Слайд 1Правописание О – Е
после шипящих и Ц
в окончаниях
имён
существительных
Вахрамеева Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ школы №28
г.о. Самара
Слайд 2Этап мотивации
Восход солнца природу
пробуждает, а учение голову
просветляет.
Пословица
Как вы
понимаете смысл данной пословицы?
Слайд 3Над каким разделом мы работали на последних уроках? (Имя существительное)
Что
нового мы узнали и чему научились, изучая этот раздел?
Сегодня
нам предстоит изучить ещё одну тему из этого раздела, а значит – мы будем открывать новое знание. Как вы думаете, как будет строиться наш урок? (Проговаривают детский план урока)урока)
Слайд 42. Этап актуализации
- Для того, чтобы перейти к новой
теме, нам нужно повторить уже изученный материал. Вспомните, от чего
зависит правописание гласных о-ё после шипящих в корне слова?
Слайд 5 - Распределите слова на 2 столбика: в левый-
с гласной О после шипящих в корне, в правый– с
гласной Ё.
Ж…лтый, пч…лка, ч…порный, ш…в, тяж…лый, крыж…вник, ш…пот, ш…колад, уч…ный, ж…рдочка, капюш…н.
Слайд 6- А сейчас я вам предлагаю задание на пробное действие
– задание, связанное с новой темой.
На слайде и на карточках,
которые лежат у вас на партах, приведены словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, объясните условия их выбора.
Яркой парч…й, с черным грач…м, с лучшим товарищ…м, горящей свеч…й, круглым мяч…м, тёмной туч…й, с красивым лиц…м, белой страниц…й.
Слайд 7
3. Этап выявления места и причины затруднения
- Поднимите руку
те, у кого это задание вызвало затруднение.
- Почему оно
у вас возникло?
(Мы не знаем правило)
Слайд 8
4. Этап построения выхода из затруднения
- Какова же цель
вашей деятельности на уроке? (Узнать правило написания гласных о-е после
шипящих и ц в окончаниях имён существительных)
- Совершенно верно, а какова тема урока? («Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных»)
- Что вы будете делать дальше?
(Учащиеся предлагают свои варианты плана.
Согласованный воспроизводится на доске:
1. Проанализировать слова.
2. Найти причину написания букв о – е.
3. Сформулировать правило.
4. Построить алгоритм)
Слайд 95. Реализация построенного проекта
- Сейчас вам предстоит поработать
в парах и построить гипотезу (Ребята высказывают свои гипотезы, формулируют
правило. Все предложения согласовываются, выявляется правильное).
- А теперь попробуйте построить схему, алгоритм работы над правилом. Для этого у вас на партах лежат специальные листы.
Согласованный вариант вывешивается на доску, например:
1. Выделить окончание имени существительного.
2. Определить, есть ли перед окончанием шипящий или ц
3. Поставить ударение
4. Если ударение падает на гласный – пиши о
5. Если нет – пиши е
Слайд 10
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
- А
теперь вернёмся к заданию на пробное действие. Вставьте пропущенные буквы,
объясните. (Работа проверяется фронтально)
Яркой парчой, с черным грачом, с лучшим т оварищем, горящей свечой, круглым мячом, т ёмной т учей, с красивым лицом, белой ст раницей.
Слайд 11
После выполнения задания на доску вывешивается эталон
Яркой парчой, с черным
грачом, с лучшим т оварищем, горящей свечой, круглым мячом, т
ёмной т учей, с красивым лицом, белой ст раницей.
Слайд 127. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Спишите, вставьте пропущенные
буквы, графически объясните их правописание
(задание вывешивается на доске)
Колючим еж…м, суп
с перц…м, говорить со сторож…м, скрыться за шалаш…м, салат с огурц…м, пять пальц…в, укрыться плащ…м, с опытным врач…м, быть молодц…м, за лиловой туч…й, с тяжёлой нош…й.
Слайд 13Колючим ежом, суп с перцем, говорить со сторожем, скрыться за
шалашом, салат с огурцом, пять пальцев, укрыться плащом, с опытным
врачом, быть молодцом, за лиловой тучей, с тяжёлой ношей.
Слайд 148. Включение в систему знаний и повторение
Запишите под диктовку.
Мы
отправились в поход с тяжёлой ношей.
2. В этот
раз мне недолго пришлось любоваться громадами снежных дворцов и слушать тишину леса.
3. Следы зайцев выходили из разных концов леса.
4. Длинной вереницей тянулись гуси к ближнему озеру.
5. Рядом с шалашом стояли огненные клёны и золотые берёзы.
Слайд 15
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Что нового вы
узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Всё ли вам было понятно?
Предлагаю
вам оценить свою работу. Если вы хорошо разобрались в новой теме и сможете легко применять изученное правило на практике, нарисуйте на полях улыбающийся смайл. Если у вас остались вопросы, вы немного затруднялись при выполнении заданий – серьёзный смайл. Если вы совсем ничего не поняли – грустный смайл.