Разделы презентаций


Как написать сочинение – рассуждение

Содержание

Образовательные: систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок – практикум по теме «Как написать сочинение – рассуждение

на 23 балла». (подготовка к ЕГЭ. Часть С)
Презентация выполнена
учителем

русского языка Косыревой Н.А.
Урок – практикум по теме  «Как написать сочинение – рассуждение на 23 балла».  (подготовка к

Слайд 2 Образовательные:
систематизировать знания учащихся о тексте, критериях

оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст

и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С.
Развивающие:
использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом;
Воспитательные:
создать условия для формирования коммуникативной личности

Цели и задачи урока:

Образовательные: систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение

Слайд 3Вступление ( может и не быть)
Проблема текста.
Комментарий к проблеме .
Позиция

автора.
Согласие/несогласие с автором.
Аргументация собственного мнения. (Желательно 2 аргумента)
Вывод.
Запомни: абзацев в

сочинении может быть 3 ,4 , но всё-таки лучше каждую часть ( в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности , чтобы эксперту было легче проверить работу.

Примерный план сочинения:

Вступление ( может и не быть)Проблема текста.Комментарий к проблеме .Позиция автора.Согласие/несогласие с автором.Аргументация собственного мнения. (Желательно 2

Слайд 4 Формулировка проблемы – важный этап работы над

сочинением!
Читая внимательно текст, отслеживай проблемы , помни,

что их в тексте может быть две, три и более. Найди одну , которую тебе легче всего будет прокомментировать и аргументировать. Иначе , если проблема определена и сформулирована неверно , следовательно , и комментарий , и аргументация окажутся неправильными , тогда вся творческая работа , проделанная тобой, не будет оценена больше 5-8 баллов.
Проблемы бывают:
Злободневными, актуальными , острыми , важными , серьёзными , назревшими , наболевшими , неразрешимыми, спорными и т.д.

Проблема текста- это основной вопрос , над которым задумывается автор.

Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением!   Читая внимательно текст, отслеживай

Слайд 5Философские (затрагивают общие особенности развития природы, общества)
Социальные (касаются устройства общества)
Политические

(связаны с деятельностью государственное власти)
Экологические (отражают взаимодействие человека и окружающей

среды)
Нравственные (этические) (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек)
ПРОБЛЕМА – основной вопрос, поставленный в тексте.


Проблемы могут быть:

Философские (затрагивают общие особенности развития природы, общества)Социальные (касаются устройства общества)Политические (связаны с деятельностью государственное власти)Экологические (отражают взаимодействие

Слайд 6 Как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются
публицистические

тексты , в которых проблема лежит на поверхности,
чего не скажешь

о художественных . Но что же делать , если перед
тобой оказался текст , в котором не так – то просто определить
проблему?
Воспользуйся следующим алгоритмом:

Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
Запишите его. Это и есть проблема текста.

Проблема текста- это основной вопрос , над которым задумывается автор.

Как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаютсяпублицистические тексты , в которых проблема лежит на

Слайд 7

Начать своё сочинение можно, конечно , и

с различных клише, но лучше всё-таки продумай риторический вопрос, в

котором будет отражена одна из проблем текста.
Также можно начать сочинение с ряда однородных понятий или личных размышлений по теме текста.

Подсказка

Начать своё сочинение  можно, конечно , и с различных клише, но лучше всё-таки продумай

Слайд 8 Она , вся в лучах заходящего

солнца, склонившись на перила , стояла на пирсе. Чувство одиночества

мучило её уже третий день. Мимо проходили люди , торопящиеся по своим делам , они спешили - никому в их суматошном мире не было дела до неё. Тихие слёзы отчаянья вдруг вырвались наружу , закружив в радужном хороводе всё вокруг.
Наташа зажмурила глаза , сжала руки в кулаки и с твёрдым намереньем ступила на край пирса. Но вдруг в голове мелькнул образ мамы , тихий , светлый и печальный. Мама взглянула на неё как бы с укором, и Наташа поняла , что если она сейчас шагнёт в холодную мартовскую воду , то больше никогда не увидит этих глаз , лучистых и добрых, не услышит такого знакомого и нежного «доченька» , не почувствует родного тепла , когда оно так необходимо.
«Господи, что же я делаю? – пронеслось в голове девушки. – Как же я могла подумать , что никому не нужна?»
Наташа в решительности убрала ногу от края. Теперь она точно знала, кто её ждёт, и спешила в тепло материнского дома.

Практическая работа.

1

2

3

Она , вся в лучах заходящего солнца, склонившись на перила , стояла на

Слайд 9 При работе используй таблицу

При работе используй таблицу

Слайд 10Актуальна ли проблема , над которой задумывается автор?
Кто ещё из

авторов обращался к данной проблеме?
На чём автор заостряет внимание читателя,

при помощи чего он это делает( рассматривает проблему на примере из собственной жизни или литературного героя , путём сопоставления или сравнения чего-то или кого-то, акцентируя внимание на причинах порока или способах борьбы и т.д.) ?
На какие аспекты этой проблемы он прежде всего обращает своё внимание?
Как выражает своё отношение к изображаемому ( отмечает , подчёркивает , обращает внимание читателя и т.д. )?
Какие эмоции автора выражены в тексте (возмущается , негодует , радуется, испытывает чувство гордости и т.д.)?


Правильно написать текстуальный комментарий помогут ответы на следующие вопросы:

Актуальна ли проблема , над которой задумывается автор?Кто ещё из авторов обращался к данной проблеме?На чём автор

Слайд 11 Поскольку комментарий располагается после формулировки проблемы,
то логично его

строить так , чтобы он подводил читателя к авторской
позиции .

Здесь можно использовать такой переход:
Рассматривая данную проблему , автор подводит нас к выводу…
Рассматривая данную проблему , автор обращает внимание читателя на …
Разве не странно, что проблема…
Таким образом , позиция автора заключается в том , что…
Эти «связующие» предложение очень важны, т.к. обеспечивают
плавный переход от одной микротемы к другой.

Подсказка:


Поскольку комментарий располагается после формулировки проблемы, то логично его строить так , чтобы он подводил читателя

Слайд 12Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме
Запомни, что

если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора –

это ответ на вопрос , поставленный в тексте. Таким образом, позиция автора и проблема связаны теснейшим образом и должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит , то логика мысли в сочинении нарушена.
Позиция автора – отношение создателя текста  к поднятой проблемеЗапомни, что если проблема – это некоторый вопрос,

Слайд 13Что хотел сказать автор?
Какова цель его высказывания?
Ради чего всё это

написано?
Как сам автор относится к проблеме?
Какие мысли , чувства являются

для автора ключевыми , чему может научить данный текст?

Помни: формулируй точку зрения автора , а не свою! Не путай героя произведения, рассказчика и автора, ведь автор может сделать рассказчиком кого угодно . В тексте обычно есть оценочная лексика , которая поможет понять , что чувствует автор, подчеркни эти слова .

Что значит сформулировать авторскую позицию?


Что хотел сказать автор?Какова цель его высказывания?Ради чего всё это написано?Как сам автор относится к проблеме?Какие мысли

Слайд 14 Аргумент строится так же ,

как и сочинение – рассуждение , т.е. тезис( твоя позиция

по сформулированной проблеме и точке зрения автора; здесь же нужно не только согласиться или корректно не согласиться с автором , но и объяснить свою точку зрения по поводу авторской позиции) , аргументы ( 2 примера, причём второй можно разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным , т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше ) и вывод.

Аргументация собственного мнения- это приведение доказательств и примеров для обоснования собственной мысли.

Аргумент строится так же , как и сочинение – рассуждение , т.е.

Слайд 15 Шаблон сочинения:

(Ф.И.О. автора) ставит очень важную проблему

–проблему…..
Основная проблема, поставленная автором, связана с …….. Что такое….?

Вот проблема, которую поднимает…..
Автор размышляет о….. (краткий пересказ, объяснение основного вопроса текста)
Позиция автора (позитивная, негативная, нейтральная). Он считает, что (цитирование, точка зрения автора)
С мнением автора нельзя не согласиться.
Я полностью разделяю его точку зрения. Действительно….. или Во-первых…, во-вторых…
1 аргумент…..
2 аргумент…..
Я искренне благодарна автору за то, что он заставил меня задуматься над такими важными для каждого вопросами.
Шаблон сочинения:      (Ф.И.О. автора) ставит очень важную проблему –проблему…..Основная проблема,

Слайд 16 Аргументами могут быть:

Аргументами могут быть:

Слайд 17 Запомни , что твой текст должен иметь целостную

структуру. Используй
между предложениями цепную связь , которая обеспечивается при помощи:
Лексических

повторов ( только не увлекайся ими);
Однокоренных слова;
Синонимов ( в то числе и контекстными);
Антонимов ( в то числе и контекстными);
Местоимений;
Наречий времени , причины;
Числительных;
Вводных слов и сочетаний;
Союзов , частиц;
Порядка слов;
Вопросительных и побудительных предложений.
Примечание : парцелляцией лучше не пользоваться, т.к. намеренный разрыв предложений , который в публицистической литературе считается нормой , в твоём сочинении может быть рассмотрен как грамматическая ошибка.

Работаем над критериями К 6 и К6

Запомни , что твой текст должен иметь целостную структуру. Используймежду предложениями цепную связь , которая

Слайд 18Если вступление не обязательно , то заключение подводит итог всей
работы,

поэтому оно необходимо! Продумай его хорошенько , все
взвесь, чтобы последними

одним-двумя предложениями не испортить
ощущение от всей проделанной тобой работы!
Ввести его в текст помогут следующие типовые конструкции:
В итоге я хочу сказать…
В заключение важно отметить…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Выходит , что… и др.

Заключение

Если вступление не обязательно , то заключение подводит итог всейработы, поэтому оно необходимо! Продумай его хорошенько ,

Слайд 19Пишем сочинение по исходному тексту .

В семье

Сверла радостное событие : сын родился.
Родители не налюбуются

отпрыском , соседи смотрят – удивляются : вылитый отец!
И назвали сына Штопором.
Время идёт, крепнет Штопор , мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать ( Свёрла ведь потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках . Когда же приходит пора и пробуют дать ему что-нибудь потвёрже ( посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать , к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Свёрла : и как это сын от рук отбился?
(Ф.Кривин)
Пишем сочинение по исходному тексту .					   В семье Сверла радостное событие : сын родился.

Слайд 20 
Максимович Т.И., Пугачев И.А. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Русский

язык: выполнение части 3 (часть С).-М.: Астрель, 2008
1september.ru
Сенина Н.А.,

Нарушевич А.Г.Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие.-Ростов н/Дону:Легион – М, 2010
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение – рассуждение ( часть С). – М.: Эксмо, 2007
Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения. – М.: Экзамен, 2012
http://images.yandex.ru

Список литературы

 Максимович Т.И., Пугачев И.А. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Русский язык: выполнение части 3 (часть С).-М.: Астрель,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика