Слайд 1ОГЭ
Готовимся к устному собеседованию по русскому языку
Слайд 2МОДЕЛЬ ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ выпускников основной школы
Итоговое собеседование как допуск к ОГЭ выпускники 9 классов
будут сдавать в своих школах. Оценка по системе «зачет»/«незачет».
На выполнение работы отводится 15 минут на одного участника.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, — 19.
Зачет выставляется в том случае, если за выполнение работы выпускник набрал 10 или более баллов.
Согласно приказу Минобрнауки России от 20 октября 2017 г.
№ 1025 «О проведении мониторинга качества образования» оценочные процедуры в 9-х классах в форме итогового собеседования по русскому языку пройдут с 14 по 16 февраля 2018 года.
Слайд 3Спонтанная (неподготовленная) речь
Спонтанная речь - это наиболее естественное проявление самопроизвольной
разговорной речи, характеризующейся неподготовленностью, непринужденностью и непосредственностью общения [Вишневская Г.М.].
Спонтанная
речь – это любая заранее не продуманная и не подготовленная речь. [Девкин В.Д.].
Спонтанность речи является целевой характеристикой обучения устной речи.
Слайд 4Инструкция по выполнению заданий
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из
четырёх заданий.
Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание
1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием.
Время на подготовку – 1 минута.
Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя
задания 1 и 2.
Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы:
описание фотографии,
повествование на основе жизненного опыта,
рассуждение по одной из сформулированных проблем.
Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Слайд 6Особенности задания 1 (чтение текста вслух)
Будут предложены тексты научно-популярного стиля
о выдающихзся людях России;
текст сопровождается иллюстрациями, которые помогут учащимся наиболее
полно сформировать представление о человеке – герое текста;
объём текста варьируется в пределах 170 – 180 слов;
контролируются навыки техники осмысленного чтения: проверяется понимание экзаменуемым содержание читаемого, которое проявляется в оформлении фонетической стороны устной речи, темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, словесное ударение, повышение-понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических и грамматических норм, отсутствии искажений слов;
проверяются умения учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и термины;
текст содержит сложную грамматическую единицу – имя числительное, которое представлено в цифровой форме записи и использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять.
На подготовку к заданию отводится 2 минуты.
Слайд 7
Задание 1. Чтение текста. На фотографии Вы видите кардиолога, которого
знает весь мир, - академика Николая Миха́йловича Амо́сова, , чья
жизнь может стать примером для подражания. Выразительно прочитайте текст о знаменитом академике Николае Михайловиче Амо́сове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
1) Знаменитый на весь мир врач-кардио́лог, академик, Николай Михайлович Амо́сов, проработавший 36 лет директором Института сердечно-сосудистой хирургии и сделавший более 56 тысяч операций на сердце, призывал людей вести здоровый образ жизни. Он сам был наглядным примером того, что физические упражнения продлевают человеческую жизнь, приносят бодрость и силы.
2) Еще в сорокалетнем возрасте, когда рентген показал изменения в позвонках у Амо́сова, вызванные проводимыми им длительными операциями, Николай Михайлович разработал 10 упражнений, каждое по сто движений. Когда в доме появилась собака, к гимнастике добавились утренние пробежки. Систему движений он дополнял ограничениями в еде: его вес был 54 килограмма. Это и был «режим ограничений и нагрузок», который получил широкую известность.
3) В 79 лет Амосов, несмотря на свое больное сердце, ежедневно выполнял тысячи движений, бегал два километра трусцо́й, но, вместо уменьшения физических нагрузок, он увеличил их в три раза. Так изо дня в день, 360 дней в году без выходных, не давая себе поблажек, занимался доктор Амо́сов.
4) Прожив активно 89 лет, Николай Михайлович доказал, что человек может не только замедлить старение, но даже победить такую суровую болезнь, как порок сердца.
(174 слова)
Слайд 8Работаем с заданиями 1 и 2 КИМов
Сначала учащиеся должны прочитать задания к тексту, чтобы знать их
заранее и читать текст целенаправленно!
Последовательность подготовки к чтению:
подчеркнуть слова со знаком ударения, имена, отчества, фамилии, сложные, динные и незнакомые слова;
правильно употребить числительные;
Последовательность подготовки к пересказу:
прочитать текст и сформулировать его основную мысль;
пронумеровать количество абзацев;
выделить ключевые слова, главную мысль каждой микротемы текста;
установить смысловые отношения между частями текста и высказыванием;
пересказать текст, логично и уместно включив приведённое высказывание.
Слайд 9Критерии оценивания выполнения заданий устной части
Задание 1. Чтение текста
вслух
Слайд 10Обратите внимание! Типичные ошибки при чтении текста!
Медленный темп чтения, монотонная
интонация;
неправильное прочтение окончания зависимого слова;
искажение слов;
замена слов по смыслу;
неправильная
постановка ударения;
неправильная грамматическая форма числительного в косвенном падеже.
замена целых слов по оптическому сходству.
Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв;
Перестановки: а) слов; б) слогов; в) букв и т.п.
Слайд 11Задание 2. Пересказ текста
В одной из своих многочисленных книг Николай Михайлович Амосов писал:
«Первобытный человек шагом почти не ходил, а бегал, как и все звери. Резервы, которые создала природа в человеке, существуют только до тех пор, пока человек максимально их использует. Но как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить».
Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ данный фрагмент.
Подумайте, где лучше использовать слова Н.М.Амосова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Слайд 12Особенности пересказа
Пересказ – связное изложение прочитанного
текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу
способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Объём задания для чтения на экзамене составляет 170-180 слов, поэтому во втором задании учащимся будет предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание.
При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно.
Пересказ и включённое в него задание должны составлять цельный текст.
Высказывание должно быть введено любым из способов цитирования.
Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание.
Время на подготовку составляет 1 минуту.
Учащийся, выполняя задание 1, уже обращался к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке к пересказу должен сосредоточиться на анализе высказывания и включении его в свой текст.
Слайд 13
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Слайд 15Формулируем основные мысли абзацев
Кардиохирург Н.М.Амосов призывал вести здоровый образ жизни.
40
лет: «режим ограничений и нагрузок».
В 79 лет Амосов увеличил ежедневные
физические нагрузки в три раза.
89 лет: активная жизнь замедляет старение и побеждает порок сердца.
+ высказывание:
Чтобы жить долго и быть здоровым, нужно больше двигаться, максимально использовать резервы, данные человеку природой.
Слайд 16Смысловые отношения между предложениями в тексте
Причинно-следственные и условно-следственные отношения
Сопоставление и
противопоставление частей информации
Временная соотнесенность частей информации
Дополнение и уточнение предыдущей информации
Иллюстрация,
пояснения к предыдущей информации
Ссылка на предыдущую или последующую информацию
Обобщение, вывод, итог предыдущей информации
Слайд 19Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и
2) – 10.
Слайд 20Орфоэпические нормы. Сочиняем «запоминалки»
На стене — смотрите! — новый стиль
граффИти!
За труд не нужно забывать учителей премировАть.
Из Парижа привези нам
на окна жалюзИ,
И оттуда ж тОрты отправь в аэропОрты!
Объявление: «По средАм я пою для милых дам».
Долго я ждалА гостей и приятных новостЕй.
Исинбаевой взятА была и эта высота.
Нам сегодня три ключа от дома нового вручАт!
Всем известны с детства от капризов срЕдства.
Как червяк лежит удав, крокодилу жизнь отдАв!
Положи-ка в свой портфЕль свежесрезанный щавЕль.
Чтоб в футбол играть начАть, нужно мячик накачать.
Тот свои знания углубИт, кто уроки повторИт.
Как все дружно замолчат — сразу музыку включАт!
Всем раздали фанты — розовые бАнты.
Помни: тот счастливее, кто душой красИвее!
Подарила дочке длинную цепОчку.
Сделали мне пол отличный: крепкий, яркий, мозаИчный!
Сегодня горько плачем мы: урок пропущен знАчимый!
По поведению видно, что вам сейчас завИдно.
Аладдин был в ступоре: джинна он откУпориЛ!
Возле речки — ива, а под ней — крапИва.
Облюбован мухами старый столик кУхонный.
Слайд 21Особенности задания 3 (монолог)
Три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность,
но они отличаются целями, которые реализуются, набором специфических средств.
Темы монологов
соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста, они посвящены школе, семье, увлечениям подростков.
Монологическое и тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию.
На подготовку учащимся даётся 1 минута, в течение которой они могут продумать содержание своего монолога, сделать пометы или записи на листке для подготовки.
Объём монологического высказывания должен составлять не менее 10 фраз.
Учащийся должен учитывать речевую ситуацию.
Правильность речи заданий 3 и 4 оценивается совместно.
Слайд 22Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы:
Тема 1.
Игры детства (на основе описания фотографии).
Тема 2. Спортивное соревнование, которое
мне запомнилось (повествование на основе жизненного опыта).
Тема 3. Нужна ли человеку мечта? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Слайд 23
Задание 3. Монологическое высказывание
Слайд 24Обратите внимание!
Смысловая цельность – это соблюдение в монологе одной и
той же темы.
