Слайд 16 класс.
Интегрированный урок 
русского языка и литературы
 « Имя прилагательное.
                                                            
                                    
Повторение изученного в 5 классе.» 
    
                                                  
                                   Учитель русского языка и литературы
                                                         МОУ СОШ № 5
                                                          с.Прикумское
                                                       Витухина Галина   
                                                        Александровна
                                              
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Аннотация
Урок рассчитан на учащихся 6 класса
Это интегрированный урок русского языка
                                                            
                                    
и литературы
Не требует навыков знания компьютера
Данная презентация демонстрирует способность учащихся
                                    интегрировать (объединять в одно целое) имеющиеся знания по предметам
Помогает повторить изученное об имени прилагательном
Закрепляет умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка
Пробуждает интерес к личности и творчеству Ф.И.Тютчева
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Цели урока:
повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе; повторить
                                                            
                                    
         
                                      пунктуационное правило: « Запятая при однородных членах предложения»; закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка; пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И.Тютчева.
 Оборудование: портрет поэта, раздаточный материал.
                                
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                    
     22 августа 1857 года… Лето
                                    уходило…
         Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Легко дышится, легко 
    думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни… Милый родной скромный Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва. А вокруг – поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо... И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.
       Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбалась, но ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.
      - Да, получилось, - наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать?
      Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:
                     Есть в осени первоначальной
                     Короткая, но дивная пора –
                     И лучезарны вечера…
      Отец передал дочери листок бумаги и сказал:
      - Вот еще запиши, сейчас пришло в голову:
                     Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
                     Но далеко еще до первых зимних бурь –
                     И льется чистая и теплая лазурь
                     На отдыхающее поле…
      Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.
                                
                            							
								 
							 
														
						 
											
                            Слайд 5Работа над стихотворением.
Пусть сосны и ели    
                                                            
                                    
         
                                         Но птички отпели,
Всю зиму торчат	               Цветы отцвели,
В снега и метели                     Лучи побледнели,
Закутавшись спят.	               Зефиры ушли.
Их тощая зелень	               Так что же нам даром
Как иглы ежа	               Висеть и желтеть?
Хоть ввек не желтеет	               Не лучше ль за ними
Но век не свежа.	               И нам улететь!
Мы ж, легкое племя,	               О буйные ветры,
Цветем и блестим	               Скорее, скорей!
И краткое время	               Скорей нас сорвите
На сучьях гостим.	               С докучных ветвей!
Все красное лето	               Сорвите, умчите,
Мы были в красе.	               Мы ждать не хотим,
Играли с лучами,	               Летите, летите!
Купались в росе!..	                Мы с вами летим!..
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Ответим на вопросы
 Сколько строф в стихотворении?
 Каков его центральный
                                                            
                                    
образ?
 Сколько времен года пролетает перед нами и какие?
 Как
                                    меняется настроение?
 Какие образные средства использует поэт?
 Предложите варианты названия стихотворения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Поработаем с именами прилагательными
 Что обозначают имена прилагательные?
 Назовите имена
                                                            
                                    
прилагательные, встретившиеся в первой строфе.
 Какова их синтаксическая роль?
 Сделайте
                                    вывод о том, какими членами
   предложения могут быть имена 
   прилагательные; объясните правописание
   кратких прилагательных на шипящий.       
 Запишите не менее двух примеров, в которых была бы данная орфограмма.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Это интересно
 Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву ученье
                                                            
                                    
давалось легко, как бы даже помимо его воли. Жизнелюбие, жажда
                                    новых впечатлений поражали окружающих в будущем поэте.
    В 1822 г. По выходе из Московского университета, поступив в Коллегию иностранных дел и очутившись в Мюнхене, Тютчев окунулся в мир новых знакомств, впечатлений, мыслей. Он обладал талантом дипломата и должен был сделать блестящую карьеру. Но все сложилось иначе. В 1844 г. Поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова, считал, что власть должна служить России, людям. Поэт признавался: «…более всего я люблю Россию и поэзию».
    13 июня 1873 г., за месяц до смерти, еле придя в себя после второго удара, Тютчев едва слышно прошептал: «Какие последние политические новости?»
     Ранним утром в воскресенье 15 июля Федор Иванович скончался в Царском Селе. Он умер, чтобы воскреснуть.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9А.Фет о Ф Тютчеве…
  
   Два года
                                                            
                                    
тому назад, в тих.. осен.. ноч.., стоял в темн.. переходе
                                    Колизея и смотрел на звездн.. небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные   темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф.Тютчева. Можно ли в такую тесную рамку (я говорю о небольшом объеме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии!.. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10«…более всего я люблю Россию и поэзию»
Домашнее задание:
  
                                                            
                                    
   написать сочинение-миниатюру
 «Встреча с Тютчевым. Мои впечатления»,
                                    
выполнить морфологический разбор одного 
            прилагательного.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Литература
1. Борхударов С. Г. «Русский язык.6 класс»
2. Библиографический словарь. «Русские
                                                            
                                    
писатели». Т. 2
3. Интегрированные уроки гуманитароного цикла. Книга для учителя.
                                    М «Творческий центр, 2003