Слайд 1Имя числительное как часть речи
Повторение 6 класс
6 класс
Учитель русского языка
и литературы
Гречишкина Галина Анатольевна
Слайд 2Содержание
Имя числительное
Ь на конце и в середине числительных
Порядковые числительные
Разряды
количественных числительных
Числительные, обозначающие целые числа
Дробные числительные
Собирательные числительные
Морфологический разбор имени числительного
Слайд 3Имя числительное
1. Часть речи, которая обозначает кол-во предметов, число, а
также порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? какой?
2.
Имена числительные: количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам.
3. Имена числительные могут быть разными членами предложения.
Слайд 4Ь на конце и в середине числительных
1. Спишите и
подчеркните составные числительные:
875 килограммов, 16 тонн, 11 туфель, 900
граммов, 17 брелоков, 25 гектаров, 8 пар чулок, 15 пар сапог, 60 мандаринов, 678 байтов.
Слайд 5Ь на конце и в середине числительных
2. Спишите и
подчеркните порядковые числительные:
18 булочных, 77 помощников, 11 сменщиков,
32 письма, 989 гвоздиков, 19 каменщиков, 15-й день, 716 сельдей, в 2015 году.
Слайд 6Ь на конце и в середине числительных
Ь на конце числительных
От
5 до 20 и 30.
Запомнить!
Пятнадцать
Шестнадцать
Семнадцать
Восемнадцать
Девятнадцать
Ь в середине числительных
От 50
до 80, от 500 до 900.
Слайд 7Порядковые числительные
1. Образуйте от количественных числительных порядковые, поставив их в
Р.п., П.п.
15, 58, 581, 29, 765, 995.
Слайд 8Порядковые числительные
2. Прочитайте предложения, правильно употребив числительные.
Первый междугородный телефонный разговор
состоялся 31 декабря между Петербургом и Москвой. Первая телефонная станция
открылась в 1882 году в Москве. В русских летописях первые сведения о погодных условиях относятся к 860 году.
Слайд 9Порядковые числительные
Обозначают порядок однородных предметов при счёте и отвечают на
вопрос: какой? какая? какое? какие?
Примеры: первый день, две тысячи пятнадцатый год, тридцать седьмой рейс.
Они
изменяются по падежам, числам и родам (в ед.ч.). Пример: в шестом классе.
В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Пример: в тысяча девятьсот пятом году.
Слайд 10Порядковые числительные
Выпишите в 2 столбика: числительные; сложные прилагательные.
Двух(?)этажный, семи(?)цветный, триста
сорок пятый, пяти(?)сотый, двухъярусный, девяносто(?)летний юбилей, трёх(?)миллионный.
Проверяем! Порядковые числительные на
–сотый, -тысячный, -миллионный, миллиардный пишутся слитно.
Слайд 11Разряды количественных числительных
Числительные, обозначающие целые числа: сто, один, пятьдесят.
Дробные числительные:
две третьих, три четвёртых.
Собирательные числительные (несколько предметов, как одно целое):
двое друзей.
Слайд 12Числительные, обозначающие целые числа
Слайд 13Числительные, обозначающие целые числа
Слайд 14Числительные, обозначающие целые числа
В Р., Д. и П.п количественных числительных
от 5 до 30 в окончании пишется буква и:
К двадцати
годам.
У составного КЧ склоняются все слова, из которых оно состоит:
Семисот шестидесяти пяти (рублей), семьюстами шестьюдесятью пятью (рублями).
Полтора: в И. и В.п.- полтора, полторы; в остальных – полУтора.
Полтораста: И.,В.п.- полторАста (страниц);
Р., Д., Т., П.п. – полУтараста.
Слайд 15Числительные, обозначающие целые числа
Запишите числительные словами:
19 грибов, доволен 76 учениками,
в моей библиотеке более 300 книг, с 489 пассажирами, из
700 килограммов, дарить 875 детям радость.
Слайд 16Дробные числительные
КЧ/ПЧ: 3/7 три седьмых
Числительное, обозначающее целое число/ прилагательное
во мн.ч. – к трём седьмым (Д.), с тремя седьмыми
(Т.).
Прочитайте правильно арифметические примеры:
1 4/5 + 5/7; 4/8 + 1/8; 49,4 + 0,010; 1 2/7 – 1/7.
Слайд 17Собирательные числительные
Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро,
десятеро сочетаются:
а) с сущ., обозначающими лиц мужского пола, детей и
детёнышей животных: четверо мальчиков, пятеро медвежат;
б) с сущ., употребляющимися только во мн.ч.: двое саней, трое ножниц.
в) с сущ., обозначающие парные предметы: двое ботинок (две пары ботинок);
г) с личными местоимениями: их было четверо.
С обоими мальчиками, НО с обеими девочками.
Слайд 18Морфологический разбор имени числительного
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1.
Нач.ф. (И.п., у ПЧ – И.п. ед.ч. муж.р.).
2. Пост. признаки:
а) прост. или сост.; б) КЧ (целое, дробное, собирательное) или ПЧ.
3. Непост. признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Слайд 19Морфологический разбор имени числительного
Семнадцать – числит.
I. Выучил (сколько?) семнадцать
(слов).
II. Н.ф. – семнадцать.
Пост. – простое, КЧ, целое; непост.- В.п.
III.
Что? семнадцать слов.
Слайд 20Список использованной литературы
Аксёнова Л.А. «Контрольные и проверочные работы по русскому».
К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 6 класс»,
М.,2014;
Баранов М.Т., Т.А. Ладыженская и др. «Русский язык. 6 класс», М, 2013;
Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 6 классе», М., 2013.