Разделы презентаций


Основные принципы обучения чтению и письму

Содержание

Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основной


принцип

обучения
чтению и письму





учитель начальных классов
МБОУ СШ № 19
Трохлиб
Оксана Владимировна.
Основной

Слайд 2


Обучение грамоте является органической частью учебного

предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу.


Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.
Цель курса «Обучение грамоте» - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.

Обучение грамоте является органической частью   учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую

Слайд 3
Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих

задач:

сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться

родным языком в различных ситуациях общения;
обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:сформировать умения писать и читать, слушать и

Слайд 4
При освоении звукобуквенного письма используется

современный вариант звукового


аналитико-синтетического
метода.







Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах:

коммуникативном,

познавательном,

семиотическом (знаковом).

При освоении звукобуквенного письма используется           современный вариант

Слайд 5.
Коммуникативная направленность
курса позволяет:
сформировать процессы чтения и письма как виды

письменной речи, а не только как простейшие навыки;
дать представление о

тексте как продукте речевой деятельности;
осознать язык как средство общения;
сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.
.Коммуникативная направленность курса позволяет:сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие

Слайд 6
2. Познавательная ориентация курса позволяет:
изучать язык как культурно-исторический процесс —

от устных форм общения к письменным, т. е. от игры,

жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;
освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;
обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления.
развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл .
формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;
2. Познавательная ориентация курса позволяет:изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т.

Слайд 7
3. Семиотический принцип даёт возможность:
раскрыть язык как знаковую

систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние

единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);
осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;
выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);
познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.
3. Семиотический принцип даёт возможность:раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно

Слайд 8

Период обучения грамоте включает

три этапа:

1.Добукварный период.


2. Букварный период.

3. Послебукварный период.

Период обучения грамоте включает            три этапа:

Слайд 9
Ядро программы обучения грамоте
составляет начальное осознание детьми

взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами ее

выражения (грамматикой, знаками).
Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая таким образом собственный дошкольный опыт пользования языковой системой.

Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и

Слайд 10

Основной способ

усвоения детьми устной и письменной речи - самостоятельная речевая деятельность

ребенка и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.
На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Техника чтения и письма формируется в
основном в период обучения грамоте.

Основной способ усвоения детьми устной и письменной речи -

Слайд 11
Обучение чтению строится по методике


Аналитико-синтетического и


звуко-буквенного метода.
Который включает в себя:
1.Последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом позиционных мен.

2. Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка.

Обучение чтению строится по методике

Слайд 12
Существенное расширение языкового материала является необходимым условием

для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями,

волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма.



Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы "Фонетика", ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии и словообразования.

Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной

Слайд 13Основная цель наблюдений в этот период - способствовать формированию навыков

правильного чтения и правильного письма.
К ее достижению приводят следующие

линии работы:
первичное осознание различения слов по смыслу,грамматическому и звуко-буквенному составу;
начальное наблюдение детьми трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического.
Основная цель наблюдений в этот период - способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма. К ее

Слайд 14




В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в

слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов

и форм слов, понятие "корень", сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне (нора - норы, снег - снега) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше); наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение
предложений, различающихся по цели
высказывания и интонации, сравнение
использования других средств, выражающих
смысл предложения: форм слов,
служебных слов, порядка слов, интонации.
В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся

Слайд 15Виды заданий и упражнений для учащихся в период обучения грамоте.
1

Поэтапный фонетический разбор

Включает основные способы ведения фонетической работы – наблюдение над артикуляцией звуков, предъявление приема протяжного или усиленного произнесения звука, выполнение действия по образцу, фонетический опыт (эксперимент), моделирование, фонетическое конструирование.
2 Звуковой анализ слов
Призван помочь первоклассникам накопить фонетический опыт и отточить фонетические умения. В основе фонетической работы на всем протяжении обучения должны лежать собственные действия ученика со звучащим словом.
Главная рекомендация учителя:
«скажи и послушай слово».— это прием,
помогающий маленькому школьнику обрести
свой собственный опыт.



Виды заданий и упражнений для учащихся в период обучения грамоте.1 Поэтапный фонетический разбор

Слайд 16


3 Создание специальных проблемных ситуаций.

Позволяет детям почувствовать

и осознать необходимость в новом знании для решения учебно-практической задачи

письма и чтения.

Букварь же представляет собой последовательность учебно-практических задач, решая которые дети открывают законы русской графики и орфографии.
3 Создание специальных проблемных ситуаций. Позволяет детям почувствовать и осознать необходимость в новом знании для

Слайд 17



4 Артикуляционная разминка







На доске: Дед Данила

делил дыню:
Дольку – Дине, Дольку - Диме,
1) чтение хором
2) чтение

по рядам с нужной интонацией














- Сколько раз встретилась буква Д, которая обозначает мягкий звук?
- Сколько раз - твердый?
- В каких словах букв больше, чем звуков?
- Почему?

4 Артикуляционная разминкаНа доске: Дед Данила делил дыню:Дольку – Дине, Дольку - Диме,1) чтение

Слайд 18
5 Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его

частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.


а) Чтение трудных слов с

доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот: ецнлос ансев цясем
б) Чтение наложенных друг на друга слов:






5 Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.а) Чтение

Слайд 19
в) Чтение согласных по таблице.
Учащиеся делают

глубокий вдох и на выдохе читают


15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
г) Чтение по таблице – треугольнику.
Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги: ма; мо; му; мы; ми (или смотрят на цифру 1 и читают все слоги).


в) Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают

Слайд 206. Ролевое чтение.

Вызывает массу чувств, эмоций.

7. «Игра в прятки»

Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.

8. «Мнимое слово» Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
6. Ролевое чтение.Вызывает массу чувств, эмоций. 7. «Игра в прятки»

Слайд 219. «Чтение за диктором».


Такой вид работы помогает слабо читающему ученику.






Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.






10. «Хоровое чтение»
Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.


9. «Чтение за диктором».

Слайд 22Заключение.
В период обучения грамоте необходимо содействовать развитию мышления учащихся,

пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи,

вызывать интерес к знаниям по русскому языку, развивать их языковое чутьё, умение наблюдать факты речи , способность анализировать звуковые явления. В решении этих задач огромное значение имеют различные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объёму и способу выполнения. Учебники и технология обучения должны сделать процесс обучения психологически комфортным, помочь ребёнку полностью реализовать себя.

Заключение. В период обучения грамоте необходимо содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика