Разделы презентаций


Готовимся к ОГЭ. Подготовка к сочинению 15.3 на тему "Что такое любознательность?"

Содержание

Борис Леонидович ПастернакВо всем мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней,До сердцевины…(1956)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок-практикум.
Подготовка к сочинению-рассуждению 15.3.
Работа над определением понятия, составлением

комментария и аргументацией.

Урок-практикум. Подготовка к сочинению-рассуждению 15.3. Работа над определением понятия, составлением комментария и аргументацией.

Слайд 2 Борис Леонидович Пастернак
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В

работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших

дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины…

(1956)
Борис Леонидович ПастернакВо всем мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.

Слайд 3Схема сочинения
На заметку!
1.
2.
3.
4.

Схема сочиненияНа заметку!1. 2. 3. 4.

Слайд 4Схема сочинения
На заметку!
1. Тезис (определения понятия, комментарий понятия).
2.
3.
4.

Схема сочиненияНа заметку!1. Тезис (определения понятия, комментарий понятия).2. 3. 4.

Слайд 5Схема сочинения
На заметку!
1. Тезис (определения понятия, комментарий понятия).
2. Аргумент №

1 (из прочитанного текста).
3.
4.

Схема сочиненияНа заметку!1. Тезис (определения понятия, комментарий понятия).2. Аргумент № 1 (из прочитанного текста).3.4.

Слайд 6Схема сочинения
На заметку!
1. Тезис (определения понятия, комментарий понятия).
2. Аргумент №

1 (из прочитанного текста).
3. Аргумент № 2 (из жизненного, в

том числе читательского опыта).
4.
Схема сочиненияНа заметку!1. Тезис (определения понятия, комментарий понятия).2. Аргумент № 1 (из прочитанного текста).3. Аргумент № 2

Слайд 7Схема сочинения
На заметку!
1. Тезис (определения понятия, комментарий понятия).
2. Аргумент №

1 (из прочитанного текста).
3. Аргумент № 2 (из жизненного, в

том числе читательского опыта).
4. Вывод.
Схема сочиненияНа заметку!1. Тезис (определения понятия, комментарий понятия).2. Аргумент № 1 (из прочитанного текста).3. Аргумент № 2

Слайд 8Текст для работы

Текст для работы

Слайд 9 Чудо
(1)Лукьян

был необычным мальчишкой. (2)В шестом классе у него диагностировали прогрессирующую

близорукость - заболевание, при котором запрещены активные игры и занятия спортом. (3)Оно способно разом перечеркнуть всю радость жизни простого школьника, но этого, к счастью, не случилось.(4)«Неудачи,- услышал он однажды от мамы, - посылаются нам для того, чтобы заставить лучше понять себя и смысл происходящего».
(5)Задачу «понять смысл происходящего» Лукьян воспринял буквально. (6)И когда, как приговор, очки с толстыми линзами плотно сели на его тонкую переносицу, он снял с полки маминых книг энциклопедический словарь и нашел в нем статью «Близорукость». (7)Десять строчек определения строились на шести незнакомых ему словах. (8)Лукьян устроился в кресле поудобнее и погрузился в чтение. (9)«Любознательность открывает новые двери», - и тут мама была права. (10)Энциклопедия оказалась миром, полным открытий. (11)Строение человеческого глаза, явления оптики поглотили юного исследователя целиком. (12)Ньютон, Гюйгенс, Максвелл стали для него лучшими друзьями, мир физики казался ему интереснее любой художественной литературы. (13)И самым сложным и поразительным феноменом в этом мире оказался для Лукьяна свет.
(14)- Все вокруг заполнено им, - делился он знаниями с мамой, - все цвета, которые ты видишь, – это вибрация света разной частоты, а наши глаза – это сложные наборы светочувствительных палочек и колбочек… (15)Ты говорила мне, что радуга – это чудо природы. (16)А радуга – это просто дисперсия белого света. (17)И северное сияние – это не чудо, а люминесценция верхних слоев атмосферы… (18)- Чудо, твоим глазам пора отдыхать, - улыбалась мама. – (19) Спать ложись, свет ты мой ясный! (20)Лукьян укладывался в кровать и строго замечал: (21)- Мама, чудес вообще никаких на свете нет. (22)Просто мы принимаем за них то, что не можем объяснить.
(23)Пространство небольшой квартиры стало для Лукьяна набором иллюстраций к полученным знаниям. (24)«Интерференция», - отмечал он, наблюдая за радужной игрой мыльных пузырей в раковине. (25)Разглядывая замысловатые пересечения лучей, играющих на столе у прозрачного стакана с водой, радовался: «Каустика»!
(26)Мама гордилась сыном. (27) И особенно ее радовало, что, в то время как другие подростки входили в острый период постоянных ссор с родителями, прогулянных уроков и непослушания, Лукьян становился все более покладистым. (28)Он начал послушно укладываться спать в назначенный час, почти перестал смотреть телевизор и даже стал больше помогать ей по дому, чаще оставляя в стороне учебники.
(29)Но новое поведение мальчика было вызвано отнюдь не его желанием угодить маме...


Чудо       (1)Лукьян был необычным мальчишкой. (2)В шестом классе у

Слайд 10 (30)Уже несколько месяцев Лукьян замечал странные пугающие эффекты,

причин которых он не мог найти в книгах: вокруг всех

источников света - лампочек, свечей, огней на улицах - он видел странное радужное свечение, перед глазами все чаще начинали кружить неприятные “мушки”, а по вечерам страницы энциклопедий словно застилала серая, мутная пелена. (31) Все чаще болела голова, и боль отдавала в глаза, мешая сосредоточиться. (32)Обеспокоенный мальчишка старался больше отдыхать.
(33)Постепенно пелена перед глазами начала сходиться в кольцо, словно кто-то сужал диаметр объективов и без того неисправного бинокля, через который Лукьян смотрел на мир. (34) Мальчишка ложился спать, но долго ворочался. (35)Мысли, которые он безуспешно пытался отогнать, не давали спать: “Что со мной?.. ”
(36) Лукьян помнил, что все неизвестное пугает, и по вечерам он накрывался одеялом с головой и всматривался в черное пространство перед собой, словно пытаясь узнать его получше. (37)“Но ведь на самом деле темноты не бывает, в физике нет такого понятия. (38)Ты, темнота, – это просто отсутствие света.(39) Тебя нет! (40)Нельзя бояться того, чего нет!..”
(41)Но страх брал свое: Лукьян сбрасывал одеяло, нащупывал очки, надевал их и впивался глазами в полоску света под дверью спальни. (42) Ее рассеянное сияние слабо стелилось по полу, словно придавленное тяжестью ночи. (43)“А что если однажды, - с ужасом подумал Лукьян, - тьма поглотит весь мой свет?..” (44)Эта мысль, сначала показавшаяся ему глупой, детской, подняла с постели. (45)- Мама, я должен тебе сказать кое-что. (46)Мне кажется, я теряю зрение…
(47)Результат осмотра врач озвучил осторожно, словно извиняясь: (48)- Вы знаете, при близорукости глаукома ведет себя очень коварно, часто ничем себя не выдавая. (49)Ваш мальчишка просто чудо, если сам настоял на приеме. (50)Нужна операция. (51)Сначала мы сделаем ее на одном глазу, потом на другом. (52)Она занимает немного времени...
(53)Когда с левого глаза, прооперированного первым, сняли повязку, Лукьян осторожно открыл его. (54)Проморгался, избавляясь от легкой рези, вызванной светом лампы. (55)Закрыл по очереди глаза ладошкой. (56)Кольца темной пелены левый глаз уже не видел. (57)Палату заполнял чистый, ровный белый свет, не скованный темнотой.
(58)Мальчик посмотрел на маму, и встретил ее встревоженный, застывший в немом вопросе взгляд: “Ну как ты?”
(59)- Это какое-то чудо, мама, - губы мальчика дрогнули. – (60) Самое настоящее чудо!
(61) И он подался в ее объятия… (По О.Павловой )


(30)Уже несколько месяцев Лукьян замечал странные пугающие эффекты, причин которых он не мог найти в

Слайд 11Тест (вопросы по содержанию )
1.Какие высказывания НЕ соответствует содержанию текста?

1) Лукьян изучал энциклопедию,

потому что очень любил физику и хотел стать учёным.
2) Лукьян решил изучить свою болезнь, поэтому взял с полки мамин энциклопедический словарь.
3) Энциклопедия открыла мальчику целый мир: мир учёных и физических явлений.
4) Мальчик мечтал угодить маме, порадовать её, чтобы она не переживала из-за его близорукости.
5) Мальчик стремился к общению; он рассказывал сверстникам о том, что узнал в энциклопедии.

2. Какие предложения нам указывают на открытия из мира физики, о которых узнал мальчик?
1) 10 3) 30
2) 14-17 4) 2-4


Ответ: 1- 1, 4, 5; 2-2.




Тест (вопросы по содержанию )1.Какие высказывания НЕ соответствует содержанию текста?       1)

Слайд 12Задание 15.3
задание
Как Вы

понимаете значение слова ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое любознательность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Задание 15.3задание       Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте

Слайд 13Работаем над тезисом
В первом абзаце сочинения необходимо дать

определение предложенного понятия и прокомментировать его (комментарий). Это будет являться

тезисом, который мы будем доказывать в своем сочинении-рассуждении.

Способы определения понятия (толкование слов):
Синонимичный.
Толкование слова при помощи антонимов.
Описательно-синонимичный.
Комбинированный.
Речевые клише и шаблоны:
… - это …
На мой взгляд (я думаю, мне кажется), … - это …
… человеком можно назвать того, кто …
… человек – это тот, кто …
.., как мне кажется, похож(-а, -е) …

Работаем над тезисом  В первом абзаце сочинения необходимо дать определение предложенного понятия и прокомментировать его (комментарий).

Слайд 14Примеры тезисной части
Тезис № 1. Определение + комментарий.
Однажды я всерьез

задумался над тем, почему я стал хуже учиться. Ответ оказался

прост: в детстве я был живым и любознательным ребенком, а когда стал взрослеть, эти полезные качества сменились безразличием и ленью. Что такое любознательность? Это стремление к приобретению новых знаний, интерес к обучению, радость от совершенных открытий. С человеком, обладающим этим качеством, всегда интересно общаться, поскольку он интересуется многими явлениями окружающего мира: наукой, искусством, религией.

Тезис №2. Определение + комментарий.
Любознательность - это желание знать как можно больше о различных вещах и явлениях. Любознательным называют человека, который постоянно задает вопросы о сути происходящего, уточняет детали, любит проникать в самую суть вещей, самостоятельно изучить то, что его интересует.

Примеры тезисной частиТезис № 1. Определение + комментарий.Однажды я всерьез задумался над тем, почему я стал хуже

Слайд 15Примеры тезисной части
Тезис № 1. Определение + комментарий.
Однажды я всерьез

задумался над тем, почему я стал хуже учиться. Ответ оказался

прост: в детстве я был живым и любознательным ребенком, а когда стал взрослеть, эти полезные качества сменились безразличием и ленью. Что такое любознательность? Это стремление к приобретению новых знаний, интерес к обучению, радость от совершенных открытий. С человеком, обладающим этим качеством, всегда интересно общаться, поскольку он интересуется многими явлениями окружающего мира: наукой, искусством, религией.

Тезис №2. Определение + комментарий.
Любознательность - это желание знать как можно больше о различных вещах и явлениях. Любознательным называют человека, который постоянно задает вопросы о сути происходящего, уточняет детали, любит проникать в самую суть вещей, самостоятельно изучить то, что его интересует.

Примеры тезисной частиТезис № 1. Определение + комментарий.Однажды я всерьез задумался над тем, почему я стал хуже

Слайд 16Примеры тезисной части
Тезис № 1. Определение + комментарий.
Однажды я всерьез

задумался над тем, почему я стал хуже учиться. Ответ оказался

прост: в детстве я был живым и любознательным ребенком, а когда стал взрослеть, эти полезные качества сменились безразличием и ленью. Что такое любознательность? Это стремление к приобретению новых знаний, интерес к обучению, радость от совершенных открытий. С человеком, обладающим этим качеством, всегда интересно общаться, поскольку он интересуется многими явлениями окружающего мира: наукой, искусством, религией.

Тезис №2. Определение + комментарий.
Любознательность - это желание знать как можно больше о различных вещах и явлениях. Любознательным называют человека, который постоянно задает вопросы о сути происходящего, уточняет детали, любит проникать в самую суть вещей, самостоятельно изучить то, что его интересует.

Примеры тезисной частиТезис № 1. Определение + комментарий.Однажды я всерьез задумался над тем, почему я стал хуже

Слайд 17Примеры тезисной части
Тезис № 1. Определение + комментарий.
Однажды я всерьез

задумался над тем, почему я стал хуже учиться. Ответ оказался

прост: в детстве я был живым и любознательным ребенком, а когда стал взрослеть, эти полезные качества сменились безразличием и ленью. Что такое любознательность? Это стремление к приобретению новых знаний, интерес к обучению, радость от совершенных открытий. С человеком, обладающим этим качеством, всегда интересно общаться, поскольку он интересуется многими явлениями окружающего мира: наукой, искусством, религией.

Тезис №2. Определение + комментарий.
Любознательность - это желание знать как можно больше о различных вещах и явлениях. Любознательным называют человека, который постоянно задает вопросы о сути происходящего, уточняет детали, любит проникать в самую суть вещей, самостоятельно изучить то, что его интересует.

Примеры тезисной частиТезис № 1. Определение + комментарий.Однажды я всерьез задумался над тем, почему я стал хуже

Слайд 18Примеры тезисной части
Тезис № 1. Определение + комментарий.
Однажды я всерьез

задумался над тем, почему я стал хуже учиться. Ответ оказался

прост: в детстве я был живым и любознательным ребенком, а когда стал взрослеть, эти полезные качества сменились безразличием и ленью. Что такое любознательность? Это стремление к приобретению новых знаний, интерес к обучению, радость от совершенных открытий. С человеком, обладающим этим качеством, всегда интересно общаться, поскольку он интересуется многими явлениями окружающего мира: наукой, искусством, религией.

Тезис №2. Определение + комментарий.
Любознательность - это желание знать как можно больше о различных вещах и явлениях. Любознательным называют человека, который постоянно задает вопросы о сути происходящего, уточняет детали, любит проникать в самую суть вещей, самостоятельно изучить то, что его интересует.

Примеры тезисной частиТезис № 1. Определение + комментарий.Однажды я всерьез задумался над тем, почему я стал хуже

Слайд 19Проявления любознательности
в повседневной жизни

Проявления любознательности в повседневной жизни

Слайд 20Основная часть. Аргументация
Аргумент из текста.

Речевые клише и шаблоны:
Так, в тексте

(указать автора)…
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению (номер) текста.
Предложение (номер)

подтверждает мысль о том, что…
Эту мысль легко доказать, обратившись к предложению (номер) текста (указать автора).

Например, анализируя поведение (речь, поступки) героя данного текста, можно увидеть, что …

Основная часть. АргументацияАргумент из текста.Речевые клише и шаблоны:Так, в тексте (указать автора)…Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению

Слайд 21Пример-аргумент № 1
Так, Лукьян, герой рассказа «Чудо»

О. Павловой, предпочёл подробно изучить свой неприятный диагноз (предложения 6-7).

И любознательность подарила ему целый мир, который поглотил его (предложения 12-13, 23-25). Герою было интересно узнавать больше о законах физики и явлениях природы, и его главным помощником стала простая энциклопедия. Нелюбознательный человек разве стал бы ее открывать?

Внимание! Нельзя переходить на пересказ. Мы должны не просто привести пример из текста, пересказав один из отрывков, но и прокомментировать его, связать с нашим тезисом, рассказать, что дала мальчику любознательность, в чем помогла. Вы как автор сочинения должны постоянно присутствовать в нём, передавая собственные мысли.
Пример-аргумент № 1   Так, Лукьян, герой рассказа «Чудо» О. Павловой, предпочёл подробно изучить свой неприятный

Слайд 22Основная часть. Аргументация
2) Аргумент из жизненного опыта


Ищем аргументы…

в литературных произведениях, в том числе поэтических

(читательский опыт);
в смежных с литературой дисциплинах (история, исторические факты);
используя опыт многих поколений (пословицы, поговорки, нравственные заповеди)
используя жизненный опыт известных людей (ученых, писателей, исторических деятелей);
в кинематографе;
в окружающем мире, в жизни общества (аргумент должен быть социально-значимым);
используя опыт близких, родных, знакомых людей или собственный жизненный опыт.
Основная часть. Аргументация  2) Аргумент из жизненного опыта   Ищем аргументы… в литературных произведениях, в

Слайд 23Пример-аргумент № 2 (1)
Этим

положительным качеством обладал также известный ученый, академик Лев Семёнович Понтрягин,

который потерял зрение еще в детстве и оставался слепым всю оставшуюся жизнь. Любознательный от природы, мальчик не впал в уныние и не отчаялся, но продолжал учиться. Он успешно закончил школу, университет, после чего продолжил заниматься научной деятельностью. Л.С. Понтрягин сделал много открытий в области математики. Я думаю, именно любознательность, интерес к науке, а также целеустремленность помогли ему добиться высоких целей.
Пример-аргумент № 2 (1)      Этим положительным качеством обладал также известный ученый, академик

Слайд 24Пример-аргумент № 2 (2)
Нашего

учителя по физике я тоже могу назвать любознательным человеком: он

следит за последними научными открытиями, новостями техники и с удовольствиями рассказывает о них на уроках, развивая и в нас интерес к самостоятельному получению информации об окружающем мире. 
Пример-аргумент № 2 (2)      Нашего учителя по физике я тоже могу назвать

Слайд 25Пример-аргумент № 2 (3)
Об

этом замечательном качестве очень точно написал в своём стихотворении поэт

Борис Пастернак:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины…

Действительно, любознательный человек – это человек, не равнодушный к окружающему миру; человек, который пытается проникнуть в глубь вещей и которому всё интересно и важно.
Пример-аргумент № 2 (3)      Об этом замечательном качестве очень точно написал в

Слайд 26 Речевые клише и шаблоны:
Например, из биографии (указать имя учёного,

писателя, художника или любого другого известного лица) нам известен подобный

факт:…
Подобным качеством отличался также герой романа (повести; указываем автора и имя литературного героя), который …
Рассуждая над этим вопросом, я вспомнил (-а), что в народе давно сложилась традиция (указать, какая и как она связана с темой сочинения)
Конечно, в окружающей жизни мы можем найти немало примеров, подтверждающих высказанную мысль. Так, я не раз оказывался свидетелем того, как…
Очень образно и метко о подобном явлении (черте характера, свойстве личности и т.д.) гласит пословица (поговорка):…
Кто из нас не наблюдал , как ...
Нечто подобное было и в моей жизни:
Я вспоминаю, что когда-то и мой отец (дедушка, дядя, друг и др.) рассказывал о том, как…
Как утверждают журналисты (ученые, психологи, учителя), …
В моей жизни был эпизод, когда…
Наблюдая за своими одноклассниками, я не раз замечал, что…
Наверное, поэтому в жизни нашего народа сложилась традиция… и др.

Речевые клише и шаблоны:Например, из биографии (указать имя учёного, писателя, художника или любого другого известного лица)

Слайд 27Спасибо за работу!

Спасибо за работу!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика