Слайд 1Тема: Сочинительные союзы
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Слайд 2Цели урока:
Познакомить учащихся с группами сочинительных союзов и их значением.
Формировать
навыки различия сочинительных союзов в предложении и в тексте.
Способствовать воспитанию
патриотических чувств учащихся.
Слайд 3Словарно-орфографическая работа
Дать лексическое определение словам:
Архитектура, ансамбль, искусный, искусственный, искусство, вследствие,
впоследствии.
Слайд 4Работа над новым материалом.
Сказка о союзах.
Сочинительные и подчинительные союзы жили отдельно, так как были не похожи друг на друга, но оказалось, что и среди сочинительных союзов не все были одинаковыми. Были очень трудолюбивые, которые умели делать всё: «это», «то». Например, петь и плясать. Были и такие союзы, которые умели делать не «это», а только «то». Например, не петь, а плясать, т. е. противились заниматься всем сразу. Они стали противительными. А остальные умели только что-либо одно: «это» или «то». Например, петь или плясать. Эти союзы стали разделительными. Значит, все сочинительные союзы стали делиться на разряды.
Слайд 5Разряды сочинительных союзов.
Соединительные – соединяю: то и это: и, да,
ни-ни, тоже, также.
Противительные – разделяют: или то, или это (что-нибудь
одно):а, но, да, однако, зато.
Разделительные – противопоставляют: не то, а это: или, либо, ли-ли, то-то, не то - не то.
Слайд 6Вопрос.
Для чего служат сочинительные союзы?
Слайд 7Поставьте подходящие по смыслу союзы, выделите сочинительные союзы.
1) У
сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории
мы тьму примеров слышим,
. . .мы Истории не пишем.
2) Случается нередко нам
. . .труд . . .мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
3) С разбором выбирай друзей.
. . .корысть себя личиной дружбы кроет,
Она тебе лишь яму роет.
4) Беда,. . .Пироги начнет печи сапожник,
Сапоги тачать пирожник.
Как хочешь ты трудись,
. . .приобрести не льстись
. . .благодарности, . . .Славы,
. . .нет в твоих трудах . . .пользы, . . .забавы.
Материал для справок: но, ни… ни, а, и… и, когда, коль.
Слайд 8Вопросы для беседы.
1. Какие разряды сочинительных союзов вам стали известны?
2.
Расскажите о пунктограммах при сочинительных союзах.
Слайд 9Упражнения для закрепления.
Записать предложения, выписать сочинительные союзы.
Москва
– столица нашей Родины. На берегу Москвы-реки расположился Кремль, и
прибывший в столицу для знакомства с ней обязательно посетит это священное место. Москвичи покажут гостям памятники старины и новейшие архитектурные сооружения. Каждый гость столицы может составить себе культурную программу, а также посетить ряд спортивных сооружений. Трудно побывать везде, зато столько впечатлений останется от поездки!
Слайд 10Домашнее задание.
Выучить наизусть монолог Пимена из драмы А. С. Пушкина
«Борис Годунов».
Объяснить постановку знаков препинания между однородными членами.
Обозначить спряжение
глаголов.
Слайд 11
Работу выполнила учитель русского языка
и литературы МОУ СОШ
№15
Безкоровайная Ирина Викторовна.