ый, веществе (н,нн)ый, затея(н,нн)ый.
Ответ учеников:
клюквенный, чищенный, кошенный
А это уже совсем другое правило!
Правильный ответ: клюквенный, чищеный, кошеный
Слайд 8Абстрагирование. 7 класс.
Сколько вариантов написания имеет слово с(сс)уже(н,нн)ый.
Ответ поясните
примерами словосочетаний.
Слайд 9Анализ, сравнение. 8 класс.
Одинакова ли синтаксическая роль выделенных курсивом
слов?
Чудесный день. – День чудесный.
Интересная история. - История интересная.
Грустно слушать
вьюгу. – Слушать вьюгу грустно.
Дочь любит мать. – Мать любит дочь.
Слайд 10Преобразование модели. 8 класс.
Подобрать синонимичные синтаксические конструкции.
Малиновое варенье -
…
Лист бумаги - …
Курганы скифов - …
Змеиная кожа - …
Сравнение.
Сравнивая полученные словосочетания, приходим к новому знанию:
1) общее – синонимичны, зависимые слова являются определениями, относятся к существительным;
2) различия – тип связи в словосочетаниях разный: в одних – управление, в других – согласование, поэтому одни определения согласованные, а другие - несогласованные, причём зависимые слова в них могут являться дополнениями (явление синкретизма), но предпочтительнее - согласованное определение, так как можно заменить конструкцию с несогласованным определением.
Слайд 11Преобразование модели. 9 класс.
Упражнение на замену причастного оборота придаточной определительной,
деепричастного оборота - придаточной обстоятельственной и наоборот.
Передо мной был пруд,
который порос по краям болотной растительностью.
Возвращаясь с рыбалки, мы всегда забегали к дедушке похвастаться уловом.
Слайд 12Моделирование. 9 класс.
Смоделируйте по данным схемам предложения:
[
] , (потому что…). [
] : [ ]
(Если…), [ ] [ ] - [ ] .
Слайд 13Абстрагирование. Синтез. 9 класс.
Ниже приведены слова из русской
литературы, которые стали афоризмами и часто употребляются уже вне контекста
тех произведений, из которых они пришли. Объясните основной смысл каждого из них, используя тип речи — рассуждение.
« У сильного всегда бессильный виноват» (И. А. Крылов «Ларчик»)
«…Чему смеётесь? – Над собой смеётесь!» (Н.В.Гоголь «Ревизор»)
«Поспорят, пошумят и… разойдутся»(А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
Слайд 14Абстрагирование. 9 класс.
Подберите пару. Поясните принцип группировки литературных персонажей.
1. Онегин
—
2. Обломов —
3. Базаров —
4. Чацкий –
5. Родион Раскольников
–
6. Грушницкий –
7. Наташа Ростова –
Слайд 15Аналогия. 6 - 9 класс.
Продолжите по аналогии.
Костёр зари –
метафора
Зима недаром злится – ?
Белеет парус одинокий – ?
Как серна
гор, пуглив и дик – ?
Ночь чёрной волчицей пробиралась в село – ?
Его глаза каждый день встречали меня за углом – ?
Все флаги в гости будут к нам - ?
Слайд 16Аналогия. 8 - 9 класс.
Продолжите предложение.
«Эпитеты – одежда слов»
(В.А. Солоухин). Инверсия…
«При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка,
психологическая напряжённость». (Н.С. Валгиной). При помощи многоточия…
Слайд 17Анализ и синтез, умение устанавливать причинно- следственные связи. 6 класс.
Восстановите
недостающие звенья в словообразовательных цепочках.
Решить→….→решительность→…
Дождь→… →дождевик→…
Мысль → … → смыслить →
смышленый→ …→ несмышленыш.
Слайд 18Умение создавать обобщения. 6 класс.
Что объединяет данные понятия? Поясните.
Время, вид,
лицо, число, род
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы
Эпитет, сравнение, олицетворение
Слайд 19Оценка
познавательных (логических) универсальных учебных действий
Слайд 20Традиционные задания для оценки предметных результатов
Задания для оценки познавательных (логических)
УУД
Вставьте пропущенные буквы
сп…ши слово,
сп…ши в
школу,
пол…скать бельё,
пол…скать котёнка,
прим…рить врагов,
прим…рять костюм.
Сколько слов здесь записано?
Прож…вать
Разр…дить
Посв…тить
Сп…ши
Пол…скать
Прим…рять
Слайд 21Традиционные задания для оценки предметных результатов
Подчерните прилагательные в переносном значении.
Железные
трубы, железные нервы, сладкая жизнь, сладкая конфета.
К каждой паре слов
подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
__________________ трубы
__________________ нервы
_________________ жизнь ____________________ конфета
Задания для оценки познавательных (логических) УУД
Слайд 22Традиционные задания для оценки предметных результатов
Задания для оценки познавательных (логических)
УУД
Объясните значение фразеологизмов.
Дождь лил как из ведра.
Скоро дело наладилось и
пошло как по маслу.
Артём знал городские переулки как свои пять пальцев.
Максим врёт как сивый мерин.
У себя во дворе Вася как рыба в воде.
Устойчивые словосочетания заблудились. Верни их на место.
Дождь лил как снег на голову.
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
Артём знал городские переулки как рыба в воде.
Максим всегда врёт как по маслу.
У себя во дворе Вася был как свои пять пальцев.
Слайд 23Традиционные задания для оценки предметных результатов
Задания для оценки познавательных (логических)
УУД
Определите лексическое значение слов: лук, ключ, ручка. Как они называются?
Вставь
слово, которое означает то же, что и слова, стоящие вне скобок. Помни, что число точек равно числу букв.
Головной убор (……) страна
Оружие ( … ) овощ
Кровеносный сосуд ( ….) столица Австрии
Слайд 24Традиционные задания для оценки предметных результатов
Задания для оценки познавательных (логических)
УУД
Какие языковые единицы изучает фонетика, морфемика, морфология, синтаксис?
Продолжите высказывание.
1.
Звук — фонетика
2. Часть слова — …
3. Часть речи — …
4. Словосочетание и предложение — …
Слайд 25Слово в скобках в верхнем ряду каждого задания образовано из
двух слов, стоящих рядом. Пойми закономерность и впиши недостающее слово
в скобки нижнего ряда.
РОТА (ТОРТ) ТРОН
РОСТ ( ) АВТО
СУХАРЬ (ПАРУС) КЛОП
НАТУРА ( ) ГРИБ
ФАНЕРА (ШКАФ) КОШКА
КОЛЕСО ( ) РЯСКА
Слайд 26Посмотри на предложения и скажи, чем они интересны.
Олесе весело.
Мокнет
Оксана с котёнком.
Коту тащат уток.
Слайд 27Оценивая такие задания и сравнив их с результатами внешнего мониторинга,
я пришла к следующим выводам:
У большинства учащихся уровень сформированности
предметных и метапредметных результатов совпадает.
Но есть ученики, которые имеют отличные отметки по отработанному предметному материалу, но далеко не всегда справляются с подобными заданиями, потому что у них не сформировано какое – либо УУД, и наоборот есть те, у которых низкий предметный результат, но высокий уровень сформированности УУД, причём ноябрьский мониторинг это подтверждает.
Такие диагностические работы нужно составлять и проводить, по словам самих детей, им «такие контрольные было решать сложно, но интересно», потому что «они развивают логику», «они похожи на сканворды» (цитаты детей).
Слайд 28
Список литературы:
Метапредметные и личностные образовательные результаты: новые практики формирования и
оценки: Учебно – методическое пособие./Под общей редакцией О.Б.Даутовой, Е.Ю.Игнатьевой.-Санкт –
Петербург; 2015, 160 с. (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).
В.В. Шаповалов «О познавательном интересе и приёмах его активизации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования