Слайд 1Урок русского языка
по теме
«Из чего состоят слова»
6 класс
Автор работы: учитель
русского языка и литературы
МАОУ „Володарская СОШ“ Садчикова Ю.Н.
Слайд 2Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки
о языке, в котором изучается
состав (строение) слова.
Словообразование ― это раздел
науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.
Орфография – это (от греч. orthos — прямой, правильный + grapho — пишу) (правописание) система правил:
1) о написании слов и их значимых частей,
2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов,
3) об употреблении прописных и строчных букв,
4) о переносе слов с одной строки на другую.
Слайд 3Морфема – это (от греч. raorphe — форма) значимая часть
слова, далее неделимая.
Корень – центральная часть слова, заключающая в
себе основной элемент лексического значения, например: за-сух-а, лес-ной. Сложное слово имеет более одного корня: торфоразработки, слепоглухонемой.
Приставка (префикс) – часть слова, находящаяся перед корнем, например: вз-дрогнуть, при-соединить, по-при-от-крывать.
Суффикс – часть слова, находящаяся между корнем и окончанием, напр.: актив-ист-к-а, рез-к-а, устар-е-л-ость.
Окончание (флексия) – часть слова, которой слово чаще всего оканчивается и которая выражает значение рода, числа, падежа и лица, например: весн-а, красив-ый, греб-у. После окончания могут стоять возвратная частица -ся (-cь) и частица -те, например: пиш-ет-ся, катал-а-сь, ид-ём-те.
Слайд 5План морфемного разбора слова
1. Определите, какой частью речи является
слово.
2. Выделите слове окончание (если оно есть) и основу.
3. Выделите слове приставку и/или суффикс через построение словообразовательной. Укажите значение словообразующих морфем (если оно ясно).
4. Выделите в слове корень.
Слайд 6План словообразовательного разбора слова
1. Поставить слово в начальную форму.
2.
Определить слово ,от которой оно образовано.
3. Объяснить значение исследуемого
слова через значения слова ,от которого оно образовано.
4. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
5. Указать средство словообразования.
6. Указать способ словообразования.
Слайд 7Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения.
Слайд 8Выполните словообразовательный разбор слов:
развеселый
овражек
подсвечник
бег
лесовоз
мороженое
Слайд 9Запишите слова, вставив пропущенные буквы:
Пр..восходный, бе..порный, сестриц..н, пр..мудрый, пр..лепить, бе..полезный,
пр..хвас..нуть, бе..покойный, бе..мерный, раз..грать, пр..морский, в..ехать, ра..жать, пальтишк.., (н..)извес..ный, (н..)нас..ный,
без..мя..ый, бе..корыс..ный, и..пользовать, домишк.. .
Объясните написаниие слов, выделите морфемы, в которых была пропущена буква.
Слайд 10Источники:
https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=2e411c315dc25aad7d73a35cf2bd4454&n=33&h=215&w=382
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=77c80c6d3bd96cac19286e82a2f8402d&n=33&h=215&w=287
http://old.klasika.edu.lv/new/4klass/Docs/4astislova.gif
http://www.orfo.ru/tutorial/html/Def_Morf.htm
http://festival.1september.ru/articles/632989/
Учебник Русский язык под ред. Е.А.Быстровой.