Слайд 1Имя прилагательное
Урок русского языка
в 10 классе подготовила
Пастухова В.Н.,
учитель
русского языка и литературы,
МАОУ «СОШ № 140» г. Перми
Слайд 2Цели:
1.Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.
2.Повторить правила,связанные с написанием окончаний и суффиксов имен прилагательных.
3.Развивать орфографическую зоркость, монологическую речь учащихся.
Слайд 3А зачем это нам?
Пригодится в жизни.
На ЕГЭ знания об имени прилагательном тоже
понадобятся.
Слайд 4Из «Аналитического отчета ФИПИ» 2011 года
Чаще всего неверно квалифицируются особые
формы глагола, производные предлоги, частицы. Значительную трудность для экзаменуемых представляет
распознавание краткой формы прилагательного, форм степеней сравнения, местоимений того или иного разряда. Также выпускники часто не различают прилагательные и наречия, причастия и прилагательные, краткие прилагательные и глаголы, наречия и частицы; допускают ошибки в определении границ производных предлогов…Задания на поиск наречий в превосходной степени оказались наиболее сложными».
Слайд 5А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры ,
на месте которых пишется НН?
Когда тума(1) ый восток посветлел и
в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, нежда(3)о началась атака неприятеля.
1) 1 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
Слайд 6А16.В каком варианте ответа указаны все слова , где пропущена
буква И?
А.успока.ваться
В. скле.вающий
Б. отрасл.вой Г. ткан.вый
1) А,Б, Г 2) А, Б, В 3)В, Г 4) А, В
Слайд 7Прочитайте текст и выполните задания А28—АЗ0; В1- В8
(1) Ничто не предоставляет таких возможностей для развития личности,
как культура. (2) И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.
(3) Мы знаем, что способность созидать сочетается в человеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой — апокалипсис, гибель человека и самой природы,
(4) Тем более необходимо в наше время — время высочайшего развития науки и техники — разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5) Что они представляют — культуру или антикультуру?
(6) Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. (7) Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. (8) Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.
(9) Однако такое распознание отнюдь не просто, не элементарно. (10) Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова — отличается. (11) Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.
(12) Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобальную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены.
(По С. Залыгину)
Слайд 8При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке
ответов № 1 справа от номера задания (В1 —В8), начиная
с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Слова пишите без пробелов, между числами в отдельной клеточке ставьте запятую.
В1 . Из предложений 4—5 выпишите слово, образованное приставочным способом.
В2 . Выпишите из предложений 2-4 относительное прилагательное.
В3 . Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Слайд 9 В4.Среди предложений 6 —12 найдите простое односоставное безличное
предложение. Напишите его номер.
Слайд 10 В5. В двух последних абзацах найдите предложения
с обособленным обстоятельством. Напишите их номера.
В6. В трёх
последних абзацах найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите его номер.
Слайд 11В7. Среди предложений 4—8 найдите предложение, которое связано с предыдущим
с помощью указательного местоимения. Напишите его номер.
Слайд 12 В8. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в
тексте.
1) риторический вопрос
2) антитеза (противопоставление)
3) неполные предложения
4) синонимы
5) синтаксический параллелизм
Слайд 13Давайте, сделаем вывод.
Чтобы выполнить эти задания правильно и
быстро, надо…
Слайд 14Создание конспекта
стр. 126, параграф 36. Выписать
1. Что такое прилагательное.
2. Разряды
прилагательных
( качественные , относительные, притяжательные).
3. Сравнительная и превосходная
степени .
4. Краткие формы имен прилагательных.
Слайд 15Способ разграничения сравнительной степени прилагательного и наречия
Слайд 16Запомните!
Некоторые прилагательные (готов, намерен, обязан, склонен, расположен,
рад, горазд, должен, люб, надобен и пр.) употребляются в современном
русском языке только в краткой форме! Чаще всего именно эти слова в тексте многие ученики не определяют как краткие прилагательные! В предложениях они являются частью сказуемого.
Например:
Готов ждать, но не верю твоим словам. Рад бы спеть, да не могу.
Слайд 17Отличие кратких прилагательных от кратких причастий
Слайд 18
5. Самостоятельная работа учащихся с материалом §37.
Сформулировать правило правописания
окончаний прилагательных.
Слайд 19Вывод
Правописание окончаний прилагательных зависит от вопроса, который нужно правильно
задать от определяемого существительного.
Слайд 206.Самостоятельная работа с материалом
§ 38.Правописание суффиксов имён прилагательных
Особое внимание обратить на правописание суффиксов прилагательных, вынесенных в тесты
ЕГЭ: -ев-—-ив-, -ов-, -чив- - лив-, -оват- - -еват-,-овит- - -евит-, -оньк- - -еньк-.
Слайд 21Гласные в суффиксах прилагательных
Е
-ев : эмалевый (но: милостивый, юродивый)
-еньк : хорошенький
-ен : именной
-ен : ветреный день ( с ветром)
масленый блин ( с маслом)
И
-чив : заносчивый
-лив : причудливый
А- Я
-чат : клеёнчатый
-ан : дощаной
-ян : земляной
ветряной двигатель ( на основе ветра)
масляная краска ( из масла)
Слайд 24 Исключения в правописании суффиксов –ев---ив---ов- легко запомнить с
помощью стихотворения:
Незлобивый
поэт,
Юродивый почти,
Для милостивых дам
Сумел слова найти.
Слайд 25А16.В каком варианте ответа указаны все слова , где пропущена
буква И?
А.успока.ваться
В. скле.вающий
Б. отрасл.вой Г. ткан.вый
А,Б, Г 2) А, Б, В 3)В, Г 4) А, В
4) А, В
Слайд 26Готовимся к ЕГЭ. Коллективный разбор задания А-12.
.
В каком
варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква Е:
А) въедл..вый;
Б) со..вый;
В)глянц..вый;
Г)милост..вый.
1) А,В,Г 2)Б,В 3)А,Б,В 4)А,Б.
2) Б, В
Слайд 27 Закрепление.
Анализ упр.209,209,210 (устно).
Слайд 28
Выборочный диктант. Выписать имена прилагательные, выделить их суффиксы.
1.Это
был мальчик усидчивый и серьезный, на переменах он ходил одинокий
и задумчивый. 2.Зимою здесь общество было серенькое, неинтересное. 3.В сентябрьские вечера бывают какие-то особые, задумчивые закаты. 4.На рыжеватую щетину сжатых полей падает первый.
Слайд 29 5. Вместе с мальчиками удил рыбу вихрастый, веснушчатый
офицер..
6. Белая глянцевая бумага на морозе обжигала пальцы. 7.Мы переехали
по бревенчатому мосту через узенькую речонку. 8.На чисто вымытом дощатом расселись ребятишки.
Слайд 307. Н-нн в суффиксах
Параграф 39. Конспект
Слайд 31Н –НН в прилагательных
Н
В суффиксах
-ин, -ан, ян : лебединый, кожаный, серебряный.
Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный
Слайд 32-НН
1..В суффиксах
- енн, -онн : торжественный,
лекционный.
Исключение: ветреный
(но: безветренный)
2. Обр. от сущ. С основой на Н и с помощью суффикса –Н- : сонный
Слайд 33Тест
Отметьте слова, в которых пишется удвоенная согласная.
звери?ый
6.
были?ый
ледя?ой 7. стекля?ый
клюкве?ый 8. комари?ый
гуси?ый 9. мыши?ый
овчи?ый 10. маши?ый
Слайд 34Тест
Отметьте слова, в которых пишется удвоенная согласная.
звериный
6.
былинный
ледяной 7. стеклянный
клюквенный 8. комариный
гусиный 9. мышиный
овчинный 10. машинный
Слайд 36Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал …
Помогал мне …
Мешал мне
...
Больше всего мне понравилось…
Труднее всего было …