Слайд 1Учебные материалы к уроку развития речи в 5 классе
И.Э.Грабарь
«Февральская лазурь»
( создание лирического этюда по картине)
Слайд 2И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»
Слайд 3Слово о художнике
Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые,
к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником,
искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.
В 1876 г. родители Грабаря, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, поселились в России. После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее (1882-89). Он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи и другие собрания Москвы.
Слайд 4
Осенью 1889 г., восемнадцати лет от роду, почти без гроша
в кармане Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится
там в течение четырех лет на двух факультетах сразу - юридическом и историко-филологическом - и упорно готовится к поступлению в Академию Художеств. В это время он зарабатывает себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов. Этапы поступления в АХ (1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и стремительно. Уже в 1895 г. он оказывается в мастерской очень почитаемого им И. Е. Репина.
Но вот летом 1895 г. на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже - работы импрессионистов и постимпрессионистов, что Грабарь на протяжении 1896-1900 гг. колесит по Европе "с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования
Слайд 5
В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается,
по признанию художника, самый его "творческий период". Он вновь после
долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет "сверхъестественное дерево, дерево-сказку" - березу. В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: "Сентябрьский снег" (1903), "Белая зима. Грачиные гнезда", "Февральская лазурь", "Мартовский снег" (все 1904), "Хризантемы" (1905), "Неприбранный стол" (1907) и др. Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но, не желая слепо им подражать, пишет по-русски, любя "вещественность и реальность".
Слайд 6Морозное солнечное утро. Синее огромное небо над головой. Все засыпано
снегом. Он ослепительно блестит на земле, отражая солнце. Серебром блестят
в синеве неба стволы берез, и ярко блестят кристаллики снега на ветвях деревьев. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра.
Слайд 7"Февральская лазурь" - это величественный "портрет" березы. Мы смотрим на
нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл
автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от "перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба". Пейзаж написан чистыми цветами, мазки положены плотным слоем. "Мартовский снег" - "ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре" - художник тоже писал на пленэре "с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары". В этих произведениях Грабарю удалось создать еще один, новый (после русских пейзажистов XIX столетия), обобщенный образ русской природы.
Слайд 8Словарная работа
Снег
алмазный, блестящий, голубеющий, искристый, иссиня-голубой, лучистый, ослепительный, чистый,
яркий,
свежевыпавший,
игольчатый, лёгкий, пушистый, сухой, хрупкий
Слайд 9Словарная работа
Небо
безбрежное,
безграничное,
бездонное,
глубокое,
необъятное;
безоблачное, голубое, ослепительное,
чистое;
безмятежное, нежное, праздничное, тихое
Слайд 10Словарная работа
Берёзы
белоствольные, ветвистые,высокие, нарядные, серебристые, тонкоствольные,
молодые, старые,
весёлые, грустные, задумчивые, дремлющие, нежные, светлые