Слайд 1ПРИЧАСТНЫЙ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТЫ
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ
СОШ №28
Кущяк О. Г.
Слайд 2Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили
меня и весь наш табор приютившийся у огонька. Крики отдавались
в мирно спавших заводях реки. В сумерках на берегу виднелись странные группы каких-то людей. Невдалеке стояла телега запряженная лошадью спокойно ждавшей перевоза.
Через полчаса нагруженный паром отвалил от берега а еще через четверть часа из-за мыса выплыл пароход ведущий большую баржу. Я устроился на палубе и любовался уголками открывавшимися с каждым поворотом реки еще окутанной синеватой мглой. (По В. Короленко)
Слайд 3Проверьте себя.
Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня и весь наш
табор, приютившийся у огонька. Крики отдавались в мирно спавших заводях
реки. В сумерках на берегу виднелись странные группы каких-то людей. Невдалеке стояла телега, запряженная лошадью, спокойно ждавшей перевоза.
Через полчаса нагруженный паром отвалил от берега, а еще через четверть часа из-за мыса выплыл пароход, ведущий большую баржу. Я устроился на палубе и любовался уголками, открывавшимися с каждым поворотом реки, еще окутанной синеватой мглой. (По В. Короленко)
Слайд 4Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
Красиво
смотреть со стороны на судно окрыленное белыми парусами грациозно плывущее
по бесконечной глади морских волн. Но взгляните на число рук приводящих его в движение! Парусное судно обмотавшееся веревками и завесившееся парусами дремлющее в штиль и лавирующее при противном ветре не может в одно мгновение двинуться назад или быстро поворотиться.
(По И. Гончарову)
Слайд 5Проверьте себя.
Красиво смотреть со стороны
на судно, окрыленное белыми парусами, грациозно плывущее по бесконечной глади
морских волн. Но взгляните на число рук, приводящих его в движение! Парусное судно, обмотавшееся веревками и завесившееся парусами, дремлющее в штиль и лавирующее при противном ветре, не может в одно мгновение двинуться назад или быстро поворотиться. (По И. Гончарову)
Слайд 6Объясните постановку знаков препинания.
Пропитанная полынным запахом длинная
степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади,
а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.
Слайд 7Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
Волки медленно поднялись и поджав
хвосты пошли в поле. Молодая волчица села в снег подняв голову и первый раз в жизни завыла жалобно не спуская глаз с месяца. Вой ее слушали волки, и в сердцах их холодя на спинах шерсть просыпалось чувство злой тоски.
Волчица пела свою песню высоко задрав голову и глядя на месяц. Заслышав ее зайцы вышедшие в поле откапывать зеленую озимь испуганно поднимались на лапках. Волкам было тоскливо, они стояли глядя мерцающими глазами на снег.
(По И. Соколову-Микитову)
Слайд 8Проверьте себя.
Волки медленно поднялись и,
поджав хвосты, пошли в поле. Молодая волчица села в снег,
подняв голову, и первый раз в жизни завыла жалобно, не спуская глаз с месяца. Вой ее слушали волки, и в сердцах их, холодя на спинах шерсть, просыпалось чувство злой тоски.
Волчица пела свою песню, высоко задрав голову и глядя на месяц. Заслышав ее, зайцы, вышедшие в поле откапывать зеленую озимь, испуганно поднимались на лапках. Волкам было тоскливо, они стояли, глядя мерцающими глазами на снег.
(По И. Соколову-Микитову)
Слайд 9Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
Сочные щепки летели на росистую траву и легкий треск послышался
из-за ударов. Дерево дрогнуло всем телом, погнулось и быстро выпрямившись заколебалось на своем корне. На мгновение все затихло, но снова прогнулось дерево наклонилось рухнув макушкой на землю. Звуки топора затихли. Малиновка свистнула и вспорхнула выше зацепив ветку крыльями. Ветка покачавшись замерла.
(По Л. Толстому)
Слайд 10Проверь себя.
Сочные щепки летели
на росистую траву, и легкий треск послышался из-за ударов. Дерево
дрогнуло всем телом, погнулось и, быстро выпрямившись, заколебалось на своем корне. На мгновение все затихло, но снова прогнулось дерево, наклонилось, рухнув макушкой на землю. Звуки топора затихли. Малиновка свистнула и вспорхнула выше, зацепив ветку крыльями. Ветка, покачавшись, замерла.
(По Л. Толстому)
Слайд 11Объясните постановку знаков препинания.
На крыльцо вышел
мальчик лет шести. Не сводя зачарованных глаз с Дика [собака],
он резво сбежал с крыльца и очутился возле отпрянувшего назад огромного пса. Худая ручонка мальчика зарылась в густую бурую шерсть, стала ее ворошить, и лесник предостерегающе окликнул пса, приказывая ему сесть. Но Дик и сам от изумления и обиды потерялся. Лишь верхняя губа его приподнялась, сморщившись и обнажая крепкие клыки.
Слайд 12Объясните постановку знаков препинания.
Радостно и звонко засмеявшись,
мальчик двумя руками крепко обхватил шею собаки. Ошалело мотнув головой,
освобождаясь от непрошеной ласки, Дик с задавленным ворчанием отбежал в сторону. Сел, высунув язык, и, конфузясь, потряс головой, освобождаясь от незнакомого запаха, вызывающего желание чихнуть. Спасаясь от непрошеного гостя, вновь бросившегося к нему, Дик в два прыжка достиг изгороди, перемахнул через нее и пропал в кустах.
(По П. Проскурину)
Слайд 13Источник:
Богданова Г.А. Русский язык. Диктанты.
7 класс
2. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся (6-е
изд.) Год: 1993 Автор: Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.
3. Ахременкова Л.А. К
пятёрке шаг за шагом. 7 класс