Слайд 1Автор презентации:
Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
ЧАСТЬ 2
ТРЕНАЖЕР
Готовимся к ГИА
по
русскому языку
в 9 классе
Слайд 2продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку;
отрабатывать навык выполнения
тестовых заданий части 2.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Слайд 3
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14
(1)Директор школы оглядывал
мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к
нему этот очередной посетитель. (2)Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос? (3)Разве всё запомнишь!
– (4)Подойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история? – устало произнёс он.
– (6)Это вы про собаку? (7)Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в класс. (8)Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала кричать, а потом велела нам убираться вон.
– (9)Всё? – спросил директор.
– (10)Нет, мы ещё были в милиции.
(11)Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придвинул кресло к столу.
– (13)Как ты очутился в милиции?
(14)Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки:
– (16)Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за пальто. (17)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное, думала, что моя собака кусается, и закричала. (19)Меня повели в милицию, а собака бежала рядом. (20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.
– (22)Давай дальше.
(23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.
– (24)В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару...
(26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.
– (27)Где ты нашёл её?
– (28)В посёлке. (29)Хозяева переехали в город, а собаку бросили. (30)Мальчик неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.
– (31)Когда я в первый раз привёл собаку домой, он был в отъезде. (32)Мама сказала: (33)«От собаки одна только грязь!» (34)Какая грязь может быть от собаки? (35)От собаки одна радость. (36)А потом приехал он и выгнал собаку.
(37)Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.
– (38)Чем ему помешала собака?.. (39)Я не мог выгнать собаку. (40)Её один раз уже выгоняли. (41)Я всё время думал о ней. (42)Даже ночью просыпался. (43)В школе я тоже думал о ней. (44)Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле... (45)Потом он заплатил штраф за порванное пальто и, когда меня не было дома... (46)Теперь у меня нет собаки.
(47)В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание. (48)Неожиданно директор сказал:
– (49)Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе собаку? (51)Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.
(52)Мальчик покачал головой. (53)Директор встал со стула, подошёл к мальчику и наклонился к нему:
– (54)Тебе надо помириться с отцом. (55)Обещай мне.
– (56)Я буду отвечать на его вопросы... (57)Пока не вырасту.
– (58)А что ты будешь делать, когда вырастешь?
– (59)Я буду защищать собак. (
Яковлев Юрий Яковлевич (1923 -1996) – писатель, автор книг для детей и юношества.
Слайд 4Задание 2
1) Директор считал, что немецкая овчарка будет хорошо дрессированной
и не будет бросаться на людей.
2) Директора просили об этом
родители Таборки, которые хотели, чтобы у мальчика был четвероногий друг.
3) Директор очень устал и хотел поскорее освободиться от «очередного посетителя ».
4) Директор хотел, чтобы новая собака скрасила Таборке горечь утраты.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему директору школы захотелось подарить Таборке собаку?»
4
Слайд 5Задание 3
1) – Подойди сюда и сядь. Что у тебя
за история? – устало произнёс он.
2) Час от часу не
легче! Директор с шумом придвинул кресло к столу.
3) – В милиции нас продержали два часа. Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару...
4) Мама сказала: «От собаки одна только грязь!»
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
2
Слайд 6Задание 4
Из предложений 14 – 21 выпишите слово, в котором
правописание приставки определяется её значением «неполнота действия».
прищурились
(14)Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он
заговорил сразу, без заминки:
– (16)Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за пальто. (17)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное, думала, что моя собака кусается, и закричала. (19)Меня повели в милицию, а собака бежала рядом. (20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.
Слайд 7Задание 5
Из предложений 1 – 4 выпишите слово, в котором
правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени
пишется одно Н».
вызван
(1)Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель. (2)Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос? (3)Разве всё запомнишь!
– (4)Подойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история? – устало произнёс он.
Слайд 8Задание 6
Замените просторечное слово «заехать» в предложении 2 стилистически нейтральным
синонимом.
Напишите этот синоним.
ударить
(2)Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос?
Слайд 9Задание 7
Замените словосочетание «директор школы», построенное на основе управления, синонимичным
словосочетанием со связью согласование.
Напишите получившееся словосочетание.
школьный директор
Слайд 10Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 46.
нет
(46)Теперь у меня нет собаки.
Слайд 11Задание 9
Среди предложений 47 – 52 найдите предложение с несогласованным
определением.
Напишите номер этого предложения.
51
(47)В комнате стало тихо, и долгое
время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание. (48)Неожиданно директор сказал:
– (49)Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе собаку? (51)Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.
(52)Мальчик покачал головой.
Слайд 12Задание 10
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые
при вводном слове.
34
– Женщину она
не кусала,1 она просто играла и ухватила её за пальто. Но женщина рванулась в сторону,2 и пальто порвалось. Она,3 наверное,4 думала,5 что моя собака кусается,6 и закричала.
Слайд 13Задание 11
Укажите количество грамматических основ
в предложении 47.
Ответ запишите
цифрой.
2
(47)В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни
директор не решались прервать молчание.
Слайд 14Задание 12
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными
сочинительной связью.
4
Я боялся,1 что с ней что-нибудь случится,2 и привёл её в класс. Она долго сидела под партой тихо,3 но потом заскулила,4 и Нина Петровна стала кричать,5 а потом велела нам убираться вон.
Слайд 15Задание 13
Среди предложений 20 - 26 найдите сложноподчинённое предложение с
неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
20
(20)Глаза директора, которые
были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.
– (22)Давай дальше.
(23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.
– (24)В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару...
(26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.
Слайд 16Задание 14
Среди предложений 37 - 44 найдите сложное предложение с
бессоюзной и союзной сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
44
(37)Теперь слова
мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.
– (38)Чем ему помешала собака?.. (39)Я не мог выгнать собаку. (40)Её один раз уже выгоняли. (41)Я всё время думал о ней. (42)Даже ночью просыпался. (43)В школе я тоже думал о ней. (44)Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле...
Слайд 17Оцените свою работу
на уроке
МОЛОДЦЫ!
Знания прочные:
можно работать с тестом
БУДЬТЕ
ВНИМАТЕЛЬНЫ
Было много ошибок:
нужно повторить правило
Слайд 19Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического
экзамена. – М.: Тригон, 2013.
Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за
30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.
3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.
4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/6?page=3
Использованный материал