Слайд 16 класс.
Интегрированный урок
русского языка и литературы
« Имя прилагательное.
Повторение изученного в 5 классе.»
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 5
с.Прикумское
Витухина Галина
Александровна
Слайд 2Аннотация
Урок рассчитан на учащихся 6 класса
Это интегрированный урок русского языка
и литературы
Не требует навыков знания компьютера
Данная презентация демонстрирует способность учащихся
интегрировать (объединять в одно целое) имеющиеся знания по предметам
Помогает повторить изученное об имени прилагательном
Закрепляет умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка
Пробуждает интерес к личности и творчеству Ф.И.Тютчева
Слайд 3Цели урока:
повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе; повторить
пунктуационное правило: « Запятая при однородных членах предложения»; закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка; пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И.Тютчева.
Оборудование: портрет поэта, раздаточный материал.
22 августа 1857 года… Лето
уходило…
Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Легко дышится, легко
думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни… Милый родной скромный Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва. А вокруг – поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо... И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо.
Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбалась, но ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.
- Да, получилось, - наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать?
Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
И лучезарны вечера…
Отец передал дочери листок бумаги и сказал:
- Вот еще запиши, сейчас пришло в голову:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.
Слайд 5Работа над стихотворением.
Пусть сосны и ели
Но птички отпели,
Всю зиму торчат Цветы отцвели,
В снега и метели Лучи побледнели,
Закутавшись спят. Зефиры ушли.
Их тощая зелень Так что же нам даром
Как иглы ежа Висеть и желтеть?
Хоть ввек не желтеет Не лучше ль за ними
Но век не свежа. И нам улететь!
Мы ж, легкое племя, О буйные ветры,
Цветем и блестим Скорее, скорей!
И краткое время Скорей нас сорвите
На сучьях гостим. С докучных ветвей!
Все красное лето Сорвите, умчите,
Мы были в красе. Мы ждать не хотим,
Играли с лучами, Летите, летите!
Купались в росе!.. Мы с вами летим!..
Слайд 6Ответим на вопросы
Сколько строф в стихотворении?
Каков его центральный
образ?
Сколько времен года пролетает перед нами и какие?
Как
меняется настроение?
Какие образные средства использует поэт?
Предложите варианты названия стихотворения.
Слайд 7Поработаем с именами прилагательными
Что обозначают имена прилагательные?
Назовите имена
прилагательные, встретившиеся в первой строфе.
Какова их синтаксическая роль?
Сделайте
вывод о том, какими членами
предложения могут быть имена
прилагательные; объясните правописание
кратких прилагательных на шипящий.
Запишите не менее двух примеров, в которых была бы данная орфограмма.
Слайд 8Это интересно
Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву ученье
давалось легко, как бы даже помимо его воли. Жизнелюбие, жажда
новых впечатлений поражали окружающих в будущем поэте.
В 1822 г. По выходе из Московского университета, поступив в Коллегию иностранных дел и очутившись в Мюнхене, Тютчев окунулся в мир новых знакомств, впечатлений, мыслей. Он обладал талантом дипломата и должен был сделать блестящую карьеру. Но все сложилось иначе. В 1844 г. Поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова, считал, что власть должна служить России, людям. Поэт признавался: «…более всего я люблю Россию и поэзию».
13 июня 1873 г., за месяц до смерти, еле придя в себя после второго удара, Тютчев едва слышно прошептал: «Какие последние политические новости?»
Ранним утром в воскресенье 15 июля Федор Иванович скончался в Царском Селе. Он умер, чтобы воскреснуть.
Слайд 9А.Фет о Ф Тютчеве…
Два года
тому назад, в тих.. осен.. ноч.., стоял в темн.. переходе
Колизея и смотрел на звездн.. небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф.Тютчева. Можно ли в такую тесную рамку (я говорю о небольшом объеме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии!..
Слайд 10«…более всего я люблю Россию и поэзию»
Домашнее задание:
написать сочинение-миниатюру
«Встреча с Тютчевым. Мои впечатления»,
выполнить морфологический разбор одного
прилагательного.
Слайд 11Литература
1. Борхударов С. Г. «Русский язык.6 класс»
2. Библиографический словарь. «Русские
писатели». Т. 2
3. Интегрированные уроки гуманитароного цикла. Книга для учителя.
М «Творческий центр, 2003