Разделы презентаций


Глагол. Теория

Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?Инфинитив — это неопределённая форма глагола, исходная форма глагольной парадигмы, называющая процесс вне отнесённости к наклонению, времени,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Глагол
Теория

ГлаголТеория

Слайд 2Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на

вопросы что делать? Что сделать?
Инфинитив — это неопределённая форма глагола,

исходная форма глагольной парадигмы, называющая процесс вне отнесённости к наклонению, времени, лицу и числу, т. е. в отвлечении от объективной реальности протекания во времени и носителя процессуального признака.
Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?Инфинитив — это

Слайд 3У инфинитива можно определить:
— вид (совершенный/несовершенный):
писать (НСВ) — написать (СВ),

сердиться (НСВ) — рассердиться (СВ), трогать (НСВ) — тронуть (СВ),

сушить (НСВ) — высушить (СВ)*;
— залог:
Рабочие цеха должны выполнять план. (ДЗ) — План должен выполняться рабочими цеха. (СЗ)
Няне доверили воспитывать детей. (ДЗ) — Дети будут воспитываться няней. (СЗ)**
— переходность/непереходность:
пилить бревно, рубить дрова, читать газету, шить пальто, погладить брюки, выстроить дом, чувствовать радость, ненавидеть ложь, любить справедливость — переходные;
страдать, идти, бежать, сидеть, расти, ходить, обедать, радоваться, одеваться — непереходные.
— возвратность/невозвратность (на возвратность указывает постфикс -ся):
одевать малыша — одеваться самому, остановить прохожего — остановиться самому, обрадовать мать — обрадоваться самому.

У инфинитива можно определить:— вид (совершенный/несовершенный):писать (НСВ) — написать (СВ), сердиться (НСВ) — рассердиться (СВ), трогать (НСВ)

Слайд 4Инфинитив образуется от основы инфинитива с помощью суффиксов:
-ть: рисовать, покупать,

доставать, продавать, начертить, бродить, гулять, вставать;
-ти: нести, ползти, идти, везти,

пасти, спасти, расти, вести, цвести, плести, мести, брести, грести, скрести, трясти;
-чь: беречь, стричь, жечь, лечь, печь, стеречь, сечь, течь, волочь, толочь, мочь, помочь, пренебречь, обречь, достичь, постичь, напрячь, перепрячь, спрячь.
Суффикс -чь совмещает в себе элементы корня и суффикса:беречь (* beregti, ст.-слав.) — берегу, берегла; печь — пеку, пекла, где ч'//к в составе корня.

Инфинитив может быть любым членом предложения.
Жизнь прожить — не поле перейти.
(Пословица).
… её преследовала тайная мечта уйти в партизанское подполье.
(А. А. Фадеев)
— Я попрошу вас говорить по существу дела! — сухо заметил старичок.
(М. Горький)
Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.
(М. Ю. Лермонтов)
Инфинитив образуется от основы инфинитива с помощью суффиксов:-ть: рисовать, покупать, доставать, продавать, начертить, бродить, гулять, вставать;-ти: нести,

Слайд 5Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают

действие, ограниченное в своей дли­тельности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы

совершенного вида могут обозначать действие, ко­торое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать), действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть), однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну).

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания

на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать).

Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать — прочитать, писать — написать, строить — построить.

Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:

1) -ива-, -ыва-: рассмотреть — рассматривать, расспросить — расспрашивать, расписаться — расписы­ваться;

2) -ва: открыть — открывать, дать — давать, обуть — обувать;

3) -а-(-я): спасти — спасать, подрасти — подрастать.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей дли­тельности, имеющее внутренний

Слайд 6Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:

1)

с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и

др,: лечить — вылечить, печь — испечь, делать — сделать, писать — написать, читать — прочитать, стро­ить — построить, учить — выучить и т. д. (Но чаще с по­мощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: чи­тать — перечитать, отчитать, зачитать и т. д.);

2) с помощью суффикса -ну-: привыкать — привыкнуть, кивать — кивнуть, прыгать — прыгнуть.

Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать — рассыпать, нарезать — нарезать.

Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить — сказать, искать — найти, класть — положить, брать — взять.

Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.), или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться).

Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова(тъ), -ирова(ть): воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).

Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего — форм времени): у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трёх времён (причём в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.
Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-,

Слайд 7В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам. Формы времени выражают

отношение действия к моменту речи. В русском языке существуют формы

трёх времён: настоящего, прошедшего и будущего. Количество форм времени и способ их образования зависит от вида глагола. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени, причём форма будущего у них сложная. Глаголы совершенного вида имеют только две формы времени (у них нет настоящего времени), форма будущего простая.

Форма настоящего времени показывает, что действие совпадает с моментом речи или осуществляется постоянно, регулярно повторяется: На всех парах несётся поезд, колёса вертит паровоз... (Б. Пастернак); О, как убийственно мы любим, как в буйной слепоте страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей! (Ф. Тют­чев).

Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида. Они образуются с помощью окончаний, которые присоединяются к основе настоящего времени и указывают одновременно не только на время, но и на ли­цо и число. Набор окончаний зависит от спряжения.

Форма прошедшего времени показывает, что действие предшествует моменту речи: Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. Пушкин).

Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффикса -л-, за которым следует окончание со значением числа и в ед. числе — рода: пел, пела, пело, пели.
В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам. Формы времени выражают отношение действия к моменту речи. В русском

Слайд 8У некоторых глаголов суффикс -л- в форме мужского рода отсутствует:

вёз, тёр, рос, берёг, замер и др.

Прошедшее время глагола идти

образуется от другой основы, отличной от основы неопределённой формы: идти — шёл, шла, шло, шли.

Форма будущего времени указывает на то, что действие произойдёт после момента речи: Настанут холода, осыпятся листы — и будет льдом — вода (Г. Иванов).

Формы будущего времени есть и у глаголов несовершенного вида, и у глаголов совершенного вида, но образуются они по-разному.

Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу.

Формы будущего времени глаголов несовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будут к инфинитиву глагола несовершенно­го вида (такая форма называется формой сложного будуще­го времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.

Формы времени могут употребляться не только в своём основном значении, но и в переносном значении, свойствен­ном формам других времён.

Формы настоящего времени могут обозначать действие, предшествующее моменту речи (использование форм настоящего времени в рассказе о прошлом носит название на­стоящего исторического): Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь — лошадки мои стоят смирнёхонько око­ло Ивана Михайловича (И. Бунин).

Формы настоящего времени могут также обозначать действие, следующее за моментом речи (значение будущего времени): У меня уже всё готово, я после обеда отправляю вещи. Мы с бароном завтра венчаемся, завтра же уезжаем на кирпичный завод, и послезавтра я уже в шко­ле, начинается новая жизнь (А. Чехов).

Формы прошедшего времени могут употребляться в значении будущего времени: Бежать, бежать! Иначе я умер (К. Федин).

Формы будущего времени могут иметь значение прошедшего времени: Герасим глядел, глядел, да как засме­ётся вдруг (И. Тургенев).
У некоторых глаголов суффикс -л- в форме мужского рода отсутствует: вёз, тёр, рос, берёг, замер и др.Прошедшее

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика