Разделы презентаций


Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Типы подчинительной связи слов в словосочетании

Содержание

Цель урока: систематизировать знания учащихся о типах подчинительной связи в словосочетании; учить различать типы подчинительной связи в словосочетаниях (согласование/управление/ примыкание);формировать умение заменять словосочетания с одним типом связи на синонимичные словосочетания с другим

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе
Автор

презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей

№1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Типы подчинительной связи слов в словосочетании

ЗАДАНИЕ ТИПА В 2

Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка

Слайд 2Цель урока:
систематизировать знания учащихся о типах подчинительной связи в

словосочетании;
учить различать типы подчинительной связи в словосочетаниях (согласование/управление/ примыкание);
формировать

умение заменять словосочетания с одним типом связи на синонимичные словосочетания с другим типом связи;
готовить к самостоятельному выполнению заданий типа В2 в КИМах ГИА по русскому языку в 9 классе
Цель урока: систематизировать знания учащихся о типах подчинительной связи в словосочетании; учить различать типы подчинительной связи в

Слайд 3В2. Замените словосочетание «…», построенное на основе согласования / управления

/ примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление /согласование / примыкание.

Напишите получившееся словосочетание.

Чтобы выполнить это задание,
необходимо вспомнить, что такое словосочетание и основные типы
подчинительной связи в словосочетании

Типы подчинительной связи слов в словосочетании

Задания по данной теме в КИМах
сформулированы следующим образом:

В2. Замените словосочетание «…», построенное на основе согласования / управления / примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление

Слайд 4Что такое словосочетание?
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких

самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически:

отличное

настроение, ожидание весны, очень тепло и др.

Какова структура словосочетания?

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого; главное слово - это то слово, от которого мы ставим вопрос к зависимому:

Типы подчинительной связи слов в словосочетании

Что такое словосочетание? Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по

Слайд 5Выпишите все словосочетания
с подчинительной связью из предложения:

Хорошо известно, что

бурый медведь всю зиму спит в своей берлоге.
хорошо известно


бурый медведь
всю зиму
спит в берлоге
в своей берлоге

Является ли словосочетанием смысловой отрезок «медведь спит»?

Типы подчинительной связи слов в словосочетании

подлежащее

сказуемое

Выпишите все словосочетания с подчинительной связью из предложения:Хорошо известно, что бурый медведь всю зиму спит в своей

Слайд 6ПОМНИТЕ:
подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием; это грамматическая основа

предложения (нераспространённое предложение): роза расцвела, медведь спит и т.д.
не являются

словосочетаниями сочетания слов в составе устойчивых выражений (фразеологизмов): 
спустя рукава, во все лопатки и т.д.

не являются словосочетаниями сочетания слов на основе сочинительной связи: овощи и фрукты, старики и дети и т.д.
(слова равноправны, к ним можно задать один вопрос) 

не являются словосочетаниями сочетания слов служебное + знаменательное: в берлоге, насчёт работы и т.д.

Типы подчинительной связи слов в словосочетании

ПОМНИТЕ: подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием; это грамматическая основа предложения (нераспространённое предложение): роза расцвела, медведь спит

Слайд 7Типы подчинительной связи слов в словосочетании
Зависимые слова
связываются с

главными
тремя способами:
согласованием,
управлением,
примыканием
Вспомните
типы подчинительной связи


слов словосочетании
Типы подчинительной связи слов в словосочетании Зависимые слова связываются с главными тремя способами: согласованием, управлением, примыканием Вспомните

Слайд 8СОГЛАСОВАНИЕ – это такой способ подчинительной связи, при котором главное

и зависимое слово стоят в одной и той же грамматической

форме, т.е. согласуются в роде, числе и падеже:

белоствольная берёза (ж.р., ед.ч., им.п.);

белоствольной берёзы (ж.р., ед.ч., род.п.);

белоствольными берёзами (мн.ч., тв.п.).

какая?

какой?

какими?

При СОГЛАСОВАНИИ зависимое слово может быть выражено:
- прилагательным (летний день)
- местоимением-прилагательным (наши успехи)
- причастием (действующее законодательство)
- порядковым числительным (пятый урок)

Типы подчинительной связи слов в словосочетании

СОГЛАСОВАНИЕ – это такой способ подчинительной связи, при котором главное и зависимое слово стоят в одной и

Слайд 9УПРАВЛЕНИЕ – это такой способ подчинительной связи, при котором при

изменении грамматической формы главного слова форма зависимого слова не изменяется,

т.е. главное слово «управляет» зависимым, требует его постановки в определённой форме:

рисовать пейзаж (вин.п.);

рисую пейзаж (вин.п.);

рисовал бы пейзаж (вин.п.).

что?

что?

что?

Типы подчинительной связи слов в словосочетании

При УПРАВЛЕНИИ зависимое слово может быть выражено:
- существительным (решить задачу)
- местоимением-существительным (сказать ему)
- количественным числительным (разделить на пять)

УПРАВЛЕНИЕ – это такой способ подчинительной связи, при котором при изменении грамматической формы главного слова форма зависимого

Слайд 10ПРИМЫКАНИЕ – это такой способ подчинительной связи, при котором главное

и зависимое слово связаны только по смыслу, т.е. в качестве

зависимого слова выступают неизменяемые части речи (н.ф.глагола, наречие, деепричастие, сравнительная степень прилагательного и наречия):

уехать отдыхать (н.ф.глагола);

очень выразительно (наречие);

говорил улыбаясь (деепричастие);

мальчик постарше (ср.ст. прилагательного).

зачем?

насколько?

как?

Типы подчинительной связи слов в словосочетании

какой?

ПРИМЫКАНИЕ – это такой способ подчинительной связи, при котором главное и зависимое слово связаны только по смыслу,

Слайд 11СОГЛАСОВАНИЕ, т.к. главное и зависимое слово согласуются в м.р., ед.ч,

тв.п.
УПРАВЛЕНИЕ, т.к. зависимое слово стоит в том падеже, которого

от него требует главное слово.

ПРИМЫКАНИЕ, т.к. зависимое слово является неизменяемой частью речи (наречие).

МОГУЧИМ ДУБОМ

ОТПРАВИТЬСЯ В ГОРЫ

МЫСЛИТЬ ПОЗИТИВНО

Какой тип подчинительной связи использован в словосочетаниях?

СОГЛАСОВАНИЕ, т.к. главное и зависимое слово согласуются в м.р., ед.ч, тв.п. УПРАВЛЕНИЕ, т.к. зависимое слово стоит в

Слайд 12Типы подчинительной связи слов в словосочетании
Выпишите все словосочетания
с

подчинительной связью из предложений:

Знаете ли вы, что бурый медведь исключительно

быстро бегает, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям?
Типы подчинительной связи слов в словосочетании Выпишите все словосочетания с подчинительной связью из предложений:Знаете ли вы, что

Слайд 13ПОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Типы подчинительной связи слов в словосочетании

ПОВЕРЬТЕ СЕБЯТипы подчинительной связи слов в словосочетании

Слайд 14В2. Замените словосочетание «…», построенное на основе согласования / управления

/ примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление /согласование / примыкание.


Напишите получившееся словосочетание.

Типы подчинительной связи слов в словосочетании

Задания по данной теме в КИМах
сформулированы следующим образом:

Чтобы выполнить это задание,
попробуйте составить алгоритм
выполнения задания В2

В2. Замените словосочетание «…», построенное на основе согласования / управления / примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление

Слайд 15Алгоритм выполнения задания В2
Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, задав

от одного к другому вопрос.
Главное слово оставьте без изменения (помните: в

центре внимания зависимое слово), определите, какой частью речи оно выражено.
Прочитайте в задании, какой тип связи нужно получить.
Алгоритм выполнения задания В2 Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, задав от одного к другому вопрос.Главное слово оставьте без

Слайд 16Алгоритм выполнения задания В2
Если необходимо преобразовать ПРИМЫКАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ, значит наречие

заменяем однокоренным существительным (можно использовать предлог):
нар.                                                  

робко предложил

        сущ.
предложил с робостью

посмотрел с жалостью

жалостно посмотрел

смело спрыгнул

прыгнул со смелостью

Алгоритм выполнения задания В2 Если необходимо преобразовать ПРИМЫКАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ, значит наречие заменяем однокоренным существительным (можно использовать предлог):

Слайд 17Алгоритм выполнения задания В2
Если необходимо преобразовать УПРАВЛЕНИЕ в ПРИМЫКАНИЕ,

значит существительное заменяем однокоренным наречием:

сущ.                          
глядели с изумлением

нар.
глядели изумлённо

исчезла временно

исчезла на время

говорил с тревогой

говорил тревожно

Алгоритм выполнения задания В2 Если необходимо преобразовать УПРАВЛЕНИЕ в ПРИМЫКАНИЕ, значит существительное заменяем однокоренным наречием:

Слайд 18Алгоритм выполнения задания В2
Если необходимо преобразовать СОГЛАСОВАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ,

значит прилагательное заменяем однокоренным существительным:

прил.                          
людские шаги

сущ.
шаги людей

дверь кухни

птичий гомон

кухонная дверь

гомон птиц

Алгоритм выполнения задания В2 Если необходимо преобразовать СОГЛАСОВАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ, значит прилагательное заменяем однокоренным существительным:

Слайд 19Алгоритм выполнения задания В2
Если необходимо преобразовать УПРАВЛЕНИЕ в СОГЛАСОВАНИЕ,

значит существительное заменяем однокоренным прилагательным:

сущ.                          
разводы нефти

прил.
нефтяные разводы

деревянная деталь

задача по алгебре

деталь из дерева

алгебраическая задача

Алгоритм выполнения задания В2 Если необходимо преобразовать УПРАВЛЕНИЕ в СОГЛАСОВАНИЕ, значит существительное заменяем однокоренным прилагательным:

Слайд 20Проверьте свои знания
В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования,

синонимичными словосочетаниями со связью  управление. Напишите получившиеся словосочетания.
липовый чай
чай из

липы

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью  согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

судьба матери

материнская судьба

Проверьте свои знания В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью  управление. Напишите получившиеся

Слайд 21Проверьте свои знания
В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления,

синонимичными словосочетаниями со связью  примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.
уехал на учёбу
уехал

учиться

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью  управление. Напишите получившиеся словосочетания.

закричать испуганно

закричать от испуга

Проверьте свои знания В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью  примыкание. Напишите получившиеся

Слайд 22Проверьте свои знания
В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования,

синонимичными словосочетаниями со связью  примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.
утренняя пробежка
пробежка утром
В2.

Замените данные словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью  согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

сон днём

дневной сон

Проверьте свои знания В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью  примыкание. Напишите получившиеся

Слайд 23Проверьте свои знания
В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования,

синонимичными словосочетаниями со связью  управление. Напишите получившиеся словосочетания.
бессонная ночь –  подземный

переход –  школьный портфель –
полковое знамя – солнечная энергия – лесной запах –двухэтажное здание –шестилетний ребёнок – белоствольная берёза – голубоглазая девочка – островерхие ели –

ночь без сна переход под землёй портфель для школы
знамя полка
энергия солнца
запах леса
здание в два этажа ребёнок шести лет берёза с белым стволом девочка с голубыми глазами
ели с острым верхом

Проверьте свои знания В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью  управление. Напишите получившиеся

Слайд 24Проверьте свои знания
В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления,

синонимичными словосочетаниями со связью  согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
каша из гречки

––  снаряд для спортсменов –  тропинка в гору –
человек без совести– гостиница при вокзале – костюм в полоску –
кусты сирени –
совет отца –
ком снега –
пёс с гладкой шерстью– ружьё с двумя стволами –

гречневая каша
спортивный снаряд
горная тропинка
бессовестный человек
привокзальная гостиница
полосатый костюм
сиреневые кусты
отцовский совет
снежный ком
гладкошёрстный пёс
двуствольное ружьё

Проверьте свои знания В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью  согласование. Напишите получившиеся

Слайд 25Проверьте свои знания
В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе примыкания,

синонимичными словосочетаниями со связью  управление. Напишите получившиеся словосочетания.
пришил аккуратно –

устало шагал –
осторожно прикоснулся –
спокойно делал – беззаботно жил –
бесшумно едет – бесстрашно бросился – бездушно пел – вздохнул разочарованно – выполнил небрежно – прочитала выразительно–

пришил с аккуратностью
шагал с усталостью
слез с осторожностью
делал со спокойствием
жил без забот
едет без шума
бросился без страха
пел без души
вздохнул с разочарованием
выполнил с небрежностью
прочитала с выражением

Проверьте свои знания В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью  управление. Напишите получившиеся

Слайд 26Проверьте свои знания
В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления,

синонимичными словосочетаниями со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.
смотрел с уважением –
говорил

с тревогой –
ждал с напряжением – охранял с заботой –
глядел со смущением – уезжал со спокойствием – отзывался с гордостью – сделал с аккуратностью – плакал без звука – поступил без жалости –

смотрел уважительно
говорил тревожно
ждал с напряжённо охранял заботливо
глядел смущённо уезжал спокойно отзывался гордо сделал аккуратно плакал беззвучно поступил безжалостно

Проверьте свои знания В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.смотрел

Слайд 27Знания прочные:
можно работать с тестом
Было много ошибок:
необходимо повторить

правило
Как вы оцениваете свою работу сегодня на уроке?

Знания прочные: можно работать с тестомБыло много ошибок: необходимо повторить правилоКак вы оцениваете свою работу сегодня на

Слайд 28Всем СПАСИБО за работу!

Всем СПАСИБО  за работу!

Слайд 29Использованный материал:
Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к

сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.

Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая

грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.

3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.

Использованный материал: Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.Макарова

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика