Слайд 1«Все познается в сравнении»
Конфуций
«Искусство сравнивать»
Учитель русского языка и литература
МОУ
Калаисской СОШ
Татьяна Сергеевна Худякова
Слайд 31
2
3
4
5
6
7
8
9
С Д З
Ф Р Ы
О У
Ц Н Й
Ш Е
Ё
Т В Ё
Э И Х
Б Н Я
Ж Л Е
1 6
9 5 7 2 8 4 3
А
Самый сообразительный
Слайд 4Сравнение как средство
выразительности речи
Цель: Определить роль сравнения в русском
языке
Задачи: Изучить теоретический материал. Проанализировать художественные тексты, определить способы выражения
сравнения.
Слайд 5Вид тропа, распространенная форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного
явления или предмета с другим .
Гипотеза: Будет ли наша
речь бедна без сравнений.
Сравнение
Слайд 6Блестящие мастера сравнений.
А.П. Чехов
Губы красные , как хорошая семга;
Деньги тают,
как мороженое;
Луна хмурая, точно больная;
Покраснел, будто курицу украл;
К. Паустовский
Белый, как
снятое молоко;
Бестолковый, как курица;
Дождь теплый, как остывший чай;
Лето застенчивое, как дети.
Слайд 7Человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить,
уловить сходство и
различие явлений - это помогает ему познать мир.
Слайд 10Для начала запомните:
Сравнение обычно строится из двух частей: объекта сравнения
и средства сравнения.
Объекты и средства сравнений соединяются сравнительными союзами
: как, словно, будто, точно, как будто, а также существительным в творительном падеже.- например грудь колесом, губы бантиком, нос крючком,
Роль сравнений
Дается авторская оценка
Рисуется внешний облик
Передается настроение, ощущение.
Слайд 11Запомните:
1. Чтобы хорошо сравнивать, нужно внимательно рассмотреть то, что вы
хотите описать, постараться заметить что-то такое, чего мы обычно не
замечаем.
2. Определите свое отношение к описываемому.
3. Подумайте, для чего вы хотите использовать сравнение.
Слайд 12ОТДОХНЕМ…
ПЛЫВЕТ
Как
Точно
словно
Будто
Как- будто
Похож
Подобно
Напоминает
Слайд 13Как настоящие мастера слова.
У А.С. Пушкина: талия, как __________,
У
Б. Пастернака: смех серебрист, как ____________,
У С.Есенина: седина, словно
______________________,
У М.Е. С-Щедрина: застенчивый , как _______________,
У С.С-Ценского: плечи, как ________________________.
Слайд 14 Умение сравнивать раскрывается только тем, кто может не просто
смотреть и слушать, а кто хочет пытливо вглядеться в
мир, понаблюдать, осмыслить происходящее.
Слайд 15Распустилась в саду нашем роза,
Словно ангел, воздушна, нежна.
И шипы —
будто в сердце занозы —
Так пышна, грациозна она!
Как прекрасная фея-принцесса,
Цвет
лазурного неба храня,
На балу у цветов — баронесса!
Горделиво стоит, лепестками звеня...
Разнеслись ароматы по саду,
И вскружилась моя голова!
Чудной розе всегда буду рада —
Чтобы выразить чувства в словах!
Слайд 16
Вставьте сравнения в отрывок там, где это возможно и необходимо
Прочтите текст сказки вслух
Алгоритм работы
Лингвистический эксперимент
Слайд 18Сравнение - средство
выразительности речи
Роль сравнений в русском языке высока,
потому что…..
Слайд 19Наша речь без сравнений бедна.
Гипотеза подтвердилась.
Слайд 20
Кто очень доволен…
Кто спокоен и не испытал особых эмоций…
Кто
не очень доволен своей работой
Слайд 21Написать сочинение
«Любимый цветок моей мамы»