Речевая связность – это наличие смысловых связей
между предложениями (цепная или параллельная).
Последовательность изложения - это соблюдение логических основ композиции: предложения следуют друг за другом без смысловых «провалов» между ними.
Соблюдая эти законы построения монолога, можно избежать логических ошибок.
Слайд 25Особенности задания 4 (диалог)
По окончании монологического высказывания учащегося экзаменатор-собеседник задаёт
три вопроса по теме;
вопросы подобраны таким образом, что помогают расширить
и разнообразить содержательный и языковой аспект речи экзаменуемого, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала.
Это естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником.
В зависимости от содержания монологического высказывания учащихся экзаменатор вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию.
Цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его языковую деятельность. Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразы типа: «Я не знаю», «У меня нет никаких интересов», «Мне нечего рассказать» и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика. То же речевое поведение экзаменатора-собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся.
Диалог оценивается в целом по всем ответам учащегося на вопросы;
должна учиттываться речевая ситуация;
речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно.
Слайд 26
Задание 4. Диалог
В рамках диалога должны быть заданы три вопроса.
Круг
возможных вопросов для диалога
Тема 1 «Игры детства»
1) Помните ли Вы игры
и развлечения своего детства?
2) Какими самыми яркими воспоминаниями детства Вы можете поделиться?
3) Какова, по Вашему мнению, роль детства в судьбе человека?
Тема 2 «Спортивное соревнование»
1) Кто Ваш кумир в спорте и почему?
2) Что самое важное для Вас в желании участвовать в спортивных состязаниях и как Вы переживаете свои победы и поражения?
3) Может ли спорт утратить свою актуальность?
Тема 3 «Нужна ли человеку мечта?»
1) Влияет ли на выбор мечты массовая культура и как?
2) Есть ли у Вас мечта и помогает ли она выстраивать Ваши отношения с окружающими?
3) Почему, по Вашему мнению, мечты могут не исполниться?
Слайд 29Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.
Общее количество
баллов за выполнение всей работы – 19.
Экзаменуемый получает зачёт в том случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.
Слайд 30Базовые умения работы с текстом в 5 классе
1. Владеть различными
видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
2. Адекватно понимать содержание прочитанных
учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):
• устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
• формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
• передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно- научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
3. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 100–110 слов.
Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения на уроках русского языка, — 200–250 слов.
Слайд 31Монолог. 6-й класс
1. Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных
наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение;
монолог-повествование. Выступать с научным сообщением.
2. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
3. Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка.
4. Соблюдать в устной речи правила речевого этикета.
Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 60 слов.
Слайд 327 класс. Ведение диалога
1. Участвовать в диалоге на лингвистические (в
рамках изученного) и бытовые темы.
2. Владеть различными видами диалога: побуждение
к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии).
3. Участвовать в диалоге–запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики — стимулы; умение запросить дополнительную информацию);
диалоге–сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику).
Рекомендуемый объём диалогического высказывания:
не менее 3 реплик (диалог–запрос информации);
не менее 4 реплик (диалог–сообщение информации).
Слайд 33
Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования
теоретически чёткого представления о функционально-смысловой типологии речи, без умения создавать
тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, логико-семантическими, структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного ФСТР.
Т.Б. Трошева
Функциональные типы речи – это коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, которые выражаются определенными языковыми средствами.
Слайд 34Признаки функционально-смысловых типов речи
Функция
(поэтому функциональный
тип речи)
Значение
(отсюда —
смысловой
тип речи);
структура и языковые
средства
тексты,
в которых
отражается
реальная
действительность
тексты —
мысли
человека
о реальной
действительности
описание
повествование
рассуждение
предполагают
соотношение
с миром предметов
предполагают
соотношение
с миром суждений
Слайд 36Целеустановка экзаменуемого
изобразить мир одномоментно,
перечислив характерные
признаки
отразить мир в динамике
предъявить
информацию
и аргументировать её
описание
повествование
рассуждение
Монолог-описание – способ изложения мыслей, предполагающий характеристику
предмета, явления в статическом состоянии, который осуществляется путем
перечисления их качеств, признаков, особенностей.
Монолог-сообщение (повествование, рассказ) – информация о развивающихся
действиях и состояниях; структура монолога – повествования представлена
следующей последовательностью: зачин – основная часть – вывод (заключение).
Монолог-рассуждение – тип речи, который характеризуется особыми логическими
отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими
умозаключение.
Профессор Нечаева О.А.
Слайд 37Схемы функционально - смысловых типов речи
Слайд 38ОПИСАНИЕ
Описание - функционально-смысловой
тип речи, заключающийся в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов
или событий, которые необходимо представить себе одновременно.
Изображается мир в статике ( к тексту можно задать вопрос каков объект?)
Основа описания – перечень, перечисление признаков, свойств предмета, явления.
Цель описания состоит в том, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Структура описания:
общее представление о предмете;
перечень отличительных признаков предмета;
авторская оценка, вывод, заключение.
Функции описания - создание образных картин: обстановки, атмосферы событий, что достигается нередко подбором ярких деталей, перечислением их.
Слайд 39Описание
Лингвостилистические особенности описания
Связь между предложениями
обычно параллельная. Вначале – первое предложение или абзац в качестве
исходного пункта, остальные предложения по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Они между собой связаны менее тесно или вовсе не связаны грамматически.
Каждое предложение относительно самостоятельно.
Свойственно единство видовременных форм глаголов-сказуемых. Глаголы чаще всего в форме несовершенного вида, чаще прошедшего времени, а для особой наглядности – в форме настоящего времени.
В описании глаголы обозначают не последовательную смену событий, а одновременность происходящего.
Если глаголы совершенного вида, то обычно со значением признака, а не активного действия.
Характерен синтаксический параллелизм.
В описании больше используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.
Слайд 40 Композиционная модель этого типа речи: объект описания — его
признаки — общая картина, образ.
Отправная точка — сам предмет
или его часть. Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки,
В текстах-описаниях признаки предмета — это та новая информация, ради которой создается высказывание.
Предмет
(явление)
Новое 1
Новое 2
Новое 3
Новое 4
Новое 5
Новое 6
Слайд 41Задание 3. Монолог
Не забудьте рассказать,
когда происходят события;
чему
ребята решили посвятить своё время;
кто принимает участие в затее;
опишите присутствующих и их
настроение;
какие чувства и эмоции вызывает изображённое на фотографии.
Тема 1. Игры детства
Опишите фотографию.
Слайд 42Описание. Смысловая модель «целое – части».
5. Чувства и эмоции,
вызванные
изображённым
на фотографии.
(воспоминания, связанные
со своим детством: радость,
ощущение
ежедневных
открытий и чудес и т.п)
Чему ребята решили
посвятить своё время?
(карта, детали снаряжения)
1. Когда происходит события?
(пейзаж на заднем фоне: погода; цветовая палитра)
Кто принимает участие в затее? Настроение?
(возраст детей, выражения лиц, одежда,
позы)
Детство
Слайд 43Статические и динамические описания
Описания можно разделить
на статические, изображающие предметы в состоянии покоя, и динамические, показывающие
предметы, явления природы в движении. В первых речь носит именной характер: главенствующую роль играют имена существительные, прилагательные; во вторых на первый план выдвигаются глаголы, которые отражают движение, рисуют динамическую картину.
Слайд 44Обратите внимание!
Использование сопоставления текста с кадрами
кинофильма или фотографиями помогает школьникам определить тип текста.
Однако динамическое описание природы, окружающей среды,
состояния человека не может быть соотнесено с одним кадром. Если ученик пользуется этим приёмом при определении типа текста, в котором представлено динамическое описание, то он, определяя текст как повествование, допускает распространённую ошибку.
Слайд 45Динамическое описание
Субоч
был человек стремительный. Он влетал в класс как метеор. Фалды
его сюртука разлетались. Пенсне сверкало. Журнал, со свистом рассекая воздух, летел по траектории и падал на стол. Пыль завивалась вихрями за спиной латиниста. Класс вскакивал, гремя крышками парт, и с таким же грохотом садился. Застекленные двери звенели. Воробьи за окнами срывались с тополей и с треском уносились в глубину сада.
Таков был обычный приход Субоча.
(К.Паустовский)
Описание учителя латинского языка дается через перечисление действий, характеризующих его поведение, и указание на реакцию окружающих. Однако употребленные здесь автором глаголы указывают на одновременность происходящего.
«Прошедшее время несовершенного вида не двигает действия. Оно описательно, а не повествовательно. Оно не определяет последовательности действий в прошлом, а ставит их все в одной плоскости»
В.В. Виноградов
Слайд 46 Фотография – это своеобразный закодированный текст, несущий
определённую информацию и воздействующий на воображение, чувства и настроение человека.
Слайд 47Рассматриваем фотографию
Какой момент изображен на фотографии?
Где, по-вашему, сделана эта фотография?
Почему
была сделана такая фотография?
Что хотелось фотографу изобразить в первую очередь?
Какие
детали на фотоснимке обращают на себя внимание, бросаются в глаза, запоминаются?
О чем говорит поза, выражение лиц людей, запечатленных на фотографии?
Удалось ли автору снимка передать эмоции, чувства, настроение сфотографированных?
Как вы считаете, удачным ли получился снимок?
Слайд 48Упражнения для развития монологической речи (описание фотографии)
Внимательно прочитайте задание и
рассмотрите фотографию.
Составьте предложения на предложенную тему.
Назовите признаки предметов, изображённых на
фотографии (цвет, форма, размер).
Опишите людей, запечатлённых на фотографии, их внешний облик, лица, волосы, одежду, позы, состояние.
Составьте описание фотографии по опорным словам.
Слайд 49Пополняем словарный запас
Выберите глаголы, которые Вы считаете наиболее уместными для
передачи действий фотографа: увидеть, наблюдать, выбирать, снять, изобразить, заснять, запечатлеть,
сфотать, сфоткать, щёлкнуть, сделать снимок.
Подберите определения, которые помогут Вам охарактеризовать позу (-ы) запечатлённого (-ых) на снимке.
3. Обратите внимание на детали, которые помогут Вам ответить на вопросы.
4. Назовите эмоции, чувства, настроение, которые переданы на фотографии.
Слайд 50 В устном монологе момент «поддержанности» речи
ослабляется; здесь речь представляет собой не просто ответ на поставленный
вопрос, а развернутое изложение мыслей по плану, где говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь «монолог» как целое. Следовательно, важнейшей особенностью монологической речи является ее программированность.
Л.В. Щерба
Слайд 51Создание и интерпретация текстов на основе лексического поля фотографии
Опора для
создания текста:
тематически обусловленные ключевые слова, отражающие
содержание, композицию, авторское отношение
к изображаемому
Важно
а) пробудить воображение школьников;
б) учить использовать в создании текста
языковые средства образности;
в) ориентировать их на выражение собственного
отношения к объектам, изображённым на фото.
Слайд 52Словарно-стилистическая работа. Составление семантического поля фотографии
Назовите опорные слова
и словосочетания, отражающие
а) содержание картины, её композиционный строй:
яркая
по накалу эмоций сцена
спортивной борьбы, даны крупным
планом, атакующий удар, занимает
всё пространство фотографии,
своеобразный приём как бы остановленного
мгновения, на фоне буйной южной природы,
специальная площадка, разделённая
сеткой, дух соперничества и дружбы и т.п.
б) состояние спортсменов:
физически сильные люди, крепкое
телосложение, напряжённые позы,
сильные руки, высокие прыжки,
стремление направить мяч на сторону
соперника и т.д.
в) определите слова и словосочетания, передающие колорит фотографии:
Залитая ярким солнцем площадка, голубое
небо, лёгкие белые облака, все оттенки
изумрудного и бежевого цвета, ярко-
красные и тёмно-синие костюмы игроков и
т.д.
С помощью каких слов и словосочетаний
вы можете выразить своё отношение
к изображаемому?
Серьезная физическая подготовка,
умение работать в команде,
развитие реакции,
укрепление здоровья,
умение не сдаваться, стремление идти
к своей мечте через все преграды,
доверие товарищам и т.п.
Подберите синонимы к словам, включая
эмоционально-оценочные:
противники – нападающая сторона, противная сторона, соперники;
атаковать – идти на приступ, обрушиться, идти на штурм, налететь;
бдительный – зоркий, неусыпный, внимательный, недремлющий;
битва – сражение, схватка, столкновение;
слава – известность, популярность, знаменитость, признание;
защищать – оборонять, заслонять, спасать, отстаивать, отражать;
напряжённость – драматичность, острота, накал;
победить – одержать победу, нанести поражение, разгромить и т.п.
Слайд 53Монологическое высказывание.
Беседа по монологу
фотографию.
2. Расскажите о своём посещении
музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
в каком
музее Вы были;
когда и с кем;
что вы увидели;
что понравилось и запомнилось больше всего.
Задание 2.
Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.
1. Опишите фотографию.
Слайд 54
Музей
Каким бывает?
историческим
археологическим
этнографическим
зоологическим
ботаническим
художественным
театральным
музыкальным
литературным
политехническим
сельскохозяйственным.
краеведческим
мемориальным
изобразительных искусств
истории чего-л.
музеем-заповедником
музеем-квартирой
музеем-усадьбой
космонавтики и т.п.
городским
школьным
виртуальным
небольшим
частным
знаменитым
великолепным и т.д.
Что есть
в нём?
залы
экспозиционные
выставочные
демонстрационные
павильоны (выставочные)
фонды
реставрационные мастерские
хранилища
экспонаты
коллекции
картины
произведения живописи,
скульптуры, декоративно-
прикладного
искусства
уникальные
редкие
ценные
оригиналы (подлинники)
копии
экскурсоводы
реставраторы
хранители
исследователи
учёные
Кто работает?
открыть
создать
посетить
осмотреть
побывать
вместить
пополниться
обогатиться
выставить
купить
предложить
пропагандировать
исследовать
воссоздать
Что можно с ним сделать?
Что может музей?
Слайд 55Интересный концерт
Вчера Люська
прибежала ко мне вся запыхавшаяся, вся сияющая и важная, вся
нарядная и гордая…
— Мы с мамой были на концерте! — закричала она прямо с порога. — Ой, до чего концерт был интересный — ужас! Сначала мы пришли и стали раздеваться. Очередь в раздевалке — ужас! Все нарядные, духами пахнут, а некоторые в длинных платьях до пола...
Мы взяли бинокль. Ой, Люська, какой бинокль красивый — ужас! Весь беленький, перламутровый! А потом мы стали подниматься по лестнице. Лестница такая широкая, мраморная - ужас, а посередине ковёр. Я бы ни за что не разрешила по такому ковру в ботинках ходить! Я бы по нему только босиком пускала. Такой замечательный ковёр — ужас!
А потом мы пришли в зал и сели на свои места. Ой, какие у нас места были хорошие! Такие мягкие, бархатные… И кнопочками обиты. Очень хорошие места! И мы стали на сцену глядеть. А там на сцене рояль посерёдке, а по обе стороны занавес свисает. Тоже бархатный.
А потом на сцену вышла очень красивая тётенька.... Ну, у неё платье было так себе, мне не понравилось. Рукавчики короткие, тут сборочки, а тут такие пуговицы… Зато причёска, Люсь, потрясающая! Тут спереди чёлка длинная, а вот тут сбоку волосы кверху, и тут такие большие кудри. Я такой причёски никогда не видела!
Ну, в общем, она первую вещь сыграла, и все захлопали. Она тогда обрадовалась, встала и начала кланяться.
А потом села и заиграла вторую вещь. Да так громко! Прямо стены затряслись! Знаешь, как старалась! Даже на месте подскакивала! Честное слово! Она так по роялю дубасила, что я боялась, как бы рояль не сломался. Всё-таки жалко рояль. Такой красивый, чёрный, блестящий!
Она по нему, наверное, целый час дубасила, у меня даже в ушах звенело...
Очень интересный был концерт!
(По Пивоваровой И.)
Если люди делятся впечатлениями от спектакля (кино, концерта), то о чём, как правило, рассказывают, на что обращают внимание в первую очередь?
Сумела ли героиня рассказа объяснить подруге, почему концерт был «очень интересным»?
По каким, на Ваш взгляд, критериям, Люська должна была оценивать концерт? На какие детали ей необходимо было обратить внимание?
Можно ли по рассказу девочки определить круг её интересов? Обоснуйте своё мнение.
Какие слова и детали в монологе героини Вам кажется совершенно неуместными? Почему?
Слайд 56Повествование
Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях,
сменяющих друг друга во времени.
Способ связи предложений в тексте
обычно цепной (1-2-3-4…)
Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могут быть слова как-то раз, однажды и др., обозначающие время и место события.
Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени. Единичные формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность или повторяемость действий.
Как средства связи предложений используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т.п., обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т.п., заключающие текст.
Слайд 57
«Пришел, увидел, победил» — так прокомментировал 2 апреля 47 г.
Юлий Цезарь свою победу над понтийским царём Фарнаком.
Докажите, что этот знаменитый рассказ Цезаря, ставший афоризмом, - самое краткое повествование в мировой литературе.
Что является главным языковым средством, организующим это повествование?
Предложение не описывает действия, а повествует о них.
Оно передает самую суть повествования, смысловую и языковую – это рассказ о том, что произошло, случилось.
Главным языковым средством такого рассказа являются глаголы прошедшего времени совершенного вида. Они выражают последовательность действия, смену одного завершенного действия другим, что характерно для повествования.
Слайд 58Повествовательный текст
Коммуникативная цель – информировать о событии или действиях героя.
Основной
вопрос к тексту: «Что произошло с героем (со мной)?»
Основная мысль
– ответ на основной вопрос («С героем (со мной) произошло следующее...»
План построения повествования:
сообщение о действующем лице;
указание на место и время событий;
рассказ о действиях с указанием их особенностей и последовательности во времени;
указание на итог действий, завершение повествования.
вывод.
5. В тексте имеются слова и словосочетания, показывающие соотношение действий во времени и пространстве (однажды, сначала, только что, как-то зимой (осенью, летом, весной), в праздник, на каникулах, на прогулке, потом, тогда, а в это время и т.п.)
6. В тексте много глаголов, обозначающих конкретные действия.
7. Для текста характерна цепная связь между предложениями.
Слайд 59Отличие повествования от описания
Заяц выскочил
из лесу и побежал полем. Берестов и стремянный закричали во
всё горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавляющим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мерзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа ее под уздцы. Он помог Муромскому взобраться на седло, а Берестов пригласил его к себе.
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.
Какова коммуникативная цель автора? (Охарактеризовать явление, сообщить
о признаках предмета, описать обстановку, изобразить явление, рассказать о
событиях и действиях во времени).
Какие изображены признаки или действия – одномоментные или сменяющиеся,
последовательные?
«Новое» в тексте – это свойства или действия предметов?
Слайд 60Отличие повествования от описания
Слайд 61Схема повествовательного текста
Что произошло со мной?
В каком порядке события сменяли
друг друга?
Я
1 – ое:
однажды, сначала
2-ое:
вдруг, потом
3-ье:
а в это время, затем,
тогда
4-ое:
в конце концов
Действие развивается во времени
Слайд 62Экскурсия
Какая?
Небольшая, пешеходная, увлекательная, интересная, чудесная,
необыкновенная, прекрасная, фантастическая,
трёхдневная, замечательная, великолепная,
удивительная,
незабываемая, отличная, двухчасовая, полезная, волшебная
непродолжительная и т.п.
Какие действия могут
быть связаны с этим словом?
Встать, собраться, отправиться, совершить, пойти,
подойти, начаться, проводить, последовать,
продолжиться, восхититься, поинтересоваться,
последовать, познакомиться, заинтересоваться,
спросить, понравиться, оказаться, продолжиться,
поразить, длиться, предстоять, проехать, пройти,
расспросить, увенчаться, случиться, увлечься,
выслушать, обогатиться, привлечь внимание,
состояться, убедить, войти, продлиться,
превратиться, подходить, оказаться, называться,
закончиться, завершиться.
осмотреть, посетить,
Город, улицы, проспекты,
набережные, бульвары,
достопримечательности,
скульптуры, памятники,
монументы, обелиски,
памятные места, исторические
места, мемориалы, мемориальный
комплекс (доска), музеи, парки,
скверы, библиотеки, театры,
кинотеатры, консерватории,
цирк и т.д.
Слайд 63Рассказ из глаголов
Очнулась. Взглянула. Обомлела
— проспала! Вскочила, стала будить. Буркнул, отвернулся.
Растолкала, подняла. Кинулась разогревать, накрывать, накручиваться…
Позвала. Молчит. Заглянула — накрылся, храпит. Пощекотала. Лягнул.
Рявкнула! Замычал, поднялся, поплёлся… Опоздаю!! Выскочила, помчалась.
Отходит! Догнала, уцепилась, повисла. Доехала. Спрыгнула. Звенит!
Побежала, ворвалась, отпихнула, проскочила. Отлегло!
Поднялась. Уселась. Вскочила, позвонила, напомнила погасить, выключить, причесать, застегнуть, обуть… Бросил. Разложилась, начала работать.
Встали, собрались, пошли.
Подошли, познакомились, отправились. Началась!
Последовали, осмотрели, поинтересовались, рассказали. Восхитились, удивились!
Прошли, увидели, замерли…
Спросили, показали, увлеклись, впечатлились, сфотографировали. Понравилось!
Продолжилась, вошли, поразились, залюбовались, выслушали. Не поверили, удостоверились.
Оживились, обсудили.
Завершилась, поблагодарили, распрощались.
Слайд 64Рассуждение.
Обратите внимание!
Тезис рассуждения следует формулировать как простое
предложение с подлежащим и сказуемым. Тема текста в тезисе отражается
в составе подлежащего, а «новое» (что говорится по этой теме) – в составе сказуемого.
Слайд 65Рассуждаем вместе
Эстонский язык очень оригинален. Многие слова
начинаются с буквы «ы». А количество падежей и вовсе исчисляется
четырнадцатью. Также в эстонском языке нет будущего времени, но зато имеется три варианта прошедшего.
Определите основную мысль текста.
Докажите, что между основной мыслью и доводами существуют причинные связи.
Сколько доводов использовано в данном случае?
Почему, на ваш взгляд, использование нескольких доводов для раскрытия основной мысли делает текст более убедительным?
так как...
Довод 1
Довод 2
Довод 3
Почему это так?
Тезис
Следовательно,
Вывод
Слайд 66Варианты заданий
Определите, какие из вариантов
являются аргументами к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому
что.
Нужно заниматься самообразованием.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель.
Особое место в самообразовании уделяется деловым играм.
Изменяющиеся условия жизни требуют от человека постоянного совершенствования знаний.
Самообразование помогает расширить кругозор, эрудицию.
Самообразование позволяет узнать новые идеи на их начальном уровне.
Самообразование есть средство самовоспитания, способствующее выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия.
Самообразование по русскому языку нужно не только профессиональному журналисту или преподавателю.
Слайд 67 Определите, какие из вариантов НЕ являются
аргументами к тезису.
Нужно следовать моде.
1) Модно одетый человек
чувствует себя уверенно в любом обществе.
2) Модные журналы учат комбинировать элементы одежды и скрывать недостатки фигуры.
3) Изучение модных тенденций позволяет подбирать то, что идёт именно вам.
4) Мода показывает нам образы и темы, которые каждый может интерпретировать по-своему и выглядеть современным.
5) Следуя массовому вкусу, человек теряет свою индивидуальность.
Слайд 68 Определите, какие высказывания являются следствием (выводом) из данного
высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно.
Следить за модой
смешно, а не следить - глупо.
Б.Шоу
Развить чувство стиля возможно.
2. Всё хорошо в меру.
3. Наблюдайте за модой, но не подчиняйтесь ей.
4. Нужно найти ту тонкую грань между модой и индивидуальным стилем, которая позволит чувствовать себя комфортно, уверенно и современно.
Слайд 69 Продолжите рассуждение, добавив сначала слова потому что,
а затем – поэтому.
Объясните, чем варианты
отличаются друг от друга.
У школьной формы есть свои достоинства.
Вариант ответа:
(Потому что) Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
(Потому что) Форма помогает ученику почувствовать себя членом определенного коллектива.
(Потому что) Она убирает социальные различия между бедными и богатыми.
Следовательно, неплохо было бы ввести её в школу как обязательную форму одежды.
Слайд 70 Интернет — всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи
информации. Часто упоминается как Сеть, Всемирная сеть, Глобальная сеть или Всемирная
Паутина.
Слайд 751. Формулировка тезиса
Тезис (сформулированный ответ на поставленный вопрос; истолкование предложенного
в задании слова; утверждение, доказываемое в рассуждении).
Интернет - это …
На
мой взгляд (я думаю, мне кажется), Интернет - это …
… Интернет становится благом (злом) в том случае, если…
… Интернет – благо (зло), потому что…
Как мне кажется, Интернет - …
Слайд 762. Основная часть. Аргументация
Примеры – аргументы
Во-первых,…
Во-вторых, …
В третьих, …
Чтобы подтвердить
сказанное, обратимся к таким фактам:...
Данный факт подтверждает мысль о том,
что Интернет - …
Эту мысль легко доказать, обратившись к примерам из… (жизни, собственного опыта, телепередач, фильмов и т.п.)
Например, анализируя поведение (речь, поступки) (кого?) можно увидеть, что для него Интернет - ….…
Кроме этого, ещё одним доказательством справедливости моего утверждения может служить такой пример:…
Слайд 77Заключение к монологу
III. Вывод (заключение, сделанное на основе аргументов и
связанное с тезисом).
Речевые сигналы:
Таким образом, …
Итак, …
Следовательно,…
Подводя итог сказанному, отмечу
…
Думаю, что…
Очень хотелось бы, чтобы …
Хочется верить, что…
Обобщая сказанное, хочется отметить, что…
Слайд 80 Пособия предназначены для эффективной
подготовки к устной части основного государственного экзамена по русскому языку
и содержат тренировочные задания, а также советы и рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок в устном ответе.
Работая с пособиями, учащиеся научатся
∙ грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать тексты;
∙ выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи;
∙ излагать материал на основе личного жизненного опыта;
∙ представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге;
Пособия рекомендованы учащимся 8-9-х классов, учителям и методистам и могут быть использованы на уроках и для самостоятельной подготовки.
Слайд 81Благодарю за внимание!
Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии АНО НЦИО,
Москва
Слайд 82Литература
ФИПИ Образцы контрольных измерительных материалов для раздела «Говорение» в Государственной
итоговой аттестации по русскому языку. М., 2017
Нечаева О. А. Функционально-смысловые
типы речи: описание, повествование, рассуждение. — Улан-Удэ, 1974.
Архарова Д.И., Долинина Т.А, Чудинов А.П. Речь и культура общения. – Екатеринбург, «Сократ», 2012
Материалы сайта http://licey.net
Егораева Г.Т. ОГЭ Тренажёр. Русский язык. Устное собеседование для выпускников основной школы.– М., 2018