Слайд 1Интеллектуальная игра по русскому языку
в 5 классе
Учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СОШ № 12»
Скиданова Нина Ивановна
Слайд 2«Всякий умный человек знает, что такое интеллект...»
С благоговеньем прикасайся
К тому,
чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
Воздушно лёгок, сочен,
вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Слайд 3Разминка
Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного
размяться, мы сейчас их вспомним.
Зачитывается начало пословицы, а
команда должна продолжить.
За верный ответ – 1 балл.
Слайд 4Что посеешь, …
(то и пожнёшь).
2. Без труда…
(не вынешь
и рыбку из пруда).
3. Кончил дело – …
(гуляй смело).
4.
Учение – свет, …
(а неученье – тьма).
5. С кем поведёшься – …
(от того и наберёшься).
6. Как аукнется – …
(так и откликнется).
7. За двумя зайцами погонишься – …
(ни одного не поймаешь).
8. Тяжело в учении – …
(легко в бою).
Слайд 5Поэт А.Шибаев написал стихотворение «Грустные вести». Думаю, вы поймёте, почему
он его так назвал.
Пришло письмишко мне,
Гляжу – из лагеря
от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашёл я грусть и очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он!
Боюсь, мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить: заставить правила учить!
Слайд 6Орфографическое лото
Чтобы грамотными стать,
надо правила все знать
и уметь
их применять!
Слайд 7
20
30
1
2
4
3
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
25
26
27
28
29
31
31
32
33
34
35
Слайд 8Как проверить безударную гласную в корне слова?
ответ
Чтобы проверить безударную
гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое
однокоренное слово, чтобы эта гласная была под ударением.
Слайд 9Перед какой частью речи предлогов не бывает?
ответ
Перед глаголами
Слайд 10Какие гласные пишутся после шипящих?
ответ
И, А, У
Слайд 11Какая гласная буква пропущена в следующих словах:
Бр..дить, прин..сить, осм..треть?
Укажите
проверочные слова.
ответ
О
Слайд 12Когда пишется разделительный Ъ?
ответ
Разделительный Ъ пишется только после приставок
на согласные перед гласными
Е, Ё, Ю, Я.
Слайд 13Какая буква пропущена в следующих словах:
Ни..кий, вя..кий, сколь..кий?
Укажите проверочные
слова.
ответ
З
Слайд 14Когда пишется разделительный Ь?
ответ
Разделительный Ь пишется в слове перед
гласными
Е, Ё, Ю, Я, И.
Слайд 15Как проверить, нужно ли писать непроизносимый согласный в корне слова?
ответ
Чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова,
надо подобрать такое слово, чтобы этот согласный произносился отчётливо.
Слайд 16Как не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова?
ответ
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно
изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Слайд 17 Какая гласная буква пропущена в следующих словах:
К..лендарь, м..лина, к..ртошка?
ответ
А
Слайд 18Какая буква пропущена в следующих словах:
Об..явление, под..ём, из..ездить?
ответ
Ъ
Слайд 19Какая буква пропущена в следующих словах:
Сер..ёзный, в..юга, колос..я?
ответ
Ь
Слайд 20 Что такое орфограмма?
ответ
Написания в словах по орфографическим правилам
или по традиции.
Слайд 21Как проверить написание согласной в корне слова?
ответ
Чтобы не ошибиться
в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или
подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р.
Слайд 22Какая буква пропущена в следующих словах:
Брош..ра, параш..т, ж..ри?
ответ
Ю
Слайд 23Когда правописание гласных и согласных в корне слов нужно запоминать?
ответ
Когда
гласные или согласные в корне слов являются непроверяемыми.
Слайд 24Какая буква пропущена в следующих словах:
Б..нокль, р..сунок, м..нутка?
ответ
И
Слайд 25Нужно ли писать непроизносимый согласный в следующих словах:
Ужас..ный, опас..ный, прекрас..ный?
Докажите
свою точку зрения.
ответ
Нет.
Ужасен, опасен, прекрасен.
Слайд 26Нужно ли писать непроизносимый согласный в следующих словах:
Прелес..ный, извес..ный, счас..ливый?
Докажите
свою точку зрения.
ответ
Да.
Прелести, известие, счастье.
Слайд 27 Какая гласная буква пропущена в следующих словах:
Необыч..йный, овч..рка, площ..дка?
ответ
А
Слайд 28 Какая гласная буква пропущена в следующих словах:
Ш..повник, маш..на, ж..вотное?
ответ
И
Слайд 29 Какая гласная буква пропущена в следующих словах:
Ч..деса, щ..риться, ч..вство?
ответ
У
Слайд 30Как нужно писать следующие слова, если убрать скобки:
(По)бежать, (под)бросить, (в)ходить?
ответ
Слитно.
Слайд 31Как нужно писать следующие слова, если убрать скобки:
(По)дороге, (за)забором, (в)комнату?
ответ
Раздельно.
Слайд 32Какая буква пропущена в следующих словах:
Во..зал, рю..зак, хо..ей?
ответ
К
Слайд 33Какая буква пропущена в следующих словах:
Н..винка, пок..рмить, б..льница?
Назовите проверочные
слова.
ответ
О
Новый, кормит, боль
Слайд 34Какая буква пропущена в указанном слове:
Пом..рить товарищей?
Объясните свою точку
зрения.
ответ
И
Проверочное слово - мир
Слайд 35Какая буква пропущена в указанном слове:
Пол..скать ребёнка?
Объясните свою точку
зрения.
ответ
А
Проверочное слово - ласка
Слайд 36Какая буква пропущена в указанном слове:
Мой брат очень моло..?
Объясните
свою точку зрения.
ответ
Д
Проверочное слово - молодой
Слайд 37Ученики писали диктант. В одном предложении речь шла о старичке,
который присел на скамью немного отдохнуть. Проверив тетрадь Зои, учительница
ей с улыбкой сказала:
– А ведь дедушка уже до этого был седым!
В каком слове Зоя сделала ошибку?
ответ
Зоя написала о дедушке, что он поседел (вместо посидел).
Слайд 38Назовите предлоги, которые пишутся через дефис.
ответ
ИЗ-ЗА
ИЗ-ПОД
Слайд 39Как пишутся предлоги со словами?
ответ
Предлоги пишутся отдельно от тех слов,
перед которыми они стоят.
Слайд 40Нужно ли писать разделительный Ъ в следующих словах:
Под..учить, с..экономить, об..ыграть?
Объясните
свою точку зрения.
Ответ
НЕТ
Слайд 41Ребусы
Чтоб на уроке не скучать,
нужно ребус разгадать!
Слайд 48Юный редактор
Вспомните, что такое текст.
Из данных предложений создайте текст. Не
забудьте получившийся текст озаглавить.
Слайд 49Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие.
В одном
сказочном городе жили коротышки.
Он стоял на берегу ручья, который назывался
Огурцовой рекой, потому что по берегам росло много огурцов.
Их город назывался Цветочным городом.
Коротышки делали из берёзовой коры красивые лодочки, переплывали через быструю реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.
За рекой был большой лес, в котором встречались лисьи и волчьи следы.
Слайд 50В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому,
что они были очень маленькие.
Их город назывался Цветочным городом.
Он стоял на берегу ручья, который назывался Огурцовой рекой, потому что по берегам росло много огурцов.
За рекой был большой лес, в котором встречались лисьи и волчьи следы.
Коротышки делали из берёзовой коры красивые лодочки, переплывали через быструю реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.
(По Н.Носову)
Слайд 51Наборщики
На выполнение задания даётся 2 минуты.
А задание такое:
из
букв данного слова составить новые слова.
Слайд 53Итак, друзья, пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда с
охотою учиться,
А русский на «отлично» знать!
Спасибо за урок!