Разделы презентаций


Интегрированный урок русского языка и музыки в 6 классе

Содержание

Мотивационный этап.   Приглушенно, в записи звучит «Осенняя  песня»  П.И.Чайковского.Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским.Давным–давно, в 19 веке, в Петербурге, где долгое время жил П.И.Чайковский, издавался

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Интегрированный урок русского языка, музыки, в 6-м классе. Развитие речи.

Описание картины природы. Эмоциональный мир музыкальной гармонии.
Тема урока -

Описание картины природы.
Развивающая цель - повторить правописание сложных прилагательных со значением цвета, степени сравнения прилагательных; опираясь на знания, полученные по теме «Прилагательное», составить рассказ об осени по впечатлению от музыкального произведения П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года».
Образовательная цель – развивать внимание, эмоциональное восприятие живописного и музыкального произведения, способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, умение анализировать и сопоставлять, выделять общее, использовать межпредметные связи для целостного восприятия картины природы.
Воспитательная цель – воспитание ответственности, умения работать в группе, прислушиваться к мнению других членов группы.
Оборудование – муз.центр, диск с записью цикла П.И.Чайковского «Времена года», репродукция картины И.Левитана «Октябрь»,

Интегрированный урок русского языка, музыки, в 6-м классе. Развитие речи.  Описание картины природы. Эмоциональный мир музыкальной

Слайд 2Мотивационный этап.  
Приглушенно, в записи звучит «Осенняя  песня»  П.И.Чайковского.
Музыка, которая сейчас

звучала, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским.
Давным–давно, в 19

веке, в Петербурге, где долгое время жил П.И.Чайковский, издавался журнал, который  назывался  «Нувеллист». Журнал выходил каждый месяц,  и  в каждом его  номере читателей ждал приятный сюрприз:  ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём Чайковским. Каждая пьеса имела название одного из месяцев года:  январь, февраль, март, апрель... Все они позднее были  объединены в альбом  музыкальных картин природы, который получил название «Времена года».
А мы сегодня с вами услышали  пьесу «Октябрь»,   которую  композитор  назвал «Осенней песнью».
Осень была одним из любимых времён года композитора.  И это не случайно, ведь осень - удивительная пора. Исследователь творчества  Чайковского  Кайгородов говорил о композиторе:
«Чайковский обладал удивительно сильным,  можно сказать феноменальным чувством природы. Мне неизвестно  другого  примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал.  Мало сказать,  что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал» [6]
Именно эта искренняя любовь к родной природе и делает  творение композитора столь близким и понятным каждому русскому человеку.
Как вы думаете,  почему осень называют прекрасным  временем года?
А почему осень - это печальное время года?
Как музыка, ее гармония, помогает нам эмоционально настроиться на картину природы, представить её? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.
Мотивационный этап.   Приглушенно, в записи звучит «Осенняя  песня»  П.И.Чайковского.Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором

Слайд 3Проверка знаний, необходимых для усвоения нового материала


Лингвистический диктант.


Теоретический материал.

1. Лингвистический

диктант.
золотой           =         серебряный ------------------------------ золотистый                    ?
яркий         =             прозрачный ------------------------------------- ярче

                               ?    
сильный           =             ? ------------------------------------- сильнейший                     ?
более тёмный              =          ? ----------------------------------- тёмный                              светлый
красный             =                    ? --------------------------------- светло-красный              ярко-золотой


2. Какая же часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов?
Какие художественные средства надо использовать, чтобы описание было красочным, выразительным, точным?

Проверка знаний, необходимых для усвоения нового материалаЛингвистический диктант.Теоретический материал.1. Лингвистический диктант.золотой           =         серебряный ------------------------------ золотистый                   

Слайд 4Результаты групповой работы:

Музыковеды – выстроить с помощью карточек гармонический план

пьесы и рассказать о нем.

Музыкальный язык Чайковского напоминает нам скромную,

неяркую по  краскам,  русскую природу,  тоже очень «немногословную».  Гармония пьесы несложная,  однако, она все время развивается, переливается разными красками. С помощью простых аккордов композитор создаёт неповторимое звучание пьесы.  Аккорды субдоминантовой и доминантовой функций плавно переходят  из  одного в другой,  как бы переливаясь.  Пьеса написана в миноре, но вдруг появляются мажорные аккорды, что придаёт произведению особую прозрачность. Грусть просветляется.
В средней  части вдруг появляется новая,  мажорная тональность. Но, несмотря на мажорный лад, новая тональность  не  вносит большого контраста,   она  постепенно  растворяется и вновь затихает.  Опять появляется образ поздней осени.
Третья часть звучит более напряжённо,  насыщенно в гармоническом плане (появляются септаккорды).  Но постепенно напряжение спадает, движение затихает, как бы успокаиваясь. Меняется динамика. Все постепенно затихает… Но композитор не ставит в конце произведения точку, мелодия так и не приходит к тонике. Делая свой рассказ незаконченным, Чайковский создаёт образ неповторимой, изменчивой русской природы, столь дорогой его сердцу и сердцу каждого русского человека.
Результаты групповой работы: Музыковеды – выстроить с помощью карточек гармонический план пьесы и рассказать о нем.Музыкальный язык

Слайд 5Результаты групповой работы:


Языковеды – подобрать синонимы к словам, выбрать карточки

с художественными средствами, которые можно использовать в рассказе - впечатлении

от музыки, найти в предложенных текстах средства выразительности. Как они помогают создать настроение?

Художник – (живописец, мастер кисти, пейзажист). Музыкант – (композитор). (Картина) чудесная – (замечательная, прекрасная) (Небо) облачное – (низкое, тяжелое). (Березки) стройные – (статные) (Настроение) грустное – (осеннее, печальное, задумчивое).
б) Найти в предложенных текстах средства выразительности. Как они помогают создать настроение?

Результаты групповой работы:Языковеды – подобрать синонимы к словам, выбрать карточки с художественными средствами, которые можно использовать в

Слайд 6Результаты групповой работы:
Искусствоведы – ответить на вопросы:
Какую осень увидел

и нарисовал художник  Исаак Ильич  Левитан?
К какому жанру относится эта

картина?  Какой колорит картины? (Холодный или тёплый) Почему?
Как соотносится картина Левитана и музыка Чайковского?

В своей картине «Октябрь» И.Левитан передал поэзию увядания осенней природы на  пороге скорой зимы. С огромным мастерством  воплотил он печальную и светлую «прощальную красу» русской осени. 
Небо заволокло сплошной облачной пеленой, ветер играет верхушками берёз. Они  сбрасывают  свой убор на пожелтевшую траву. Легкими парашютиками летят по ветру последние листочки. Красно – коричневые - похожи на маленьких смешных лисят, а золотисто – желтые - на перья Жар – птицы. Есть и темно – зеленые, уставшие от воспоминаний о лете. Птицы уже улетели на юг, тишина опустилась на лес. Кажется, будто слышно даже легкое дыхание. Холодный колорит картины помогает художнику создать настроение грусти и одиночества. Эта картина о том настроении, которое испытывает человек в конце осени. Так жалко уходящего тепла и света, красоты и ярких красок!
Музыка Чайковского передает осенний танец, нежный, печальный. Мы слышим в ней дыхание осени.

Результаты групповой работы:Искусствоведы – ответить на вопросы: Какую осень увидел и нарисовал художник  Исаак Ильич  Левитан? К какому

Слайд 7 Левитан  Исаак  Ильич   (1861-1900) Октябрь (Осень)

Левитан  Исаак  Ильич   (1861-1900)  Октябрь (Осень)

Слайд 8Выводы по поставленным целям по русскому языку и музыке. Итог

урока.
1.Рефлексия


2.Самостоятельная работа (возможно домашняя): написать мини-сочинение – впечатление по

пьесе П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»



Выступления учащихся.

Октябрь - это уже не ранняя, пышно убранная разноцветными листьями, чудесная и нарядная, а другая, не - видная собой, в последних лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем моросящего осеннего дождя, та, которую мы зовём поздней осенью.  Но и поздняя осень по-своему хороша.

 Помните, у Пушкина: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой...» Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях и лесах.  Ничто не мешает взгляду.  Природа здесь сосредоточена сама на себе.  Кажется,  что она глубоко задумалась. В такие дни к нам приходят грустные воспоминания. Описать картину поздней осени нам помогают средства художественной выразительности. Особенно велика в тексте роль прилагательных, которые делают текст более выразительным, ярким.

Слушая пьесу П.И. Чайковского, мы зримо представляем себе картины осенней природы, помогает нам в этом не только мелодия, но и гармония. Именно она настраивает слушателя на особое эмоциональное восприятие музыкального произведения.

Выводы по поставленным целям по русскому языку и музыке. Итог урока. 1.Рефлексия 2.Самостоятельная работа (возможно домашняя): написать

Слайд 9Русская природа в музыке и поэзии. "У нас в гостях

А.С. Пушкин и П.А. Чайковский"

Русская природа в музыке и поэзии.

Слайд 10Если собрать воедино описание природы в поэзии Пушкина, то перед

нами пройдут все четыре времени года: весна с первыми ласковыми

лучами солнца, лето с жаркими днями, осень с таинственными лесами и торжество зимы. Отправимся в путешествие по стихам Пушкина о природе и музыкой Чайковского с его альбомом “Времена года”.

Стихотворение Пушкина “Гонимы вешними лучами”
Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют...

Если собрать воедино описание природы в поэзии Пушкина, то перед нами пройдут все четыре времени года: весна

Слайд 11Поэты описывают природу с помощью слов, средств художественной выразительности. А

как композиторы изображают природу? (С помощью звукоподражания или воспроизводя переживания,

которые природа возбуждает в них).
Сегодня мы постараемся услышать эти звуки и почувствовать настроение композитора.

Настал черед и музыки. Послушайте пьесу Чайковского “Подснежники”. (Звучит пьеса “Подснежники”). Приложение 1
Какие чувства рождает в вас музыка? Помогает ли она вам услышать переливы ручья, увидеть преображение природы?
Что вы заметили общего в стихотворении Пушкина и музыке Чайковского? (Ясность, прозрачность)

Поэты описывают природу с помощью слов, средств художественной выразительности. А как композиторы изображают природу? (С помощью звукоподражания

Слайд 12Образы природы в поэзии и музыке. И.Бунин. С.Рахманинов

Образы природы в поэзии и музыке.  И.Бунин. С.Рахманинов

Слайд 13Послушай: музыка вокруг: Она во всём – в самой природе, И для

бесчисленных мелодий Она сама рождает звук.

И.Ивенсен

–  Мир полон звуков, мир чуда ждёт.
             С листа берёзы капля упадёт
             Почти без стука в мягкий плащ травы.
             Мир полон звуков и ещё любви.
   Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает, в той или иной степени, «душу природы», её «язык», как выразился замечательный русский поэт Ф.И.Тютчев. Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие  - художники, поэты, композиторы.
   Именно в изображении природы особенно близко сходятся два вида искусства:   литература и музыка.  

Сегодня на уроке мы поговорим об образах природы в музыке и поэзии. И обратимся мы к творчеству вам уже известного русского композитора С.В.Рахманинова.
Слушание романс «Весенние воды» С.Рахманинов.
– Какую природу показал в этом произведении композитор?
( - природа весной, всё проснулось от зимнего сна; всё тянется навстречу солнцу, новому дню, воды бурлят, бегут, хлопочут)
– В чём вы это услышали?
( в фортепианном сопровождении)
 Какое настроение в музыке?
( - радостное, приподнятое, торжествующее, ликующее; звучание детского хора придаёт музыке особенно приподнятое, радостное, светлое  звучание)
– Какой, по-вашему, музыкальный образ в этом произведении?
( образ стремительных безудержных  юных сил весны)

Послушай: музыка вокруг: Она во всём – в самой природе, И для бесчисленных мелодий Она сама рождает

Слайд 14И.А.Бунин
– Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но

и многих русских поэтов. Звуки,  движения, образы  возникают  под  пером

 известных  поэтов, но  поэтический  язык -  особенный, таинственный.
Необыкновенные  поэтические  образы, поражающие  нас  своей  красотой, музыкальностью  были  созданы  русским  поэтом  -  Иваном  Алексеевичем  Буниным.

    Чтение учащимся   стихотворения  «Бушует  полая  вода…».
Беседа  о  стихотворении:
Какое  настроение  вызывает  стихотворение?  Почему?
Как  создается  красота  весеннего   пейзажа?
Какие  краски  присутствуют  в  стихотворении?
С  помощью  каких  слов  поэт  передает  движение  природы, ее изменения, бурление?
Какие  поэтические  образы  вы  увидели  в  этом  стихотворении? Какие  средства  художественной  изобразительности помогают  нарисовать  незабываемые  образы  природы?
Попробуйте   словесно  нарисовать  картину  бунинской  весны.

И.А.Бунин– Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Звуки,  движения, образы

Слайд 151. Попробуем  сравнить  настроения, звуки, краски, образы стихотворения  Бунина и

романса Рахманинова.
Какой  вы  увидели  природу?
2.Союз   слова  и  музыкальных

 интонаций   составляет  неразрывное  единство  в  создании  образов   природы.   Как  часто  и  глубоко  проникает  природа  в  искусство, как  тесно  они  связаны  друг  с  другом!   Почувствовали  ли    вы  это?  Что  вам  хочется   сказать  об  услышанном, чем  поделиться?
(ответы детей)
3.  Именно в изображении природы особенно близко сходятся два вида искусства:   литература и музыка.
4. И в заключении послушайте стихотворение Ивенсена «Музыка»

 
На фоне «Вокализа» С.Рахманинова ученица читает стихотворение И.Ивенсен «Музыка»
Послушай: музыка вокруг:
Она во всём – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
      Ей служат ветер, плеск волны.
      Раскаты грома, звон капели.
      Птиц несмолкаемые трели
      Среди зелёной тишины.
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень песенкой без слов –
Всё на одной звенящей ноте -
      И снега хруст, и треск костра!
      И металлическое пенье,
      И звон пилы и топора!
      И проводов степных гуденье!
(продолжает читать учитель музыки)
…Вот почему-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали.
О том, как плещется вода,
      Как ветер шелестит листвою.
      Как, заскрипев, качнулись ели.
      А это арфы нам напели,
      Рояль, и скрипка, и гобой.

1. Попробуем  сравнить  настроения, звуки, краски, образы стихотворения  Бунина и романса Рахманинова.Какой  вы  увидели  природу? 2.Союз  

Слайд 16Привлечение музыки на уроке литературы является одним из важных аспектов

реализации межпредметных связей, способствующих формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию.

Прослушивание музыкальных произведений и их сопоставление с произведениями литературы расширяет знания и умения учащихся, приобретение на уроках музыки. Основная задача этих уроков - развитие музыкального вкуса учащихся, повышение культуры восприятия музыки. Воздействие на чувства, музыка создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературы произведений. В отличие от литературы, музыка не может передать конкретно представлений и понятий. Зато она способна глубоко и непосредственно передать переживания человека. Не случайно композитор А.Н.Серов называл музыку языком души, жизнью души, выраженных в звуках.
Музыка стиха. Музыкальность прозы. Эти выражения говорят о тесном взаимопроникновении двух видов искусства-литературы музыки.
Привлечение музыки на уроке литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, способствующих формированию мировоззрения учащихся,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика